Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
27 октября 2022 года Дело № А41-47205/22
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2022 года
Полный текст решения изготовлен 27 октября 2022 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи И.В. Лелес
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Б. Пышковой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш город» (ООО «УК «Наш город»)
к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»
о признании незаконными действий,
при участии в заседании:
явка сторон отражена в протоколе судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
ООО «УК «Наш город» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – заинтересованное лицо), со следующими требованиями:
- признать незаконными действия Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» по составлению и размещению на официальном сайте http://gzhi.mosreg.ru/ рейтинга управляющих организаций за 2022 год 1 балл в красной зоне, присвоенного ООО «УК «Наш город»;
- в порядке восстановления нарушенных прав ООО «УК «Наш город» обязать Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» произвести перерасчет рейтинга ООО «УК «Наш город» за 1 квартал 2022 года и по итогам расчетов разместить данную информацию на сайте Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»;
- взыскать с Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в пользу ООО «УК «Наш город» 3 000 (три тысячи) рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на заявление, представлены материалы проверки.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
ООО «УК «Наш город» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 13.02.2018г. № 1592.
27.04.2022г. на официальном сайте Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (https://gzhi.mosreg.ru/) опубликован рейтинг управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Московской области, за 1 квартал 2022 года, в соответствии с которым ООО «УК «Наш город» присвоен 1 балл, что соответствует красной зоне.
Считая свои права нарушенными в результате действий заинтересованного лица, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц определен статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из части 2 которой, производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые решения, действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок, объем, пределы размещаемой на сайте ГЖИ МО информации регулируются Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ).
В соответствии сч. 1 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов является открытость и доступность информации.
Подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 13 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что информация о деятельности государственных органов, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, содержит статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;
2) принимать меры по защите информации;
3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
В силу ч. 7.1 ст.14 Федерального закона № 8-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети «Интернет» в форме открытых данных такой информации, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.
Правила отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных установлены постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 (далее -Правила ).
Пунктом 2 Правил установлено, какая информация не может быть размещена в сети «Интернет»: подпадающая под действие законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательства Российской Федерации о персональных данных, информации ограниченного доступа.
Как следует из п. 3 Правил, решение о возможности отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами в сети «Интернет» в форме открытых данных, принимается государственным органом, в результате деятельности которых создается либо к которым поступает соответствующая информация.
В соответствии с п. 1 Положения о «Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» инспекция является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области.
С учетом вышеизложенных норм, Госжилинспекция Московской области в результате своей деятельности обладает информацией о качестве работы управляющих организаций на территории Московской области и вправе разместить такую информацию в сети «Интеренет».
Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 06.04.2021г. № 153-РВ утверждено Положение об оценке эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области, которое в соответствии с п. 1.1 определяет порядок и критерии оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области (далее - управляющие организации), для формирования рейтинга указанных организаций.
Согласно п. 2.1 Положения оценка эффективности и формирование рейтинга осуществляется ежеквартально (до 10 числа месяца, следующего за отчетным) по итогам деятельности управляющих организаций за истекший период.
Пунктом 2.2. Положения установлено, что критерии оценки рассчитываются в порядке согласно приложению к настоящему Положению на основании:
- данных, полученных в ходе осуществления Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее - ГЖИ МО) регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля;
- данных, полученных в ходе осуществления Ассоциацией председателей советов многоквартирных домов Московской области общественного контроля за деятельностью управляющих организаций по управлению многоквартирными домами (далее - МКД);
- сведений, размещенных управляющими организациями в соответствии с приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;
- информации, предоставленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - Министерство), полученной по запросам от органов местного самоуправления городских округов Московской области.
ГЖИ МО по итогам расчетов формирует рейтинг организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области.)п. 2.3 Положения).
Как указывалось ранее, 27.04.2022г. на официальном сайте Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (https://gzhi.mosreg.ru/) опубликован рейтинг управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Московской области, за 1 квартал 2022 года, в соответствии с которым ООО «УК «Наш город» присвоен 1 балл, что соответствует красной зоне.
В силу п. 2.5 Положения для оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области ежеквартально (до 5 числа месяца, следующего за отчетным):
2.5.1. Министерство предоставляет в ГЖИ МО информацию по пунктам 2.4, 2.6 Порядка расчета критериев оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области в разрезе управляющих организаций (приложение к настоящему Положению);
2.5.2. Ассоциация председателей советов многоквартирных домов Московской области предоставляет в ГЖИ МО информацию по пунктам 2.2, 2.5 Порядка расчета критериев оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области в разрезе управляющих организаций (приложение к настоящему Положению).
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что критерии оценки рассчитаны Госжилинспекцией Московской области на основании информации, предоставленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области по запросам органов местного самоуправления городских округов Московской области и Ассоциацией председателей советов многоквартирных домов Московской области.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, рейтинг управляющей организации (далее – УО) за 1 квартал 2022 года рассчитан как сумма следующих показателей работы Общества:
1. Работа в мобильном приложении «Проверки Подмосковья» (рассчитывается как произведение балла за работу в мобильном приложении (процент выполнения заданий в мобильном приложении) и поправочного коэффициента отработки обращений в ЕДС):
-0 баллов: работа в МП не ведется;
-1 балл: от 1 - 24%;
-2 балла: от 25 - 49%;
-3 балла: от 50 - 74%; - 4 балла: от 75-100%.
1.1 Поправочный коэффициент обращений в ЕДС:
- 0,5: заявки в ЕДС выше среднеобластного значения (средн. обл. = 1,7);
- 1: заявки в ЕДС меньше или равно среднеобластного значения;
- 1,5: заявки в ЕДС не поступали.
2. Наличие договора с ООО «МобОблЕИРЦ» (далее - ЕИРЦ):
- 1 балл: заключен договор с ЕИРЦ по всем лицевым счетам;
- 0,5 баллов: договор заключен не по всем лицевым счетам.
3. Отсутствие просроченной задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО):
- 1 балл: отсутствует задолженность перед РСО;
- 0 баллов: имеется задолженность перед РСО.
4. Наличие специализированной уборочной техники в пользовании УО (в собственности либо на основании договора аренды):
- 1 балл: имеется техника;
- 0 баллов: техника отсутствует.
5. Численность персонала рабочих, задействованных на работах по содержанию и
текущему ремонту общего имущества собственников внутри многоквартирного дома (далее - МКД), в соответствии с приказом государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 09.12.1999 № 139 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда»:
- 1 балл: численность персонала соответствует нормативу;
- 0 баллов: численность персонала не соответствует нормативу.
Итоговое количество баллов по итогам расчета составляет не более 10 баллов. По итогам расчета рейтинга УО за I квартал 2022 года ООО «УК «Наш город» присвоен 1 балл.
Расчет рейтинга ООО «УК «Наш город»:
1.Работа в Мобильном Приложении «Проверки Подмосковья»:
В период с 01.03.2021г. по 06.04.2022г. на проведение осмотров мест общего пользования многоквартирного дома для ООО «УК «Наш город» в мобильном приложении «Проверки Подмосковья» было сформировано 1 254 задания, при этом выполнено только 7 заданий – процент выполнения заданий ООО «УК «НАШ ГОРОД» составил 0,58%, что равняется 1 баллу.
Итого 1 балл за 1-й показатель.
2. Наличие договора с ЕИРЦ:
На момент подведения итогов рейтинга УО за I квартал 2022 года договор с ЕИРЦ не был заключен. Итого 0 баллов за 2-й показатель.
3. Отсутствие задолженности УО перед РСО:
По состоянию на 01.04.2022г. просроченная задолженность ООО «УК «Наш город» перед РСО составляла 8,82 млн. руб.
Кроме того, задолженность ООО «УК «НАШ ГОРОД» перед РСО подтверждена следующими вступившими в законную силу судебными актами: решения Арбитражного суда Московской области от 30.06.2022г. по делу № А41-15743/2022, от 03.08.2022г. по делу № А41-30779/2022, от 08.08.2022г. по делу № А41-45248/2022, от 18.08.2022г. по делу № А41-45250/2022, от 30.08.2022г. по делу № А41-45413/2022.
Таким образом, за 3-й показатель присвоено 0 баллов.
4. Наличие специализированной уборочной техники в пользовании УО:
Органом местного самоуправления ежемесячно в адрес Госжилинспекции Московской области направляется информация о наличии специализированной уборочной техники в пользовании УО, посредством заполнения формы в ГАС «Управление» Московской области. Так по состоянию на 01.04.2022г. сведения о наличии у ООО «УК «Наш город» специализированной уборочной техники отсутствовали. Таким образом, за 4-й показатель присвоено 0 баллов.
5. Численность персонала рабочих задействованных на работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников внутри МКД.
Органом местного самоуправления ежемесячно в адрес Госжилинспекции Московской области направляется информация о численности сотрудников УО, посредством заполнения формы в ГАС «Управление» Московской области. По состоянию на 01.04.2022г. численность персонала рабочих задействованных на работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников внутри МКД не соответствовала нормативной.
Приказом государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 09.12.1999г. № 139 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда» утвержден норматив численности рабочих – 50 чел. на 100 тыс. кв.м.
По состоянию на 01.01.2022г. численность сотрудников УО по Московской области составляла 32,7 тыс. чел., в настоящее время штат сотрудников УО увеличился и составляет 47,7 тыс. чел., в связи с чем за 5-й показатель присвоено 0 баллов.
При этом, как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица, для расчета рейтинга Распоряжение № 153-РВне применялось; Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области в адрес Госжилинспекции Московской области направлено письмо от 04.12.2020г. № 12Исх-12728 о приостановлении формирования рейтинга.
Кроме того, распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 27.05.2021г. № 232-РВ приостановлено действие распоряжения от 06.04.2021г. № 153-РВ «Об утверждении положения об оценке эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области», в рамках которого рассчитывался рейтинг управляющих организаций.
В связи с вышеизложенным, довод ООО «УК Наш город» о том, что рейтинг Госжилинспекции Московской области составлен на основании распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 06.04.2021 № 153-РВ судом отклоняется как несостоятельный.
Таким образом, информация, позволяющая произвести расчет по критериям оценки, предоставляется в Госжилинспекцию Московской области уполномоченными органами (организациями), в связи с чем итоговый рейтинг от волеизъявления органа жилищного надзора не зависит, оспариваемый рейтинг создан исключительно для работы в целях ознакомления органов местного самоуправления и принятия мероприятий, направленных на повышение качества предоставления услуг жителям управляющими организациями, а его размещение носит информационный характер и не может нарушить каких-либо прав и законных интересов управляющей организации.
Также суд считает необходимым отметить, что оспариваемый рейтинг опубликован только на официальном сайте Госжилинспекции Московской области.
Кроме того, в реестр лицензий Московской области ООО «УК Наш город» с 01.03.2022г. внесен многоквартирный дом по адресу: Московская область, г.о. Ленинский, <...>; с 01.05.2022г. внесен многоквартирный дом по адресу: Московская область, г.о. Ленинский, <...>.
В настоящее время на рассмотрении Госжилинспекции Московской области находится заявление от 06.10.2022г. о включении ООО «УК Наш город» в реестр лицензий многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Ленинский, г. Видное, мкр. Северный квартал, д. 8.
Следовательно, жители Московской области при проведении общих собраний собственников принимают решения о выборе ООО «УК Наш город» в качестве управляющей организации вне зависимости от рейтинга, размещенного на сайте Госжилинспекции Московской области.
Доказательств обратного заявителем в нарушение требований ст. 65 АПК РФ суду не представлено.
Оценивая жалобу заявителя и представленные им доказательства в совокупности, исходя из порядка, предусмотренного частью 4 статьи 200 АПК РФ, а также с точки зрения положений пункта 3 статьи 199 АПК РФ, предъявляемого к заявлениям о признании решений и действий (бездействия) незаконными, суд приходит к выводу о том, что нарушение каких-либо прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности доказательствами не подтверждено, судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания действий заинтересованного лица незаконными, поскольку Обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что действия Госжилинспекции Московской области нарушают права и законные интересы заявителя, возлагают на него какие-либо дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно, в том числе, содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом изложенного, поскольку Обществу отказано в удовлетворении требования о признании незаконными действий Госжилинспекции Московской области, то суд считает, что требование заявителя об обязании Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» произвести перерасчет рейтинга ООО «УК «Наш город» за 1 квартал 2022 года и по итогам расчетов разместить данную информацию на сайте Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», также не подлежит удовлетворению.
Судом рассмотрены все доводы заявителя в полном объеме, однако они не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Поскольку судом отказано в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 9, 41, 51, 65, 71, 104, 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования оставить без удовлетворения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья И.В. Лелес