Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
03 октября 2019 года Дело №А41-42829/19
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 03 октября 2019 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «ХЕЛЛМАНН»
к Шереметьевской таможне
третье лицо: Балтийская таможня
о признании незаконными уведомлений
при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ХЕЛЛМАНН» (далее – заявитель, Общество, ООО «ХЕЛЛМАНН») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможня) с требованием признании незаконными уведомлений Шереметьевской таможни (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней
(от 03.04.2019 № 10005000/У2019/0001977, № 10005000/У2019/0001979,
№ 10005000/У2019/0001981, № 10005000/У2019/0001983, № 10005000/У2019/0001985,
№ 10005000/У2019/0001987, № 10005000/У2019/0001989, № 10005000/У2019/0001991).
Выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Между ООО «ХЕЛЛМАНН» (Заказчик) и ORIENTEUROTRADES.R.O.
(Чешская Республика) (далее - Экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции
№ ОЕF 147-040518 от 04.05.2018, в соответствии с которым Экспедитор обязуется по поручению Заказчика, за вознаграждение, от своего имени, но за счёт Заказчика и в его пользу, путем привлечения третьих лиц, осуществить транспортно-экспедиторское обслуживание импортно-экспортных, транзитных и других грузов Заказчика, перевозимых железнодорожным, авиационным, автомобильным, морским, мультимодальным (комбинированным) видами транспорта по маршруту, указанному Заказчиком, представлять интересы Заказчика в портах, аэропортах и иных организациях.
Между сторонами по заявкам № 10 от 03.09.2018, № 11 от 05.09.2018 была согласована перевозка груза «новые автокомпоненты» автомобильным транспортом.
Согласно заявке, груз перевозился по маршруту: АО «Петролеспорт»
(198095, г. Санкт-Петербург, Гладкий остров, 1) - СВХ «АНГРЕН», ул. Буюк Ипак Йули, Ташкенская область, Узбекистан. Груз был погружен в автотранспортные средства. Однако выгрузка груза так и не состоялась, ввиду похищения груза третьими лицами, по факту которого 19.11.2018 СО СПб ЛО МВД России на водном транспорте было возбуждено уголовное дело № 11801009745000097.
11.04.2019 Шереметьевской таможней в адрес ООО «ХЕЛЛМАНН» направлены уведомления от 03.04.2019 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №№ 10005000/У2019/0001977, 10005000/У2019/0001979, 10005000/У2019/0001981, 10005000/У2019/0001983, 10005000/У2019/0001985, 10005000/У2019/0001987, 10005000/У2019/0001989, 10005000/У2019/0001991.
Как следует из уведомлений, исчисление таможенных платежей и пеней произведено на основании расчетов таможенных платежей от 01.04.2019 №№ 10216000/29031/0000006, 10216000/29031/0000007, 10216000/29031/0000008, 10216000/29031/0000009, 10216000/29031/0000010, 10216000/29031/0000011, 10216000/29031/0000012, 10216000/29031/0000013, выставленных Балтийской таможней и направленных в Шереметьевскую таможню, в связи с принятием Балтийской таможней решения по результатам таможенного контроля по факту недоставления товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.
Не согласившись с возложением на общество обязанности по уплате таможенных платежей за утраченный товар, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Таможенный кодекс ЕАЭС применяется к отношениям, возникшим со дня его вступления в силу - 01 января 2018 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018
№ 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Закон № 289-ФЗ, Закон о таможенном регулировании) выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок фиксируется таможенным органом если таможенное декларирование товаров не производилось либо производилось с применением иных таможенных документов, - путем заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, корректировки таможенного приходного ордера, корректировки заявления, предусмотренного пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза, либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Кодекса Союза, а в случае, указанном в пункте 26 статьи 266 Кодекса Союза, - путем расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам.
В силу ч. 4 ст. 74 Закона о таможенном регулировании расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, заполняются не позднее десяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля и (или) иного решения в сфере таможенного дела, фиксирующего факт нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, который влечет за собой наступление срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, если иной срок заполнения не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона № 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).
Как следует из материалов дела Балтийской таможней по результатам таможенного контроля по факту недоставления товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, были произведены расчеты таможенных платежей от 01.04.2019.
Согласно пп. 2 п. 1 Приказа ФТС России от 24.12.2018 № 2095 «Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - таможенные, иные платежи) в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов (далее - плательщик), если таможенные и иные платежи подлежат уплате в Российской Федерации и плательщик является российским юридическим лицом (организацией), индивидуальным предпринимателем производится таможней, указанной в приложении к настоящему приказу, - если место нахождения плательщика или его место жительства расположено в месте, указанном в приложении к настоящему приказу, если иное не предусмотрено подпунктом 3 настоящего пункта.
Согласно п. 10 к Приказу № 2095 Шереметьевская таможня обеспечивает взыскание таможенных платежей в отношении плательщиков, расположенных в Северном административном округе Москвы, Северо-Восточный административном округе Москвы.
Исходя из изложенного, таможней взыскания является Шереметьевская таможня, поскольку ООО «ХЕЛЛМАНН» зарегистрировано в Северо-Восточном административном округе Москвы.
Оспаривая уведомления Шереметьевской таможни общество ссылается на пп. 6 п. 3 ст. 153 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), согласно которому обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, прекращается у декларанта, а также у железнодорожного перевозчика государства-члена, указанного в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, осуществляющего перевозку (транспортировку) товаров до места доставки товаров, определенного таможенным органом отправления, при наступлении следующих обстоятельств: признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящим Кодексом в отношении этих иностранных товаров наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 150 ТК ЕАЭС установлено, что при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 87 ТК ЕАЭС в случае если после пересечения таможенной границы Союза доставка товаров в место прибытия или иные места, указанные в пункте 3 статьи 10 настоящего Кодекса, прерывается, а также если водное или воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории Союза вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик или лицо, перемещающее товары для личного пользования, обязаны принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также при повреждении транспортного средства перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку) в ближайший таможенный орган либо в иное место, указанное таможенным органом.
При аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих соблюдению перевозчиком обязанностей, предусмотренных статьей 150 настоящего Кодекса, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку) (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом. Вместе с тем указанное заявителем не сделано.
Таможенный орган, получивший сообщение об этих обстоятельствах, обязан известить таможенный орган отправления и таможенный орган назначения о возникших обстоятельствах, препятствующих перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (п. 1 ст. 149 ТК ЕАЭС).
В соответствии с ч. 2 ст. 88 Закона о таможенном регулировании порядок признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области таможенного дела.
Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 № 973 утверждена «Инструкция о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров», пунктом 27 которого предусмотрено, что таможенный орган, в регионе деятельности которого произошли авария, действие непреодолимой силы или иные обстоятельства, препятствующие перевозке товаров, не позднее суток со дня получения соответствующего сообщения обязан обеспечить таможенный контроль за перегрузкой транзитных товаров в иное транспортное средство и их доставкой на ближайший склад временного хранения либо в ближайшую зону таможенного контроля.
Согласно п.п. 27.2, 27.3 указанной Инструкции, таможенным органом после изучения обстоятельств случившегося составляется акт об аварии или о действии непреодолимой силы в трех экземплярах (приложения 3, 4). Первый экземпляр акта остается в таможенном органе, второй направляется в таможенный орган отправления для снятия перевозки транзитных товаров с контроля, третий выдается перевозчику. Однако, такие документы не представлены.
В исключительных случаях в качестве подтверждения факта аварии или действия непреодолимой силы по решению начальника таможни, в регионе деятельности которой произошли указанные обстоятельства, могут быть признаны предусмотренные законодательством Российской Федерации заключения или акты иных компетентных органов.
Как было ранее указано, статьей 153 ТК ЕАЭС установлены основания возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита.
В своем заявлении общество ссылается на ст. 153 ТК ЕАЭС и указывает на хищение товаров третьими лицами, однако доказательств обращения заявителя в таможенный орган в связи с утратой (хищением) товаров, материалы дела не содержат.
Таким образом, факт хищения товара, с учетом того, что лицо не обращалось в таможенный орган с соответствующим обращением, не является достаточным основанием для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Суд также обращает внимание, что указанный случай не относится к действиям непреодолимой силы и не утрачен вследствие аварийной ситуации. Кроме того, принятого и вступившего в законную силу приговора суда по итогам расследования в рамках уголовного дела возбужденного постановлением от 19.11.2018 № 11801009745000097, материалы дела не содержат. Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что у таможенного органа имелись законные основания для выставления в адрес заявителя требований об уплате таможенных платежей.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора судом установлено, что нарушений прав и законных интересов общества таможенным органом не допущено, следовательно, отсутствует одна из составляющих, предусмотренная ст. 198 АПК РФ, для признания его незаконным
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и/или не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, арбитражный суд не находит оснований для признания оспариваемых уведомлений незаконными, вследствие, чего в удовлетворении заявленных ООО «ХЕЛЛМАНН» требований надлежит отказать.
Поскольку при рассмотрении настоящего спора суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя, расходы, понесенные им на уплату государственной пошлины, возмещению не подлежат (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 65, 71, 104, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных ООО «ХЕЛЛМАНН» требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья А.В. Цховребова