ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-46429/11 от 01.03.2012 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                              

19 марта 2012 года                                                    Дело № А41-46429/11

«01» марта 2012 г. оглашена резолютивная часть решения

«19» марта 2012 г. решение изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Московской области в составе:

судьи А.А. Бобринева,

протокол судебного заседания вел секретарь судебного заседания И.О.Тян,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

КХ «Междуречье» (ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москве, Московской и Тульской областям

о признании незаконными постановления,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – глава КХ;

от заинтересованного лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4 – представители по доверенностям;

установил:

Крестьянское хозяйство «Междуречье» (далее – КХ «Междуречье», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москве, Московской и Тульской областям (далее – Управление Россельхознадзора, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительными и отмене результатов проведенной плановой выездной проверки, постановлений об административных правонарушениях          № МСПО-48ф/2011 от 14.10.2011 и № МСПО-29ф/2011 от 24.10.2011, и акта проверки от 17.10.2011.

Определением суда от 01.03.2012 требование о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении              № МСПО-48ф/2011 от 14.10.2011 выделено в отдельное производство.

В настоящем деле рассмотрено требование о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении              № МСПО-49ф/2011 от 14.10.2011, результатов проведенной плановой выездной проверки и акта проверки от 17.10.2011.

Заявитель в судебном заседании свои требования поддержал. В обоснование своих доводов заявитель сослался на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при проведении проверки и при оформлении результатов проверки.

Заинтересованное лицо в судебном заседании возражало против удовлетворения заявления, ссылаясь на доказанность материалами дела наличия состава правонарушения и на отсутствие процессуальных нарушений при проведении проверки, составлении протокола и вынесении постановления о привлечении КХ «Междуречье» к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что КХ «Междуречье» зарегистрировано постановлением Главы администрации Дмитровского района Московской области от 25.06.1993 № 1589, 04.03.2003 ИМНС России по г.Дмитрову внесена запись о регистрации КХ в ЕГРЮЛ, присвоен основной государственный регистрационный номер 1035001606221. Главой КХ является ФИО1.

01.08.2011 заместителем руководителя  Управления Россельхознадзора вынесено распоряжение № 273-РК о проведении в отношении                                 КХ «Междуречье» плановой проверки соблюдения требований законодательства в сфере фитосанитарии, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, земельных отношений, в соответствии с ежегодным  планом проведения плановых проверок на 2011 год.

Распоряжением предписано провести проверку с 22 сентября 2011 года по 19 октября 2011 года.

Уведомлением от 12.10.2011 Россельхознадзор известил главу                       КХ «Междуречье» ФИО1 о проведении плановой выездной проверки 14.10.2011. Уведомление получено ФИО1

Проверка проводилась 14 и 17 октября 2011 года.

По результатам проверки составлен акт б/н от 17.10.2011.

В акте зафиксированы результаты проверки. Согласно акту,                    КХ «Междуречье» не проводит систематические карантинные фитосанитарные обследования территории хозяйства, отсутствует утвержденный план проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований сельскохозяйственных угодий. Нарушена статья 12 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений», пункт 10 Приказа  Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований».

В акте также зафиксировано, что в проведении проверки принимал участие глава КХ ФИО1, который отразил, что возражений и дополнения будут им представлены в адрес Россельхознадзора по электронной почте.

В тот же день, 17.10.2011, Россельхознадзором, при участии главы                КХ ФИО1, составлен протокол об административном правонарушении    № МСПО-49ф/2011. В протоколе отражено, что КХ «Междуречье» совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 10.3 КоАП РФ.

В объяснениях к протоколу глава КХ «Междуречье» пояснил, что возражения будут представлены в Россельхознадзор по электронной почте в рабочее время следующего дня.

Согласно протоколу, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 24 октября 2011 года в 11 часов 00 минут.

О рассмотрении дела глава КХ ФИО1 извещен, просил провести рассмотрение в его отсутствие, результаты выслать по почте.

14.10.2011 заместителем начальника Сергиево-Посадского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора ФИО3 в отсутствие представителя КХ «Междуречье» рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление, которым                                               КХ «Междуречье» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Считая данное постановление незаконным, КХ «Междуречье» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного постановления и его отмене.

Заслушав лиц, участвующих в деле, всесторонне и объективно исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора в полном объеме, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Крестьянское хозяйство «Междуречье» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Указанной статьей установлена административная ответственность за  нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

КХ «Междуречье» привлечено к административной ответственности за не проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов хозяйства, отсутствие утвержденного плана проведения таких обследований, отражающего сроки их проведения, фенологию развития карантинных объектов, описание метода проведения обследования и процедуры учета карантинных объектов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О карантине растений" (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ),

карантин растений - правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации;

подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов;

подкарантинные объекты - земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования, оборудование, транспортные средства, контейнеры, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) и иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней карантинных объектов;

карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой установлен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов;

карантинный фитосанитарный режим - карантинные фитосанитарные меры, установленные в карантинной фитосанитарной зоне;

Статья 11 Федерального закона № 99-ФЗ устанавливает обязанности организаций, осуществляющих производство, заготовку, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, перевозки, хранение, переработку, использование и реализацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза:

выполнять правила и нормы обеспечения карантина растений при производстве, заготовке, ввозе на территорию Российской Федерации, вывозе с территории Российской Федерации, перевозках, хранении, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);

создавать необходимые условия для своевременного осуществления федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора;

немедленно извещать орган государственного надзора об обнаружении признаков заражения подкарантинных объектов карантинными объектами;

выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Статьей 12 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено, что в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов подкарантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию. При выявлении очагов карантинных объектов на соответствующих территориях устанавливается карантинный фитосанитарный режим в порядке, определенном статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Приказа Минсельхоза РФ от 22.04.2009 N 160 "Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований", карантинные фитосанитарные обследования подразделяются на контрольные карантинные фитосанитарные обследования (далее - контрольные обследования) и систематические карантинные фитосанитарные обследования (далее - систематические обследования).

Контрольные обследования проводятся территориальными управлениями Россельхознадзора в целях установления (уточнения) границ карантинной фитосанитарной зоны или зоны, свободной от карантинных объектов, а также осуществления контроля за соблюдением владельцами подкарантинных объектов требований законодательства Российской Федерации и международных актов в области карантина растений.

Систематические обследования проводятся владельцами подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов карантинных организмов.

При обнаружении карантинных объектов или признаков, указывающих на их наличие, владельцы, пользователи подкарантинных объектов (далее - владельцы) информируют об этом территориальное управление Россельхознадзора.

Из материалов административного дела следует, что КХ «Междуречье» не проводит предусмотренные законодательством систематические карантинные фитосанитарные обследования своих подкарантинных объектов, то есть не выполняет обязанностей, предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона № 99-ФЗ.

Заявителем ни административному органу, ни суду не предоставлены документы, подтверждающие соблюдение требований действующего законодательства, в частности, утвержденный план проведения систематических карантинных фитосанитарных  обследований подкарантинных объектов, отражающий сроки их проведения, фенологию развития карантинных объектов, описание метода проведения систематического обследования, процедуры учета карантинных объектов.

Глава КХ «Междуречье» ФИО1 неоднократно ссылался на то, что данные документы будут представлены, но доказательств их представления в материалах дела не имеется.

Между тем, необходимость проведения таких мероприятий, согласно Федеральному закону № 99-ФЗ, заключается в своевременности выявления карантинных и подкарантинных объектов и недопущению их распространения на территории Российской Федерации. В этих целях предусмотрено обязательное сообщение о наличии карантинных и подкарантинных объектов в компетентный орган, в данном случае Россельхознадзор.

Указанные мероприятия в КХ «Междуречье» не проводятся, в связи с чем, требования законодательства, регулирующего данные отношения, не соблюдаются заинтересованным лицом.

Доводы заявителя о том, что необходимости в проведении данных мероприятий не имеется ввиду того, что всё сырьё, в частности семена проходят фитосанитарный контроль при заготовке и реализации судом не принимается, поскольку действующее законодательство не устанавливает исключений и не освобождает хозяйствующие субъекты от соответствующих обязанностей при осуществлении сельскохозяйственной деятельности.

Таким образом, заявителем нарушены установленные законодательством правила производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

Наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 КоАП РФ, подтверждается представленными суду материалами административного дела: актом проверки и протоколом об административном правонарушении.

Нарушения административным органом выявлены и зафиксированы надлежащим образом.

Документов, свидетельствующих об отсутствии события  административного правонарушения, суду не представлено.

Управление Россельхознадзора правомерно пришло к выводу о виновности КХ «Междуречье» в совершении вменяемого ему правонарушения.

 Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

КХ «Междуречье», являясь лицом, занимающимся сельскохозяйственным производством, должно  принимать меры к надлежащему выполнению обязанностей, возложенных на него законодательством о регулировании обеспечения охраны растений и продукции растительного происхождения на территории Российской Федерации.

Заявитель имел возможность принять необходимые меры и действия для соблюдения сельскохозяйственного законодательства, однако небрежно отнёсся к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в связи с чем допустил правонарушение.

Суду не представлено доказательств принятия каких-либо мер для соблюдения норм действующего законодательства. При этом, отсутствуют  доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения требований закона в силу объективных и независящих от заявителя обстоятельств. 

Вина КХ «Междуречье» в совершении правонарушения доказана всей совокупностью собранных по делу доказательств, исследованных в судебном заседании.

Наличие состава правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 КоАП РФ, в действиях заявителя доказано.

Доводы заявителя о том, что административным органом при проведении проверки и оформлении ее результатов нарушены нормы законодательства об административном правонарушении, судом не принимаются по следующим основаниям.

Как следует из дела об административном правонарушении, проверка проведена Управлением Россельхознадзора, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления. Проверку проводили лица, указанные в распоряжении о ее проведении: ФИО3 – заместитель начальника Сергиево-Посадского межрайонного отдела, ФИО5 – старший государственный инспектор Сергиево-Посадского межрайонного отдела Управления, ФИО6 – старший государственный инспектор Сергиево-Посадского межрайонного отдела Управления.

Все документы, фиксирующие факт проведения проверки и оформление ее результатов, составлены при участии главы КХ «Междуречье»                           ФИО1

О проведении проверки 14.10.2011 и 17.10.2011 глава КХ извещался уведомлением от 12.10.2011 и присутствовал при ее проведении, в том числе давал пояснения. Кроме того, Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются на официальном сайте Управления Россельхознадзора.

В распоряжении от 01.08.2011 № 273-РК установлен период времени, в течение которого должна быть проведена проверка КХ «Междуречье» - с 22 сентября по 19 октября 2011 года.

В акте проверки зафиксировано, что проверка проводилась в течение двух дней (3,5 часа) – 14 и 17 октября 2011 года (15 и 16 октября 2011 года являются выходными днями).

При этом, о проведении проверки КХ «Междуречье» извещалось 12.10.2011, то есть за три дня до ее проведения.

Следовательно, доводы заявителя о том, что заявитель не извещался надлежащим образом о проверке, и что проверка длилась 50 часов, несостоятельны.

Довод КХ «Междуречье» о не заполнении журнала учета проверок юридического лица, также не принимается.

Акт проверки оформлен в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным  законом № 294-ФЗ.

Также судом не выявлено нарушений требований КоАП РФ при проведении проверки КХ «Междуречье» и оформлении ее результатов.

Главе КХ «Междуречье», принимавшему участие в проверке, составлении акта и административного протокола, были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Ходатайств он не заявлял, каких-либо замечаний в процессуальных документах по поводу события правонарушения и своей вины в нем не отражал. В акте от 17.10.2011 и в протоколе от 17.10.2011 ФИО1 пояснил, что имеющиеся в КХ документы будут представлены. Однако, на момент вынесения постановления (24.10.2011), а также суду, документы не представлены.

При данных обстоятельствах, плановая выездная проверка по Распоряжению от 01.08.2011 № 273-РК в отношении КХ «Междуречье» проведена с соблюдением требований законодательства Российской Федерации. Результаты проверки, оформленные в виде акта проверки б/н от 17.10.2011, также зафиксированы с соблюдением норм и законных требований и не нарушают прав и законных интересов юридического лица. Требования заявителя о признании их незаконными и отмене являются несостоятельными и оснований для их удовлетворения не имеется.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при участии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в установленный статьей 28.5 КоАП РФ срок. Дело об административном правонарушении рассмотрено также с соблюдением требований части 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствие законного представителя КХ «Междуречье», извещенного надлежащим образом.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом – заместителем начальника Управления Россельхознадзора.

Постановление по делу об административном правонарушении принято с соблюдением установленных статьёй 4.5. КоАП РФ сроков.

Наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией статьей 10.3 КоАП РФ для юридических лиц (ввиду специфики статуса КФХ), что является обоснованным при отсутствии обстоятельств отягчающих ответственность.

Производство по делу об административном правонарушении проведено Управлением Россельхознадзора в соответствии с требованиями КоАП РФ, с соблюдением задач, установленных статьёй 24.1 КоАП РФ – всесторонне, полно, объективно, своевременно и в соответствии с законом. Права и гарантии лица, привлекаемого к ответственности, соблюдены.

Согласно части 3 статьи  211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167, 169, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня принятия.

Судья                                                                 А. А. Бобринев