ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-43302/16 от 30.08.2016 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

   053 , ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва             

31 августа 2016 года                                                               Дело №А41-43302/16

Резолютивная часть объявлена 30 августа 2016 года

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2016 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Ж.П.Борсовой, при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «УК «ЭВЕРЕСТ ЭССЕТ МЕНЕДЖМЕНТ» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Агропромышленный»

 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  в лице Филиала по Московской области

о признании незаконным решения,

при участии в судебном заседании: согласно протоколу,

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

ООО «УК «ЭВЕРЕСТ ЭССЕТ МЕНЕДЖМЕНТ» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Агропромышленный»  обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» о признании незаконным и отмене решение Филиала ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» по Московской области от «23» июня 2016 г. № МО-16/РКФ-232709 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, принятого по заявлению о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости № 50-0-1-214/3002/2016-1533 от 10.03.2016 г.; обязании Филиала ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» по Московской области в срок не позднее десяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда осуществить государственный кадастровый учёт изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением № 50-0-1-214/3002/2016-1533 от 10.03.2016 г. и документами, представлявшимися с указанным заявлением, а именно: изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:175, площадью 121 127 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, вблизи деревни Поярково с «для сельскохозяйственного производства» на «легкая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность, склады».

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области своего представителя в суд не направил, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

   Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица надлежащим образом извещенного о дне и месте слушания дела.

Суд, с учетом отсутствия возражений лиц, участвующих в деле, в порядке п. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению спора по существу.

В обоснование своего заявления ООО «УК «ЭВЕРЕСТ ЭССЕТ МЕНЕДЖМЕНТ» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Агропромышленный» указало, что обратилось в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая
палата Росреестра» по Московской области (далее - Кадастровая палата) с заявлением
№ 50-0-1-214/3002/2016-1533 от 10.03.2016 г. о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:175, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

К заявлению было приложено Постановление Главы Солнечногорского муниципального района от 26.11.2015 г. № 3769 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:175 с «для сельскохозяйственного производства» на   «легкая   промышленность,   пищевая   промышленность,   строительная   промышленность, склады», расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, вблизи деревни Поярково, земельный участок расположен в центр части   кадастрового   квартала   50:09:0060811,   принадлежащего   на   праве   общей   долевой собственности Рентному закрытому паевому инвестиционному фонду "Агропромышленный".

На   заявление   было   получено   решение   Филиала   ФГБУ   «ФКП   РОСРЕЕСТРА»  по  Московской области о приостановлении осуществления  кадастрового учета от «23» марта 2016 г. № МО-16/РКФ-107071, в котором указано следующее основание для вынесения решения: «В качестве документа по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:175 представлена копия Постановления Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2015г. №2769, в которой разрешенный вид использования не соответствует Приказу от 01.09.2014г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее - Приказ №540).

Также в Решении Кадастровой палаты дополнительно сообщается: «...вид разрешенного использования «легкая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность, склады» в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков Приказа №540 отсутствует, при этом каждый из указанных видов является самостоятельным целевым использованием».

Посчитав, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановления кадастрового учета, не устранены, Филиал ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» по Московской области принял Решение от «23» июня 2016 г. № МО-16/РКФ-232709 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

ООО «УК «ЭВЕРЕСТ ЭССЕТ МЕНЕДЖМЕНТ» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Агропромышленный» полагает, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости не соответствует закону, нарушает нрава и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является незаконным, подлежит отмене и оспаривается заявителем в соответствии с гл. 24 АПК РФ.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

   В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    В силу части 4 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основание м для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

   Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых отказов закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми отказами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На это обращается внимание и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Согласно ч.1 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, целью обращения в арбитражный суд является защита нарушенных прав.

Арбитражный суд в порядке ч.4 ст. 200 АПК РФ проверил оспариваемое Решение на соответствие положений ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и пришел к выводу о законности предъявленных заявителем в рамках настоящего дела требований ввиду следующего.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закона № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о виде разрешенного использования земельного участка (пункт 14 статьи 7 Закона № 221-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования определяется статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой после проведения предусмотренной законом процедуры (в том числе, после проведения публичных слушаний) главой местной администрации принимается решение об изменении вида разрешенного использования.

Между тем, Законом Московской области от 24.07.2014 года № 106/2014-ОЗ предусмотрено, что с 01.01.2015 Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселений по принятию решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков.

В тоже время Законом Московской области от 24.07.2014 года № 107/2014-ОЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов с 01.01.2015 года наделяются государственными полномочиями по принятию решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков.

Следовательно, на территории Московской области полномочиями по принятию решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.

На основании данных положений постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2015 года № 3769 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:175, принадлежащего ООО «Управляющая компания «Эверест Эссет Менеджмент», был изменен с «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования: «легкая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность, склады».

В силу положений статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее также - Закон о кадастре).

Часть 2 статьи 7 Закона о кадастре определяет перечень подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимости, к которым отнесены сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 14).

В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Изменения в сведения о разрешенном использовании земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании соответствующего акта органа государственной власти (органа местного самоуправления), поступившего в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре), или на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с приложением копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (в соответствии со статьями 16, 20,22 Закона о кадастре).

Кроме того положения пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, предусматривают внесение сведений о видах разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа местного самоуправления об установлении (изменении) вида разрешенного использования земельного участка.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса).

Как следует из материалов дела, заявление ООО «УК «ЭВЕРЕСТ ЭССЕТ МЕНЕДЖМЕНТ» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Агропромышленный» о внесении изменений в отношении вида разрешенного использовании земельного участка обоснованно Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района от 26.11.2015 г. № 3769 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:175 с «для сельскохозяйственного производства» на   «легкая   промышленность,   пищевая   промышленность,   строительная   промышленность,склады».

Из данного Постановления следует, что оно принято согласно решениям Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений от 15.10.2015г., Градостроительного совета Московской области от 20.10.2015г. и по результатам проведенных 18 сентября 2015 года публичных слушаний.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района от 26.11.2015 г. № 3769 был изменен вид разрешенного использования в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:175; каждый из вновь присвоенных видов разрешенного использования: «легкая промышленность» (код 6.3), «пищевая промышленность» (код 6.4), «строительная промышленность» (код 6.6), «склады» (код 6.9) предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков; возможность одновременного установления нескольких видов разрешенного использования, установленных Классификатором, в отношении одного земельного участка не противоречит Земельному и Градостроительному кодексам РФ; суд приходит к выводу о том, что у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для отказа в  учете изменений объекта недвижимости, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Данные обстоятельства ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» фактически не оспариваются, аргументированных возражений на этот счет от заинтересованного лица не поступило. Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, проверив действия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области на соответствие  Федеральному Закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с учетом доказанности нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя суд, руководствуясь ст. 167-170, 171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

             Признать незаконным решение Филиала ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» по Московской области от «23» июня 2016 г. № МО-16/РКФ-232709 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, принятое по заявлению о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости № 50-0-1-214/3002/2016-1533 от 10.03.2016 г.

Обязать Филиал ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» по Московской области в срок не позднее десяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда осуществить государственный кадастровый учёт изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением № 50-0-1-214/3002/2016-1533 от 10.03.2016 г. и документами, представлявшимися с указанным заявлением, а именно: изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:175, площадью 121 127 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, вблизи деревни Поярково с «для сельскохозяйственного производства» на «легкая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность, склады».

           Взыскать с ФГБУ «ФКП Росреестра» в пользу  ООО «УК «ЭВЕРЕСТ ЭССЕТ МЕНЕДЖМЕНТ» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Агропромышленный»  расходы по оплате госпошлины в размере 3 000,00 руб.

 Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                             Ж.П.Борсова