ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-48267/15 от 03.09.2015 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

03 сентября 2015года                                          Дело №А41-48267/2015

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Р.А. Гапеевой,  рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

закрытого акционерного общества «Мособлэнергогаз» 

к Комитету по ценам и тарифам Московской области

о признании незаконным и отмене постановления № 88/10-06-2015,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Мособлэнергогаз»   (далее - заявитель, ЗАО «Мособлэнергогаз»,  общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее – заинтересованное лицо, Мособлкомцен, Комитет, административный орган) по делу об административном правонарушении от 23.06.2015  № 29исх-2570/13.2 (дело  № 88/10-06-2015).

Заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощённого производства.

Все имеющиеся доказательства размещены судом в установленном порядке в сети «Интернет». 

Комитет  представил отзыв и копии материалов дела об административном правонарушении, которые приобщены к материалам дела.

Из материалов дела  следует, что ЗАО «Мособлэнергогаз»   оказывает услуги по теплоснабжению на территории города Балашиха Московской области.

24.11.2014 ЗАО «Мособлэнергогаз»    направило в Мособлкомцен заявление об установлении платы за подключение объектов капитального строительства жилой застройки на участке с кадастровым номером 50:50:0020501:0008 АО Холдинговая Компания «Главное всерегиональное строительное управление «Центр», расположенном по адресу: Московская область, город Железнодорожный, микрорайон по ул. Шестая, к системе теплоснабжения ЗАО «Мособлэнергогаз».

 Письмом от 09.02.2015 № 29исх-393/12 Мособлкомцен направил в ЗАО «Мособлэнергогаз»   запрос на представление сведений, в том числе пункт 7 копии бухгалтерской и статистической отчетности, подтверждающей ведение организацией раздельного учета расходов и доходов по видам деятельности, в том числе по технологическому присоединению за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату.

Представленными в Мособлкомцен копиями договоров подтверждается, что ЗАО «Мособлэнергогаз»   осуществляет производство электрической энергии, производство и передачу тепловой энергии, является единой теплоснабжающей организацией.

ЗАО «Мособлэнергогаз»    письмом от 02.03.2015 вх № 1232 уведомило Мособлкомцен о том, что в связи с отсутствием запрашиваемых сведений, указанных в пункте 7 запроса Мособлкомцен от 09.02.2015 № 29исх-393/12  не может представить указанную информацию.

Мособлкомцен установлено, что ЗАО «Мособлэнергогаз»   не организован обязательный раздельный учет доходов и расходов по элементам и видам затрат, связанных с производством и реализацией продукции (услуг), и не предусмотрен принцип распределения косвенных расходов по регулируемым видам деятельности. Не ведя раздельный учет по регулируемым видам деятельности, ЗАО «Мособлэнергогаз»  нарушило требования Федерального закона от 27.07.2010                   № 190-ФЗ и приказа ФСТ России от 12.04.2013 № 91.

По данному факту 10.06.2015 заместителем заведующего отделом административного производства контрольного управления Комитета составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем председателя Комитета вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 23.06.2015    № 29исх-2570/13.2 (дело  № 88/10-06-2015) о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и объявлении ЗАО «Мособлэнергогаз» устного замечания.

Считая, что данное  постановление является незаконным, ЗАО «Мособлэнергогаз»    обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора в полном объёме, суд приходит к выводу, что о заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с разъяснением, содержащемся в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

 Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

ЗАО     «Мособлэнергогаз»     осуществляет  регулируемую     деятельность     в     сфере теплоснабжения и является единой теплоснабжающей организацией города Железнодорожный.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении») регулированию подлежат цены (тарифы) в сфере теплоснабжения, в том числе плата за технологическое присоединение. Полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения указанным Законом наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 № 1321/46 (далее - Положение), полномочия по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения на территории Московской области осуществляет Комитет по ценам и тарифам Московской области.

Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения по заявлениям ЗАО «Мособлэнергогаз» установлена распоряжениями Комитета от 04.06.2015 № 62-Р «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения закрытого акционерного общества «Мособлэнергогаз» на территории городского округа Балашиха Московской области в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки на 2015 год» и от 23.06.2015 № 72-Р «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства заявителей, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения ЗАО «Мособлэнергогаз» на территории городского округа Балашиха Московской области в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки на 2015 год».

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации. Правила выбора теплоснабжающей организации, к которой следует обращаться заинтересованным лицам и которая не вправе отказать им в подключении и заключении соответствующего договора, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В соответствии с пунктом 8 выше указанных Правил подключения к системам теплоснабжения, теплоснабжающая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности, определенными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

Таким образом, ЗАО «Мособлэнергогаз» имеющее статус Единой теплоснабжающей организации города Железнодорожный, обязано в зоне своей эксплуатационной ответственности осуществлять подключение (технологическое присоединение) при получении заявок на подключение к системе теплоснабжения.

 Из положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой   валовой   выручки   от   регулируемой   деятельности   в   сфере   теплоснабжения   с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Комитет в целях реализации полномочий согласно пункту 13.1 Положения, имеет право запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций и иных лиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

 Заявитель, обращаясь с настоящим заявлением, ссылался на то, что вид деятельности «технологическое присоединение» у него отсутствует и он не был обязан вести по нему в 2014 и 2015 году раздельный учет, так как фактически не приобрел доходов и не понес расходов. В то же время, заявитель утверждает, что им организован раздельный учет доходов и расходов по элементам и видам затрат, связанных с производством и реализацией продукции (услуг).

Из материалов административного дела следует, что присутствовавшим на рассмотрении дела об административном правонарушении представителем ЗАО «Мособлэнергогаз» представлены: копия учетной политики организации на 2015 год (копия учетной политики на 2014 год не представлена), которой определено ведение раздельного учета по регулируемым видам деятельности, за исключением технологического присоединения к системе теплоснабжения; копия бухгалтерской отчетности ЗАО «Мособлэнергогаз» за 2014 г., копии оборотно-сальдовых ведомостей бухгалтерского учета и копия учетной политики организации, подтверждающие ведение раздельного учета по регулируемым видам деятельности, за исключением технологического присоединение к системе теплоснабжения.

При рассмотрении дела административным органом установлено, что за 2014 год утвержденная учетная политика отсутствует (не представлена), фактическое ведение раздельного учета в 2014 году по регулируемым видам деятельности, за исключением технологического присоединения, подтверждается представленной годовой бухгалтерской отчетностью.

Учетной политикой на 2015 год не предусмотрено ведение раздельного учета по виду деятельности «технологическое присоединение».

Таким образом, ЗАО «Мособлэнергогаз», являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и для которой уполномоченным органом установлены тарифы для расчета с потребителями за технологическое присоединение, в 2014 и 2015 году не приняло меры по организации раздельного учета по указанному виду деятельности.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» и пунктом 10 Основ ценообразования организации, осуществляющие регулируемые виды в сфере теплоснабжения обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, связанных, в том числе, с осуществлением подключения к системе теплоснабжения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» способы ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета определяются его учетной политикой.  Частью 2 статьи 8 указанного закона предусмотрено, что организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.04.2013 № 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, в соответствии с пунктом 4 которой ведение раздельного учета осуществляется в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н.

Федеральной службой по тарифам письмом от 14.06.2013 № СЗ-5844/4 «О необходимости реализации положений Приказа ФСТ России от 12.04.2013 № 91» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов дано поручение в рамках вверенных им полномочий провести мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов отсутствия ведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по видам деятельности, а также уделить особое внимание обеспечению контроля за приведением теплоснабжающими, теплосетевыми организациями учетных политик и планов счетов бухгалтерского учета в соответствие с действующим законодательством, а также профилактике административных правонарушений и обеспечению достоверности и документальной подтвержденности расходов, учитываемых при расчете регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Поскольку ведение экономическим субъектом бухгалтерского учета определяется его учетной политикой, отсутствие в учетной политике ЗАО «Мособлэнергогаз» положений о ведении раздельного учета по виду деятельности «технологическое присоединение» нарушает нормы законодательства о ведении раздельного учета.

Исходя из позиции заявителя, обязанность вести раздельный учет им должна быть нормативно закреплена в учетной политике только после фактического осуществления техприсоединения, и принять меры по организации ведения раздельного учета он должен только после получения дохода (с применением тарифов, установленных Комитетом).

При этом заявитель не учитывает тот факт, что до осуществления действий по непосредственному техническому подключению объектов теплоснабжения и получения платы от заявителя, он фактически несет расходы, связанные с взаимодействием с заявителем, подготовкой документов для утверждения тарифа и их доставки в Комитет.

К заявлению ЗАО «Мособлэнегогаз» от 24.11.2014 № И-900 (вх. от 25.11.2014 № 10605) об установлении платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения объектов капитального строительства жилой застройки приложены технические условия, которые выданы им  ОАО Холдинговая компания «Главное всерегиональное строительное управление «Центр».

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307, выдача условий подключения является одним из этапов подключения объекта.

Указанные действия осуществлены ЗАО «Мособлэнегогаз», соответственно доводы об отсутствии вида деятельности «технологическое присоединение» не соответствуют действительности.

Следовательно, в 2014 году заявителем  фактически осуществлена деятельность, относящаяся к виду деятельности «технологическое присоединение» на момент подачи в Комитет заявления, однако исходя из представленной бухгалтерской отчетности, раздельный учет по указанному виду деятельности ЗАО «Мособлэнегогаз» не вело.

На 2015 год для ЗАО «Мособлэнегогаз» Комитетом установлены тарифы на технологическое присоединение и осуществлять этот вид деятельности как единая теплоснабжающая организация, при получении заявок от потребителей оно   обязано,   однако в учетной политике на 2015 год технологическое присоединение отсутствует в видах деятельности, по которым предусмотрено ведение раздельного учета.

Таким образом, не ведя раздельный учет по регулируемым видам деятельности, общество нарушило требования Федерального закона «О теплоснабжении» и приказа ФСТ России от 12.04.2013 № 91.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ЗАО «Мособлэнергогаз», являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, обязано соблюдать требование
о ведении раздельного учета.

Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом мер по соблюдению требований действующего законодательства, заявителем не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ЗАО «Мособлэнергогаз».

При названных обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении заместитель председателя Комитета руководствовался тем, что совокупность исследованных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, характер совершенного обществом правонарушения, позволило освободить ЗАО «Мособлэнергогаз» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно статье 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении может быть вынесено в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, а также приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, соглашается с выводом Комитета о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.

В настоящем случае обстоятельства совершения и характер рассматриваемого правонарушения, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное. Оснований для переоценки указанного вывода у суда не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ в ходе рассмотрения данного дела допущено не было.

При таких обстоятельствах Комитет, освободив ЗАО «Мособлэнергогаз»  от административной ответственности и объявив устное замечание, правомерно вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного оспариваемое постановление следует признать законным и обоснованным, в связи, с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями  167-170, 176, 209, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Закрытому акционерному обществу «Мособлэнергогаз» в удовлетворении заявления отказать  полностью.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области в течение десяти дней.

Судья                                                                                                        Р.А.Гапеева