ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-42593/14 от 24.10.2014 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

29 октября 2014 года Дело №А41-42593/14

Резолютивная часть объявлена 24 октября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2014 года

Судья Арбитражного суда Московской области Т.Ш.Кулматов, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шерстюковой О.В., рассмотрев дело по

заявлению индивидуального предпринимателя Клубкова Владимира Владимировича

к Администрации сельского поселения Царёвское Пушкинского района Московской области,

с требованиями:

признать недействительным Постановление Главы сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области от 28.04.2014 № 34 «Об отмене Постановления Администрации сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области от 14.06.2012 № 29 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, д. Жуковка, в районе магазина № 32»;

взыскать с Администрации сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области в пользу Клубкова Владимира Владимировича расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей,

при участии: представителей лиц, участвующих в деле, согласно протоколу,

установил:

Клубков Владимир Владимирович (далее – Клубков В.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области к Главе сельского поселения Царёвское Пушкинского района Московской области, Администрации сельского поселения Царёвское Пушкинского района Московской области (далее – администрация, Администрация с.п.Царевское, заинтересованное лицо) с требованиями:

1. Признать недействительным постановление Главы сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области от 28.04.2014 №34 «Об отмене Постановления Администрации сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области от 14.06.2012 №29 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, д. Жуковка, в районе магазина №32».

2. Взыскать с Администрации сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области в пользу Клубкова Владимира Владимировича расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Заявитель отказался от требований к Главе сельского поселения Царёвское Пушкинского района Московской области, просил прекратить производство в части требований, заявленных к Главе сельского поселения Царёвское Пушкинского района Московской области. Суд определением от 17 октября 2014 года производство в отношении заявленных требований к Главе сельского поселения Царёвское Пушкинского района Московской области прекратил в порядке, предусмотренном ст.ст. 49, 150 АПК РФ.

Заявитель и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований, представил отзыв, который приобщен к материалам дела.

Из материалов дела следует, что 09 июня 2012 года управлением строительства архитектуры и градостроительного регулирования администрации Пушкинского муниципального района Московской области подготовлен градостроительный план земельного участка №RU50522302-GRU002212.

Данный градостроительный план был утвержден постановлением Администрации с.п.Царевское от 14 июня 2012 года №29 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, д. Жуковка, в районе магазина №32».

02 июля 2014 года в межмуниципальной газете Пушкинского района «Маяк» №49 (11983) опубликовано постановление Главы сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области от 28 апреля 2014 года №34, согласно которому отменяется постановление Администрации поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области от 14 июня 2012 года №29.

Не согласившись с постановлением от 28 апреля 2014 года №34, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие Закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.

Таким образом, основанием для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской иной экономической деятельности.

Из текста оспариваемого ненормативного правового акта следует, что обстоятельством, послужившим основанием для отмены постановления Администрации с.п.Царевское от 14 июня 2012 года №29 об утверждении градостроительного плана земельного участка, является приведение муниципальных нормативно-правовых актов сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Закона № 131-Ф3 муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Из положений данных норм следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.

Вместе с тем, реализация органом местного самоуправления предусмотренных полномочий по отмене ранее принятого акта не может и не должна основываться только на формальном праве его отмены. Орган местного самоуправления должен доказать несоответствие отменяемого акта требованиям действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону, не нарушать права и законные интересы заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.

Такое толкование правовых норм согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 июля 2004 года №1424/04.

В нарушение ст. 65 АПК РФ представитель заинтересованного лица не представил доказательства, подтверждающие противоречия отменяемого постановления Администрации с.п.Царевское от 14 июня 2012 года №29 действующему законодательству.

Согласно ст. 56 ГрК РФ градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Статьей 41 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

В соответствии со ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Согласно ч. 2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Пунктом 17 ст. 46 ГрК РФ установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 Кодекса, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В действующем градостроительном законодательстве не содержится оснований для отказа в выдаче градостроительного плана.

Толкование данной нормы закона позволяет сделать вывод, что для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий предусматривают установление порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой только на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, в градостроительном плане, в том числе, указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Согласно п. 5 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и была утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 10 мая 2011 года № 207.

Судом установлено, что 31 мая 2012 года заявитель обратился в Администрацию с.п. Царёвское с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка в целях получения разрешения на строительство. В последующем Управлением строительства архитектуры и градостроительного регулирования администрации Пушкинского муниципального района Московской области подготовлен градостроительный план земельного участка №RU50522302-GRU002212 и передан заинтересованному лицу для утверждения.

Указанный градостроительный план земельного участка соответствует утвержденной форме данного документа, из которой следует, что его подготовка может осуществляться «уполномоченным лицом, органом или организацией» (строка «План подготовлен»), что не позволяет сужать круг участвующих в его подготовке лиц только до органа местного самоуправления, который представляет его на утверждение (строки «Представлен» и «Утвержден»).

Следовательно, выданный градостроительный план земельного участка, подготовленный органом местного самоуправления - администрацией Пушкинского муниципального района Московской области, не может отменяться только органами местного самоуправления сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое постановление Главы сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области от 28 апреля 2014 года №34 ничем не мотивировано, не соответствует закону, а также нарушает права законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Оспариваемое постановление препятствует заявителю пользоваться земельными участками по их целевому назначению.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно положениям ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Статьей 56 ЗК РФ определено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом, федеральными законами. Согласно положениям ч. 7 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Оспариваемое постановление нарушает права заявителя, предусмотренные ст. 209 ГК РФ, а так же создает препятствия к осуществлению прав использование заявителем земельных участков по их целевому использованию, установленному ст. 263 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ.

При таких обстоятельствах вынесенное оспариваемое постановление не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона № 131-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.

Следовательно, установлена совокупность оснований, позволяющих в соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 №6/8, ст. 198 и ст. 201 АПК РФ признать оспариваемый ненормативный правовой акт недействительным.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы по госпошлине в размере 200 руб. подлежат отнесению на Администрацию с.п.Царевское.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования индивидуального предпринимателя Клубкова Владимира Владимировича удовлетворить.

Признать недействительным Постановление Главы сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области от 28.04.2014 № 34 «Об отмене Постановления Администрации сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области от 14.06.2012 № 29 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, д. Жуковка, в районе магазина № 32».

Взыскать с Администрации сельского поселения Царёвское Пушкинского муниципального района Московской области (ИНН: 5038049396) в пользу индивидуального предпринимателя Клубкова Владимира Владимировича (ОГРНИП: 311503808900072, дата регистрации: 30.03.2011, паспорт серия 4602№ 658388, выдан 18.06.2002 паспортным столом Красноармейского ГОМ Московской области, код подразделения 503-090, адрес: Московская область, Пушкинский район, пос. Зверосовхоз, ул. Новая, д. 5, кв. 43) расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей,

Выдать исполнительный лист в порядке, предусмотренном ст. 319 АПК РФ.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде.

Судья Т.Ш.Кулматов