ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-43239/21 от 05.08.2021 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

          053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

05 августа 2021 года                                                                                      Дело №А41-43239/21

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2021 года

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2021 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ООО «НЕРУДЪ»

к Министерству экологии и природопользования Московской области

об оспаривании постановления от 30.04.2021 №03/80/0777/2021

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «НЕРУДЪ» (далее – общество, заявитель, ООО «НЕРУДЪ») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо,административный орган) с требованием:

- Постановление от 30.04.2021 №03/80/0777/2021 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Представителем заявителя заявленные требования поддержаны в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и  в письменных пояснениях.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании изложил процессуальную позицию своего доверителя, представил материалы административного дела по оспариваемому постановлению. Отзыв не представлен.

Исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, обществу на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 24.12.2019 № 1198-РМ
«О переоформлении лицензии на пользование недрами» выдана Лицензия на пользование недрами серии МСК № 80377 ТЭ с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых – песчано-гравийных пород на участке «Журавки-2», площадью 33, 3 га. Участок недр расположен в 0,5 км северо-северо-западнее д. Апальщино Рузского городского округа Московской области, имеет статус горного отвода.

Указанная Лицензия выдана в порядке переоформления Лицензии на пользование недрами МСК № 80183 ТЭ, выданной ООО «Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов». 

Лицензия на пользование недрами серии МСК № 80377 ТЭ Министерством зарегистрирована 25.12.2019 в реестре за № 435/МСК 80377ТЭ.

Пунктом 2.10 Приложения 1 к Лицензии МСК № 80377ТЭ «Условия пользования недрами» (далее – Условия пользования недрами) предусмотрено, что недропользователь обязан осуществлять разработку участка недр в строгом соответствии с техническим проектом, получившим положительное заключение экспертизы, согласованным и утвержденным в установленном действующим законодательством порядке, соблюдать решения и требования проекта при выполнении работ, своевременно вносить необходимые изменения в технический проект, получать по ним согласования и экспертизы, предусмотренные законодательством.

Как видно из материалов административного дела, в Управление государственного экологического надзора министерства из управления по рациональному недропользованию министерства поступило информационное письмо от 09.03.2021 № СЗ-1236/ о нарушении
ООО «НЕРУДЪ» условий пользования недрами.

Согласно статистической отчетности ООО «НЕРУДЪ» по форме № 5-гр, балансовые запасы ГПП на Участке недр «Журавки-2» расположенного в 0,5 км северо-северо-западнее
д. Апалыиино Рузского городского округа Московской области по состоянию на 01.01.2021 по категории С1 составляют 748 тыс. м3; согласно проектной документации «Корректировка проекта разработки и рекультивации участка «Журавки-2», согласованной распоряжением Министерства от 26.05.2020 РМ-667: вскрышные, добычные работы предусмотрены
в 2020 году; срок окончания работ по рекультивации, нарушенных горными работами
земель под лесонасаждения до завершения срока действия договора аренды лесного участка (до 22.12.2020). Данные о положительном заключении на проект освоения лесного участка в Министерство не поступали.

Проанализировав изложенные обстоятельства, административный орган пришел к выводу о нарушении заявителем требований пункта 10 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) и наличии в деянии последнего признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Министерство составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 19.04.2021 № 03/80/0777/2021.

Рассмотрев указанный протокол и иные материалы административного дела, Министерство вынесло постановление от 30.04.2021 №03/80/0777/2021, которым привлекло общество к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 310 000, 00 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в Арбитражный суд Московской области, обратившись с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан  доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.

Отношения по геологическому изучению, использованию и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1).

В соответствии со статьей 11 Закона № 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона № 2395-1). В настоящем деле выданная ООО «НЕРУДЪ» Лицензия на пользование недрами серии МСК № 80377 ТЭ Министерством в реестре за № 435/МСК 80377ТЭ зарегистрирована 25.12.2019.

Статьей 6 Закона № 2395-1 установлено, что недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Статьей 12 Закона № 2395-1 установлено, что лицензия на пользования недрами закрепляет условия и форму договорных - отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащим настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные лицензией, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части 2 статьи 10 Закона № 2395-1).

Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 № 110 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды, и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды» юридическими лицами, их обособленными подразделениями - пользователями недр, ведущими разведку и разработку месторождений, предоставляется отчетность по форме № 5-ГР в срок до 5 февраля года, следующего за отчетным. Соответствующая отчетность по объектам недропользования, по нераспределенному фонду месторождений представляется органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; территориальному органу Госгортехнадзора России; территориальному геологическому фонду; Российскому федеральному геологическому фонду МПР России.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные (статья 12 Закона № 2395-1).

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исходя из буквального толкования приведенной нормы, объективной стороной названного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Указанные нарушения, выразившиеся в несоблюдении условий пользования недрами по предоставленной лицензии, по мнению административного органа образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Вместе с тем для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2
статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона № 2395-1) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

По смыслу приведенной нормы указанное правонарушение подразумевает активное поведение лица и может быть совершено только в форме действий.

Как установлено судом из представленных в дело документов, распоряжением Министерства от 24.12.2019 № 1198-РМ от 19.03.2018 в порядке, предусмотренном абзацем 7 статьи 17.1 Закона № 2395-1, по результатам рассмотрения заявления общества от 05.12.2019 № Р001-7756778171-31580088 и приложенных к нему материалов для переоформления ранее выданной обществу с ограниченной ответственностью «Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов» (ИНН <***>) лицензии на пользование недрами МСК 80183 ТЭ для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийных пород на участке «Журавки-2», площадью 33,3  га, расположенном в 0,5 км, Министерством переоформлена на ООО «НЕРУДЪ», со сроком окончания действия лицензии 22.12.2020, приведя условия пользования недрами в соответствии с действующим законодательством.

При этом запись о регистрации Лицензии, выданной ООО «НЕРУДЪ», министерством в реестре за № 435/МСК 80377 ТЭ внесена 25.12.2019. Таким образом, 25.12.2019 зарегистрированы сведения о том, что обществу выдана лицензия на пользование недрами серии МСК № 80377 вид лицензии ТЭ с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых – песчано-гравийных пород на участке «Журавки-2», площадью 33, 3 га. Участок недр расположен в 0,5 км северо-северо-западнее д. Апальщино Рузского городского округа Московской области, имеет статус горного отвода.

На момент получения Лицензии неразработанной осталась часть участка недр, расположенная в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24556, входящего в состав земель лесного фонда. Разработка части участка недр, расположенного в пределах лесного участка прежним недропользователем также не производилась.

Распоряжением Министерства от 26.05.2020 № 667-РМ утверждена проектная документация «Корректировка проекта разработки и рекультивации участка «Журавки-2» 
(далее – Корректировка проекта рекультивации).

В соответствии с п.3.4 «Планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель» Корректировки проекта рекультивации установлено следующее:

«В случае, если ООО «НЕРУДЪ» не удастся в короткий срок согласовать в Комитете лесного хозяйства Московской области Проект рекультивации участка «Журавки-2», получить положительное заключение экспертизы на Проект освоения леса участка «Журавк-2» и подать лесную декларацию в Комитет лесного хозяйства Московской области, то срок действия лицензии на пользование недрами участка «Журавки-2» как и договор аренды лесного участка «Журавки-2» будут продлены на период проведения рекультивационных работ. В этом случае работы по рекультивации под земли лесопользования с посадкой деревьев будет перенесены на 2021 год.»

В связи с тем, что Проект рекультивации включается в состав проекта освоения лесов, подлежащего государственной и муниципальной экспертизе ООО «НЕРУДЪ»в Комитет лесного хозяйства Московской области направлялся на согласование «Проект рекультивации нарушенных земель (земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24556 в Рузском городском округе Московской области): письмо-отказ Комитета в согласовании Проекта рекультивации от 13.03.2020 г. вх.13.03.2020; письмо о направлении Проекта Исх.№12 от 18.06.2020 – ответ Комитета вх.№12 от 23.07.2020; письмо о направлении Проекта исх.№16 от 20.07.2020, ответ Комитета вх.№16 от 07.12.2020.

Основанием для отказа послужило то, что срок действия договора аренды лесного участка (до 22.12.2020) не позволяет полноценно, с соблюдением лесохозяйственных требований, провести биологический этап рекультивации, в том числе посадку лесных культур.

В связи с этим, 15.10.2020 письмом исх.№20 заявителем направлен запрос в Комитет лесного хозяйства о продлении срока аренды по договору аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых №50-0361-14-11-07 от 24.01.2020  на срок продления Лицензии согласно Распоряжения Министерства от 21.08.2020 №1084-РМ, в соответствии с которым срок действия лицензии ООО «НЕРУДЪ» продлен до 25.12.2021.

Однако Комитетом не принято во внимание распоряжение Министерства от 21.08.2020 №1084-РМ о продлении срока действия лицензии ООО «НЕРУДЪ» до 25.12.2021 и обществу отказано в продлении Договора аренды лесного участка в связи со сроком лицензии до 22.12.2020.

Таким образом, арбитражный суд, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора, пришел к выводу, что ООО «НЕРУДЪ» предприняты все возможные меры для получения положительного заключения Проекта освоения лесного участка.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о неосуществлении обществом деятельности, на которую получена лицензия, поэтому данные действия не образует состав правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Верховного Суда от 04.09.2015
№ 302-АД15-7515 по делу № А33-20088/2014 и от 28.09.2015 № 302-АД15-9018
по делу № А33-20084/2014, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа
от 25.09.2018 по делу № А12-46289/2017.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

На основании изложенного, суд признает заявленные требования обоснованными, а заявление – подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

При указанных обстоятельствах, оплаченная обществом государственная пошлина при обращении в суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, подлежит возврату ее плательщику в оплаченном размере.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 30.04.2021 №03/80/0777/2021, вынесенное Министерством экологии
и природопользования Московской области в отношении ООО «НЕРУДЪ»
(ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.12.2018, ИНН: <***>).

2. Возвратить ООО «НЕРУДЪ» (ОГРН: <***>, Дата присвоения
ОГРН: 05.12.2018, ИНН: <***>)  из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000,00 руб., ошибочно уплаченную платежным поручением от 07.06.2021 № 7.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

3. Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья                                                          А.В. Цховребова