Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«10» июня 2010 года. Дело № А41-4736/10
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10 июня 2010 г.
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Юдиной М.А.
протокол судебного заседания вел судья Юдина М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова»
к Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области
о признании частично недействительным решения № 2263 от 08.10.2009 г.
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 10.12.2009 г. № 0,
от налогового органа – ФИО2, доверенность от 18.09.2009 г. № 28105,
Установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» (далее по тексту - ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №8 по Московской области от 08.10.2009 года № 2263 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе судебного разбирательства представителем заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об изменении предмета требований, в соответствии с которым просит признать недействительными п.2 и п.2.1 решения Межрайонной ИФНС России №8 по Московской области № 2263 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.10.2009 г. Ходатайство заявителя арбитражным судом удовлетворено.
Представитель ответчика в отзыве на заявление и в судебном заседании требования отклонил, ссылаясь на то, что предприятие не осуществляет деятельность, направленную на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 93 Земельного кодекса РФ, обеспечивающих обороноспособность и безопасность государства, в связи с чем заявителю обоснованно предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 1.127.386 руб.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.
Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области проведена камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2009 г., по результатам которой заместителем начальника Межрайонной ИФНС РФ № 8 по Московской области вынесено решение № 2263 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.10.2009 г., в соответствии с которым заявителю предложено уплатить земельный налог в размере 1.127.386 руб.
Основанием для вынесения решения послужил вывод налогового органа об отсутствии оснований для непризнания объектом налогообложения земельных участков, принадлежащих ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова», выделенных под авиационно-испытательный полигон и испытательную станцию ввиду отсутствия у заявителя документов, подтверждающих отнесение земельных участков к землям обороны и безопасности.
Решением УФНС России по Московской области от 11.01.2010 г. № 16-16/0016 решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области оставлено без изменения.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» просит признать недействительными п.2 и п.2.1 решения Межрайонной ИФНС России №8 по Московской области № 2263 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.10.2009 г., ссылаясь на п.п. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ.
Арбитражный суд считает, что требование ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Совета Министров СССР от 2 февраля 1959 года № 2-ПП-614с ФГУП «Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова» были отведены два земельных участка для использования под испытательный полигон и создание испытательной станции общей площадью 2.147,4 га.
На данных земельных участках располагались объекты военно-воздушных сил (ВВС), Министерства обороны СССР, которые согласно вышеуказанному Постановлению были переданы предприятию.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации Луховицкого района Московской области от 11.10.1994 года № 1443 за ФГУП «ЛИИ им. М.М.Громова» закреплено право пользования земельным участком общей площадью 2147,4 га. (испытательная станция – 33,1 га и авиационный полигон – 2114,3 га).
Отделом по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области данные земельные участки были поставлены на кадастровый учёт и выданы их кадастровые планы с указанием их кадастровой стоимости: авиационный полигон - кадастровая стоимость земли 296.002.000 руб., кадастровый номер 50:35:0010303:2, площадь 21143000 кв.м., категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; испытательная станция - кадастровая стоимость земли 4.634.000 руб., кадастровый номер 50:35:0010514:121, площадь 331000 кв.м., категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Указанные земельные участки включены в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 года № 1115-р (перечень № 46:224). Редакция данного перечня определяет категорию спорных земельных участков, как земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
По мнению заявителя, земли, за пользование которыми начислен земельный налог, отнесены к категории земель обороны и безопасности. Согласно ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
ФГУП «Лётно-исследовательский институт им. М.М. Громова» является государственным научным центром Российской Федерации. Согласно Уставу, утвержденному приказом Руководителя Федерального агентства по промышленности №-439 от 09.09.2005 года, основным видом деятельности предприятия является проведение опережающих научно-исследовательских и экспериментальных работ в области создания новой авиационной и авиационно-космической техники. В числе прочего предприятие осуществляет: научно-методическое и метрологическое обеспечение создания (на всех этапах) летательных аппаратов, авиационных комплексов, систем вооружения и технологий летных испытаний; разработку и проведение испытаний систем бортового радиоэлектронного оборудования, снижения заметности летательных аппаратов, комплексного противодействия иностранным техническим разведкам; производит разработку, производство, испытания и утилизацию вооружения, военной техники, боеприпасов; проводит испытательные прыжки с парашютом по специальным программам с целью испытания средств аварийного покидания воздушного судна, десантирования спецснаряжения и парашютно-десантной техники; выполнение тренировочных полетов на самолетах-истребителях с иностранными заказчиками; подготовка летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, бортрадистов-испытателей, бортинженеров-испытателей, бортмехаников-испытателей, бортэлектриков-испытателей, а также специалистов парашютно-десантной службы.
Заявитель имеет лицензии на разработку вооружения и военной техники, на производство авиационной техники, в том числе двойного назначения.
Согласно Выписке из сводного реестра организаций Оборонно-промышленного комплекса от 12.12.2008 года № 06-1936, ФГУП «Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова» включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (раздел авиационная промышленность).
Заявитель также является исполнителем государственного оборонного заказа, участвует в реализации Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года», финансируемой за счёт государственных капитальных вложений.
Кроме того, на территории испытательного полигона происходит уничтожение боеприпасов, что не оспаривается налоговым органом.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу не признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно п.п. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством (п. 1 ст. 93 ЗК РФ).
В соответствии с п.п.2 п. 2 ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в том числе, для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов).
Таким образом, арбитражный суд считает, что ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» осуществляет деятельность, направленную на достижение целей, предусмотренных п.п. 2 п.2 ст. 93 ЗК РФ: разработку, производство и ремонт вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов).
Несмотря на отсутствие в документах о предоставлении земельных участков указания на категорию земель, суд считает, что вышеуказанные земельные участки заявителем фактически использовались для нужд обороны и безопасности.
В письме Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13 марта 2007 года № Д08-840 «О принципах исключения земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу» разъясняется, что при рассмотрении вопроса об исключении земельных участков из объектов налогообложения «…важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной федеральными законами «Об обороне», «О безопасности» и Таможенным кодексом Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Московской области по делам № А41-20754/08, № А41-10409/08, № А41-3077/08, № А41-16770/08 установлено, что имеющиеся в пользовании заявителя земельные участки не являются объектами налогообложения по земельному налогу, используются для целей обороны и безопасности.
В соответствии со ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд считает, решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области № 2263 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.10.2009 г. подлежит признанию недействительным в части предложения Федеральному государственному унитарному предприятию «Лётно-исследовательский институт имени М.М.Громова» уплатить недоимку по земельномуналогу в размере 1.127.386 руб. как противоречащее нормам действующего законодательства о налогах и сборах в оспариваемой части.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 117 от 13.03.2007 г. судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Возврат государственной пошлины из бюджета, в который производилась его уплата, в случае, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания и порядок возврата государственной пошлины, не предусмотрен.
Изменения, внесенные статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, на распределение судебных расходов не распространяются.
Взыскание с ответчика уплаченной заявителем в бюджет государственной пошлины возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебных расходам.
Освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.
Таким образом, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.10.2009 г. № КА-А40/9695-09, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2009 г. № ВАС-17113/09).
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова» удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области № 2263 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.10.2009 г. в части предложения Федеральному государственному унитарному предприятию «Лётно-исследовательский институт имени М.М.Громова»уплатить недоимку по земельному налогу в размере 1.127.386 руб.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Лётно-исследовательский институт имени М.М.Громова» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2.000 руб.
Исполнительный лист выдать в порядке, установленном ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья М.А. Юдина