ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-47049/12 от 11.02.2013 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

01 марта 2013 года Дело №А41-47049/12

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 01 марта 2013 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Л.В.Федуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевым С.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании незаконными действий (бездействия),

при участии в заседании: представителей сторон согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента (далее – ОАО «МПО по ВАИ», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Люберецкий муниципальный район Московской области» (далее – Администрация Люберецкого муниципального района, заинтересованное лицо) со следующими требованиями (с учетом уточнений по заявлению от 27.11.2012 г., принятых арбитражным судом в судебном заседании 27.11.2012 г.):

1. признать отказ заинтересованного лица от 27.07.2012 г. № 3670/1-1-14 по оформлению земельного участка в собственность недействительным;

2. обязать Администрацию Люберецкого муниципального района принять решение о продаже ОАО «МПО по ВАИ» земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040302:80 по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино-4, площадью 54676+/- 164 кв.м. в порядке ст. 36 ЗК РФ, ст. 2 ФЗ РФ № 137 от 25.10.01 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» по льготной ставке – за 2,5% от кадастровой стоимости, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что отказ Администрации Люберецкого муниципального района не соответствует нормам действующего законодательства, так как все необходимые документы для переоформления земельного участка в собственность были предоставлены, а орган местного самоуправления потребовал с заявителя представить дополнительные документы, представление которых не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, а также на то, что заявитель имеет право на выкуп земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Представитель Администрации Люберецкого муниципального района в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст.36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Исходя из содержания п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 1 июля 2012 года приобретают указанные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в городах с численностью населения менее 3 миллионов человек, по цене двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Руководствуясь данными положениями, заявитель 29.06.2012 года обратился в Администрацию Люберецкого муниципального района с заявлением, в котором просил оформить в собственность ОАО «МПО по ВАИ» земельный участок, расположенный по адресу: Московская обл., Люберецкий район, пос. Томилино-4 в целях для размещения промышленного объекта, площадью 54676+/-164 кв.м с кадастровым номером 50:22:0040302:80. категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для территории МПО по ВАИ.

В ответ на данное обращение, Администрация Люберецкого муниципального района направила в адрес заявителя письмо от 27.07.2012 года № 3670/1-1-14, в котором указала, что заявителю необходимо представить в дополнение к имеющимся документам, следующие документы:

- схему земельного участка;

- заключение главного архитектора пос. Томилино о наличии красных линий и других ограничений (в случаях предусмотренных законодательством), возможности оформления земельного участка в собственность (при отсутствии красных линий или других ограничений), либо оформления только в аренду (при наличии ограничений).

В связи с отсутствием вышеуказанных документов, Администрация Люберецкого муниципального района указала, что оформление земельного участка в собственность не представляется возможной.

Посчитав данные действия Администрации Люберецкого муниципального района по отказу незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.

В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

При этом заявитель согласно п. 3 ст. 33 ЗК РФ, п. 2 ст. 35 ЗК РФ обязан обосновать площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Согласно ч. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475.

Согласно данному перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;

5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;

6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;

7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше;

8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Фактически, исходя из содержания приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475, а именно п. 7, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, является открытым, в тех случаях, когда из обязательных к представлению документов, указанных в пунктах 1-6 перечня, не следует, что заявитель имеет право приобрести земельный участок, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

В данном случае, Администраций Люберецкого муниципального района были запрошены дополнительные документы в связи с тем, что заявителем не было доказано обстоятельство, дающее право на приобретение земельного участка в собственность по основаниям, указанным в статье 36 ЗК РФ.

В соответствии с выпиской из ЕГРП от 15 мая 2012 г. ОАО «МПО по ВАИ» принадлежит на праве собственности здание нежилого назначения (цех № 2) площадью 2 650 кв.м, условный номер: 50-50- 22/022/2006-360, инв. № 39-12026, литер Б, Б1, этажность 2, по адресу: МО, Люберецкий район, пос. Томилино-2 (далее – Здание 1).

В соответствии с выпиской из ЕГРП от 15 мая 2012 г. ОАО «МПО по ВАИ» принадлежит на праве собственности здание участка № 9 площадью 304 кв.м, условный номер: 50-50- 22/087/2011-439, инв. № 127:039-12026, литер Д, этажность 1, по адресу: МО, Люберецкий район, городское поселение Томилино, пос. Томилино (далее – Здание № 2).

Согласно уведомлению от 15 мая 2012 г. Управления Росреестра по МО в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0040302:80, расположенный по адресу: МО, Люберецкий район, пос. Томилино-4, площадью 54 626 кв.м.

Из указанных документов, которые были представлены одновременно с заявлением о приобретении прав на земельный участок в Администрацию Люберецкого муниципального района, не следует, что указанные выше нежилые строения (Здание № 1 и Здание № 2) расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0040302:80, так как ни у одного из объектов недвижимости не совпадала адресная часть.

Фактически отсутствовали документы о том, что именно на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости - Здание № 1 и Здание № 2.

Подобной привязки зданий к земельному участку не имеется ни в технических, ни в кадастровых паспортах, имеющихся в материалах дела.

В соответствии с действующим законодательством, в том числе ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, ч. 4 ст. 13, ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»» схема расположения земельного участка может быть на кадастровом плане или кадастровой карте.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, в том числе о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства.

Согласно Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2009 № 416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт» установлены следующие виды кадастровых карт в зависимости от целей их использования:

- публичные кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц;

- дежурные кадастровые карты, предназначенные для использования органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и ведении государственного кадастра недвижимости;

- кадастровые карты территорий муниципальных образований, предназначенные для использования органами местного самоуправления;

- кадастровые карты территорий субъектов Российской Федерации, представляющие совокупность кадастровых карт территорий муниципальных образований, расположенных в границах соответствующих субъектов Российской Федерации, и предназначенные для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. 8 п. 1 Состава сведений кадастровых карт, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2009 № 416, на публичных кадастровых картах воспроизводятся контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.

Согласно материалам дела, заявителем при подаче заявления о приобретении прав на земельный участок не было представлено документов, подтверждающих факт нахождения Здания № 1 и Здания № 2, принадлежащих заявителю, на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0040302:80, в связи с чем, Администрацией Люберецкого муниципального района письмом от 27.07.2012 года № 3670/1-1-14 было предложено заявителю представить схему расположения земельного участка.

Как следует из материалов дела, заявитель не обращался в Администрацию Люберецкого муниципального района МО с заявлением об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Решения, действия (бездействия) Администрации Люберецкого муниципального района МО по не утверждению и не выдаче схемы расположения предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

В нарушение требований ст.65 АПК РФ, ОАО «МПО по ВАИ» не представило ни одного доказательства, которое бы свидетельствовало о том, что Здание № 1 и Здание № 2 расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0040302:80, в связи с чем, заявитель не обосновал право на выкуп земельного участка по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.

Судом установлено, что заявителем не представлено заинтересованному лицу необходимого пакета документов для принятия соответствующего решения.

Более того, заявитель в порядке статьи 65 АПК РФ, в нарушение требований п. 3 ст. 33 ЗК РФ, п. 2 ст. 35 ЗК РФ не обосновал площадь земельного участка 54 626 кв.м, необходимую для использования нежилых зданий площадью 2 650 кв.м и 304 кв.м соответственно.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание материалы дела, представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что требования открытого акционерного общества Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента не подлежат удовлетворению, так как нарушение норм действующего законодательства со стороны Администрации Люберецкого муниципального района Московской области при рассмотрении заявления о приобретении права на земельный участок не установлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Судья Л.В.Федулова