Арбитражный суд Московской области
107996, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
08 февраля 2011 года Дело №А41-44269/10
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2011года
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья О.Л.Горожанова,
при ведении протокола судебного заседания пом.судьи ФИО1 рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Прокуратура Московской области
к Администрация муниципального образования сельское поселение Березняковское, ООО ЧОП "Стандарт"
о признании договора недействительным
при участии в судебном заседании
от истца: от прокурора согласно протоколу
от ответчика: 1 согласно протоколу
от ответчика № 2 не явились, извещены
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области к МП Администрации сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального р-на Московской области и ООО ЧОП « Стандарт» о признании недействительным договора № 03\10 об оказании услуг по охране Администрации сельского поселения Березняковкое, заключенного между администрацией муниципального учреждение Администрация сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ( заказчик) и ООО частное охранное предприятие « Стандарт» ( исполнитель) в силу ничтожности.
Процессуальные права и обязанности разъяснены . Отводов суду не заявлено.
Прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением , ссылаясь на то что , между Ответчиком № 1 и ответчиком № 2 был заключен договор № 3\10 от01.01.2010г. об оказании услуг по охране Администрации сельского поселения Березняковское , который является недействительной сделкой, вследствие ничтожности, т.к. заключен с обществом, охранная деятельность которого в силу прямого запрета закона не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране.
Исходя из положений ст.ст. 128,130 ГК РФ к объектам гражданских прав относится движимое и недвижимое имуществом. Спорным контрактом не конкретизирован вид имущества, подлежащей охране.
Согласно п. 1.1. договора (предмет договора) ООО ЧОП «Стандарт» оказывает услуги в виде охраны имущества собственника (Заказчика), принимает под охрану объект «№03781000010 муниципальное учреждение Администрация сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области», «Бухгалтерия», расположенного по адресу: п. Березняки, д. 101 «а», Сергиево-Посадский район, Московская область, 141357. Помещение по данному адресу включено в состав муниципальной собственности сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа без проведения торгов у единственного поставщика возможно в случае возникновения потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями или государственными унитарными предприятиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в ст. 11, регламентирующей вопросы оказания услуг в сфере охраны, определил, что охранная деятельность организаций (частных) не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Законодатель тем самым ограничил сферу деятельности частных охранных организаций, предоставив Правительству Российской Федерации право определения объектов, услуги по охране которых эти организации оказывать не могут.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности" утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране, в который входят, в том числе, здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории органов местного самоуправления.
Охраняемый объект используется для размещения Муниципального учреждения Администрация сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» «Бухгалтерия», осуществляющего деятельность по решению вопросов местного значения поселения, следовательно, подлежит государственной охране. Оспариваемый договор подписан Главой Администрации сельского поселения Березняковское и генеральным директором ООО ЧОП «Стандарт».
Органы местного самоуправления обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.
Включение вышеуказанных объектов в п. 1 Перечня согласуется также с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с последующими редакциями) согласно которой, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, что закреплено в ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Администрацией сельского поселения выполняются функции по обеспечению деятельности органов местного самоуправления, вопросов местного значения, в т.ч. связанные с исполнением бюджета муниципального образования, издаются правовые акты, осуществляются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на местное самоуправление, чем обуславливается актуальность и значимость организации государственной охраны помещений администрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Конституцией Российской Федерации установлена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы ( ч. 2 ст. 15).
В соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из смысла указанной нормы права следует, что сделка признается не соответствующей закону, иному правовому акту в случаях, когда ее совершение прямо запрещено. Запрет может касаться и существа сделки, и ее формы и состава участников, и иных обстоятельств.
Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В случаях, указанных в статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор не обладает материально правовой заинтересованностью в разрешении спора, а предоставленное ему процессуальное право обусловлено возложенной на него обязанностью контролировать соблюдение законности в рамках прокурорского надзора, предусмотренного абз. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Настоящее обращение в суд обусловлено, выявленными прокурорской проверкой нарушениями законодательства при заключении договора для муниципальных нужд на оказание услуг охраны помещений сельского поселения.
С учетом установленного законом прямого запрета на осуществление частной охранной деятельности объекта, подлежащего государственной охране, договор является ничтожным, влечет нарушение государственных и общественных интересов, поскольку охраняемое имущество является собственностью муниципального образования, ущемляет интересы населения, решающего через органы местного самоуправления вопросы местного значения.
Изложенная позиция подтверждается судебной практикой: '((становлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от .10.2007 № А14-3754-2007/124/11, Определением Верховного Суда
Ответчик № 1 требования истца признал в судебном заседании.
Ответчик № 2 отзыва на иск не представил, требования не оспорил, в письме в адрес Администрации от 16.12.2010г.№ 31 сообщил о расторжении спорного договора с 01.01.2011г. для решения мирным путем сложившейся ситуации.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела , установил следующее:
01.01.2010г. между Ответчиком № 1 и ответчиком № 2 был заключен договор № 03\10 по которому заказчик передает, а исполнитель принимает под охрану объект, которым он пользуется на основании найма, аренды, права собственности и иных законных оснований В соответствии с п. 1.4. исполнитель принимает, а заказчик передает под охрану объект № 03781000010 МУ Администрации сельского поселения Березняковское С-Посадского муниципального района М.О. « Бухгалтерия», расположенного по адресу: М.О. , г.Сергиев-Посад п. Березняки д 101 а.
Данный договор является недействительной сделкой, вследствие ничтожности, т.к. заключен с обществом, охранная деятельность которого в силу прямого запрета закона не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране.
Исходя из положений ст.ст. 128,130 ГК РФ к объектам гражданских прав относится движимое и недвижимое имуществом. Спорным контарктом не конкретизирован вид имущества, подлежащей охране.
Согласно п. 1.1. договора (предмет договора) ООО ЧОП «Стандарт» оказывает услуги в виде охраны имущества собственника (Заказчика), принимает под охрану объект «№03781000010 муниципальное учреждение Администрация сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области», «Бухгалтерия», расположенного по адресу: п. Березняки, д. 101 «а», Сергиево-Посадский район, Московская область, 141357. Помещение по данному адресу включено в состав муниципальной собственности сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа без проведения торгов у единственного поставщика возможно в случае возникновения потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями или государственными унитарными предприятиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в ст. 11, регламентирующей вопросы оказания услуг в сфере охраны, определил, что охранная деятельность организаций (частных) не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Законодатель тем самым ограничил сферу деятельности частных охранных организаций, предоставив Правительству Российской Федерации право определения объектов, услуги по охране которых эти организации оказывать не могут.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности" утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране, в который входят, в том числе, здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории органов местного самоуправления.
Охраняемый объект используется для размещения Муниципального учреждения Администрация сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» «Бухгалтерия», осуществляющего деятельность по решению вопросов местного значения поселения, следовательно, подлежит государственной охране. Оспариваемый договор подписан Главой Администрации сельского поселения Березняковское и генеральным директором ООО ЧОП «Стандарт».
Органы местного самоуправления обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.
Включение вышеуказанных объектов в п. 1 Перечня согласуется также с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с последующими редакциями) согласно которой, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, что закреплено в ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Администрацией сельского поселения выполняются функции по обеспечению деятельности органов местного самоуправления, вопросов местного значения, в т.ч. связанные с исполнением бюджета муниципального образования, издаются правовые акты, осуществляются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на местное самоуправление, чем обуславливается актуальность и значимость организации государственной охраны помещений администрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Конституцией Российской Федерации установлена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы ( ч. 2 ст. 15).
В соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Ответчик № 1 не возражал в судебном заседании против удовлетворения требований истца.
Ответчик № 2 требования истца не оспорил.
При таких обстоятельствах, суд считает , требования прокурора обоснованными, соответствующими закону, обстоятельствами дела и подлежащими удовлетворению, в порядке ст.ст. 168 ГК РФ.
Госпошлина в сумме 4 000 рублей подлежит взысканию с ответчик а № 2 , т.к. спор возник по вине ответчиков, Администрация , согласно ч 2 НК РФ, освобождена от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 168 ГК РФ, ст.ст. 65, 111,112, 167-171, 176, 319 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
2. Признатьнедействительным договора № 03\10 об оказании услуг по охране Администрации сельского поселения Березняковкое, заключенного между администрацией муниципального учреждение Администрация сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области ( заказчик) и ООО частное охранное предприятие « Стандарт» ( исполнитель) в силу ничтожности.
3. Взыскать с ООО ЧОП "Стандарт" в доход федерального бюджета РФ 4000 рублей расходов по оплате госпошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Десятого арбитражного апелляционного суда http://10aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Московского округа http://fasmo.arbitr.ru.
Судья О.Л.Горожанова