ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-48174/2022 от 08.09.2022 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107053, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

А41-48174/22


«__» ___________ 20__ г.                                                              Дело № _____________________

судьи Бобковой С.Ю.

            Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего ____________________________________________________________ судей (заседателей) _________________________________________________________________ протокол судебного заседания вел ____________________________________________________

Министерства имущественных отношений Московской области

рассмотрев в судебном заседании дело  по иску (заявлению) ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ООО «АК-проект»

_________________________________________________________________________________

взыскании 70.474руб.44коп. задолженности по договору  аренды №МИ-11214/0003 от 30.05.2014г. за период с 14.08.2019г. по 30.08.2019г., 330руб.15коп.  неустойки за период с  14.08.2019г по 30.09.2019г.

к____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________о ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

без вызова сторон в порядке ст.ст. 226-229 АПК РФ

при участии в заседании ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

установил:  

Министерство имущественных отношений Московской области   обратилось в  Арбитражный суд Московской области с иском к ООО «АК-проект» о взыскании 70.474руб.44коп. задолженности по договору  аренды №МИ-11214/0003 от 30.05.2014г. за период с 14.08.2019г. по 30.08.2019г., 330руб.15коп.  неустойки за период с  14.08.2019г по 30.09.2019г.

В соответствии с пунктом 1  части  1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства.

Ответчик заявил ходатайство о переходе к рассмотрению  дела по общим правилам искового производства. Ходатайство отклонено.

Ответчик представил отзыв, в котором по иску возражал.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

30 мая 2014 года между Министерством имущественных отношений Московской области   (арендодатель) и ООО «АК-проект» (арендатор) был заключен договор аренды №МИ-11214/0003 от 30.05.2014г., в соответствии с которым истец передал, а ответчик принял в аренду объект культурного наследия – здание (Дом управляющего фабрикой, кон.XIXв.)  общей площадью 445,9 кв.м.  расположенное по адресу: <...>.

Договор заключен по результатам проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды объекта культурного наследия регионального значения, находящегося в собственности Московской области, составляющего казну Московской области – Здания (Дом управляющего фабрикой, кон. XIX в.) - Протокол от 15.05.2014 № 3/2 в соответствии с обращением от 31.01.2014 № Исх-437/ заместителя министра культуры Московской области ФИО1 в Минмособлимущество, из которого усматривалось, что в адрес Министерства культуры Московской области поступило обращение ОOO «АК-Проект», в котором оно просит инициировать проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды объекта культурного наследия «Дом управляющего фабрикой», расположенного по адресу: <...>, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 13.05.2013 №297/17.

В указанном письме Министерство культуры Московской области просило рассмотреть возможность организации аукциона и принять меры к прекращению права хозяйственного ведения ГУП МО «МОК Центр» на объект.

К письму Министерства культуры Московской области было приложено обращение Генерального директора ООО «АК-Проект» ФИО2 от 14.01.2014 Исх. № 6.

В соответствии с п. 7 ст. 14.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, может быть установлена льготная арендная плата в соответствии с порядком, определенным законами или   иными   нормативными   правовыми   актами   субъектов   Российской Федерации.

Постановлением Правительства Московской области от 13.05.2013г. №297/17, в соответствии с которым Обществом в аренду испрашивался объект культурного наследия, утверждены Порядок установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности Московской области и Перечень объектов культурного наследия Московской области, находящихся в неудовлетворительном состоянии и подлежащих передаче в аренду.

Согласно п. 2 Порядка установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 13.05.2013 № 297/17 (в ред. от 25.04.2014 №285/14 на дату заключения Договора аренды) право на установление льготной арендной платы по договору аренды объекта культурного наследия Московской области имеют физические или юридические лица (далее - арендаторы):

заключившие договор аренды объекта культурного наследия Московской области, включенного в Перечень объектов культурного наследия Московской области, находящихся в неудовлетворительном состоянии и подлежащих передаче в аренду, утвержденный Правительством Московской области;

вложившие свои средства в работы по сохранению указанного объекта культурного наследия Московской области, предусмотренные статьями 40-45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и обеспечившие их выполнение.

Согласно п. 3 Порядка порядок и сроки проведения работ по сохранению объекта культурного наследия Московской области определяются охранным обязательством.

Пунктом 12 Перечня объектов культурного наследия Московской области, находящихся в неудовлетворительном состоянии и подлежащих передаче в аренду, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 13.05.2013 № 297/17 (в ред. от 25.04.2014 № 285/14 на дату заключения Договора аренды) предусмотрен арендуемый Обществом объект: Здание (Дом управляющего фабрикой, кон. XIX в.), расположенное по адресу: <...>.

Согласно п. 4 ст. 50.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под неудовлетворительным состоянием объекта культурного наследия, включенного в реестр, понимается такое состояние объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, которое создает угрозу его физической утраты.

Критерии отнесения объектов культурного наследия, включенных в реестр, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, установлены постановлением Правительства РФ от 29.06.2015 № 646 «Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истерии и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии».

Согласно п. 2 Критериев для объекта культурного наследия, не являющегося многоквартирным жилым домом, критериями неудовлетворительного состояния являются:

- утрата       инженерных       коммуникаций       (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение);

- деформация фундамента, цоколей, отмосток;

- горизонтальные и вертикальные сквозные трещины в стенах;

- прогиб, нарушение покрытия кровли или ее отсутствие;

- деформация перекрытий или их отсутствие;

- отсутствие заполнения дверных и оконных проемов.

На момент заключения договора аренды Объект аренды находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается Актом технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории (приложение № 1 к Охранному обязательству), являющимся неотъемлемой частью Договора аренды.

Таким образом, предоставление Объекта аренды осуществлялось в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими особенности правоотношений, возникающих при предоставлении в аренду объектов  культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а договор заключен по итогам проведения открытого аукциона, организованного  в связи обращением Генерального директора ООО «АК-Проект» ФИО2 от 14.01.2014 Исх. №6 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды объекта культурного наследия «Дом управляющего фабрикой», расположенного по адресу: <...>, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 13,05.2013 № 297/17.

Согласно пункту 10.1 договора порядок и сроки проведения работ по сохранению объекта культурного наследия Московской области определяются охранным обязательством пользователя объекта аренды, при этом срок таких работ не может превышать 7 лет после даты проведения аукциона.

Приложением к договору является Охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения, выданное Министерством культуры Московской области и оформленное в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которым Общество обязано организовывать, финансировать и (или) выполнять работы по сохранению объекта (п. 2.1.3 Охранного обязательства), а также Акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 26.07.2013г., отражающий состояние объекта – аварийное - и содержащий перечень мероприятий по восстановлению, который пользователь обязан осуществить, срок – 2014г.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно п. 3.2 договора аренды арендатор подтверждает, что надлежащим образом идентифицировал и ознакомился с реальным состоянием объекта аренды в результате осмотра, который осуществляется по месту нахождения объекта аренды.

Согласно ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно и в порядке, установленном договором, вносить арендную плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Размер арендной платы и порядок ее внесения согласованы в разделе 5 договора.

В соответствии с п.5.5 договора  размер годовой арендной платы за Объект устанавливается по результатам аукциона, без учета НДС.

В течение первого года оплата аренды производится по цене заключенного договора, сложившейся в результате аукциона. В дальнейшем цена договора корректируется в соответствии с нормативными актами Московской области.

Согласно п.5.3 договора после завершения работ по сохранению Объекта аренды и оформления акта приемки работ по сохранению объекта культурного наследия Московской области, оформленного Министерством культуры Московской области, арендатор имеет право обратиться к арендодателю об установлении льготной арендной платы в размере 1 рубль за квадратный метр площади Объекта аренды в год, в том числе образуемой площади в результат проведении  работ по сохранению Объекта аренды, уточненной в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, в договоре предусмотрено право арендатора на установление льготной арендной платы в соответствии с п. 7 ст. 14.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановлением Правительства Московской области от 13.05.2013г. №297/17 «Об утверждении Порядка установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности Московской области».

В соответствии с п.5.5 договора  размер годовой арендной платы составляет 795.660руб., без НДС.

В соответствии с п.5.7 договора  арендная плата за недвижимое имущество вносится ежемесячно в полном объеме до 10 числа оплачиваемого месяца включительно.

Согласно п. 5.10 договора не использование Объекта аренды не может служить основанием для отказа от внесения арендной платы.

В соответствии со ст.ст.309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.

Однако, как указал истец по первоначальному иску, ответчик принятые на себя по договору обязательства по внесению арендной платы исполнял ненадлежащим образом.

Согласно расчету истца задолженность ответчика по внесению арендной платы за период с 14.08.2019г. по 30.08.2019г. составляет 70.474руб.44коп. и на момент рассмотрения спора не погашена.

В силу ст.330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму – неустойку.

В соответствии с п.6.4  договора за нарушение срока внесения арендной платы арендатор обязался уплатить неустойку за каждый день просрочки по процентной ставке 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

За просрочку оплаты истец начислил ответчику 330руб.15коп.  неустойки за период с  14.08.2019г по 30.09.2019г.

Так как факт наличия у ответчика перед истцом задолженности по арендной плате   подтвержден материалами дела, а соразмерность размера неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается, суд, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, находит возражения ответчика необоснованными, а требования истца подлежащими удовлетворению как заявленные обоснованно,  подтвержденные материалами дела и основанные на нормах действующего законодательства.

Уплата госпошлины возлагается на ответчика.

Руководствуясь ст.ст.307,309,310,330, 614 ГК РФ, ст.ст. 226-229 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с ООО «АК-проект» в пользу Министерства имущественных отношений Московской области70.474руб.44коп. задолженности, 330руб.15коп. неустойки.

Взыскать с ООО «АК-проект» в доход федерального бюджета  2 832руб.  государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, установленный ч.4 ст.229 АПК РФ.

Судья                                                                                            Бобкова С.Ю.