ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-45579/23 от 19.07.2023 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

27 июля 2023 года Дело №А41-45579/23

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2023 года

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2023 года

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Е.С. Криворучко ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Н. Ераксиным,

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (ИНН 6730054024)

к ООО «Торговый дом «Богородские овощи» (ИНН 5053034250)

третье лицо: Временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Богородские овощи» Николаева Алексея Радьевича (121099, г. Москва, а/я 35 (для Николаева А.Р.))

о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 г. в размере 104 415,64 руб.,

при участии в судебном заседании: представителей сторон согласно протоколу с/з от 19.07.2023,

УСТАНОВИЛ:

Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО «Торговый дом «Богородские овощи» (далее – ответчик, Общество) с требованиями о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 г. в размере 104 415,64 руб.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует: Временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Богородские овощи» Николаева Алексея Радьевича (121099, г. Москва, а/я 35 (для Николаева А.Р.)).

В судебном заседании представитель истца требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика оставил вопрос на усмотрение суда.

Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

ООО «Торговый дом «Богородские овощи» в Управление подана декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, в соответствии с которой, сумма платы, подлежавшая внесению в бюджет, составляет 104 873,79 руб. (л.д. 35-50).

При проверке декларации административным органом установлено следующее, что в разделе 1, КБК 048 1 12 01010 01 6000 120: «Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»: в размере 458,15 руб.; в разделе 2, КБК 048 1 12 01041 01 6000 120: «Плата за размещение отходов производства и потребления»: в размере 104 415,64 руб.

По данным УФК по Московской области за 2022 г. от ООО «Торговый дом «Богородские овощи» денежные средства поступили в данном объеме: 458,15 руб.

Таким образом, с учетом декларации о плате за 2022 г. и поступившей платы за негативное воздействие на окружающую среду, задолженность составляет 104 415,64 руб.

Управлением в адрес Предприятия направлены Требования от 29.03.2023 №03-51/2795 до внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 104 415,64 руб.

Поскольку до настоящего времени Требования в добровольном порядке ООО «Торговый дом «Богородские овощи» не исполнены, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Изучив доводы заявителя, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям, действующее на основании Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (утв. Приказом Росприроднадзора от 16.02.2022 г. № 99), Бюджетного кодекса РФ (ст. 160.1), является администратором доходов в бюджет и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Из положений пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О изложил правовую позицию о том, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.

Следовательно, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

Лица, обязанные вносить плату, порядок определения платежной базы, порядок исчисления, порядок и сроки внесения платы, контроль за правильностью ее исчисления определены статьями 16.1 - 16.5 Закона об охране окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") установлен порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 5 Постановления Правительства №255, плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» утверждены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Методические рекомендации по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными Приказ Росприроднадзора от 19.04.2017 №188, разработаны в целях повышения эффективности выполнения территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования функций главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду и экологического сбора.

Кроме того, в соответствии с Письмом Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» указывается, что по итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики исчисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном ст. 16.3 Федерального Закона № 7-ФЗ. При этом исчисленные суммы платы уплачиваются с учетом внесенных авансовых платежей и указываются в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 №3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлена обязанность по ведению и представлению отчетности по обращению с отходами.

Частью 2 статьи 18 Закона №89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50).

В соответствии с п. 2, п. 3 ст. 16.4 Закон об охране окружающей среды, отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Из материалов следует, что при проверке Истцом, представленной ответчиком декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год в форме электронного документа, подписанного простом электронной подписью, выявлено, что в разделе 1 «Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»: в размере 458,15 руб.; в разделе 2 «Плата за размещение отходов производства и потребления»: в размере 104 415,64 руб.

На основании п. 21 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (ред. от 17.08.2020) «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории при отсутствии разрешительных документов (действующее разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное экологическое разрешение) плата рассчитывается с применением коэффициента к ставке платы за выбросы равным 100.

На основании п. 21 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (ред. От 17.08.2020) «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 11 категории при отсутствии разрешительных документов (действующее разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или декларация о воздействии на окружающую среду) плата рассчитывается с применением коэффициента к ставке платы за выбросы равным 100.

Факт наличия у Ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 104 415,64 рублей, подтверждается материалами делами и по существу Ответчиком не оспаривается.

В соответствии с п. 4.70 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.02.2022 № 99, Управление выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности на территории Московской и Смоленской областей.

В соответствии с приложением, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.10.2019 № 664 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» за Управлением закреплены источники доходов федерального бюджета.

Согласно п. 22, 55, 56 Перечня источников доходов федерального бюджета, закрепляемых за территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, к взысканию в Управление подлежат платежи за размещение отходов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями ст. 110,167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ООО «Торговый дом «Богородские овощи» (ИНН 5053034250) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 г. в размере 104 415,64 руб. в бюджет Межрайонного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (ИНН 6730054024).

Взыскать с ООО «Торговый дом «Богородские овощи» (ИНН 5053034250) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 132 руб.

Выдать исполнительные листы.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Судья Е.С. Криворучко