Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«24» июля 2009 г. Дело № А41-4828/09
Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2009г.
В полном объеме решение изготовлено 24 июля 2009г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Борсовой Ж.П.
судей (заседателей)
протокол судебного заседания вел судья Борсова Ж.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО «ЗемПроект»
к ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР»
о взыскании задолженности,
встречному иску ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР»
к ООО «ЗемПроект»
о расторжении государственного контракта,
при участии в заседании:
от истца – ФИО1 – протокол №2 от 19.08.05г., ФИО2 – доверенность от 02.02.09г.,
ответчик – ФИО3 – доверенность от 13.05.09г., ФИО4 – доверенность от 24.03.09г., ФИО5 – доверенность от 24.03.09г.,
установил:
ООО «ЗемПроект» обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» о взыскании 13 489 919 руб. 82 коп. суммы задолженности по Государственному контракту от 22.08.08г. №08/07-08, а также 60 000 руб. расходов на оплату юридических услуг.
ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» обратилось в арбитражный суд с встречным иском к ООО «ЗемПроект» о расторжении Государственного контракта от 22.08.08г. №08/07-08 и взыскании 466 958 руб. 79 коп.
В судебном заседании в соответствии со ст.163 АПК РФ объявлен перерыв на 15 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Истец настаивает на исковых требованиях по мотивам, изложенным в исковом заявлении, просит отказать во встречном иске.
Ответчик просит в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве, встречное исковое заявление удовлетворить.
Заслушав представителей сторон спора, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Между ООО «ЗемПроект» (Исполнитель) и ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» (Государственный Заказчик) 22.08.08г. был заключен Государственный контракт №08/07-08 на выполнение услуг по подготовке и оформлению правоустанавливающей документации на земельные участки, необходимые для установления полос отвода автомобильных дорог Московской области для государственных нужд длительностью более 1 года.
В соответствии с условиями контракта Заказчик в целях реализации Областной целевой программы «Дороги Подмосковья на период 2004-2008 годов» поручает и обязуется оплатить за счет средств бюджета Московской области, предусмотренных законом Московской области «О бюджета Московской области на 2008 год» от 24.10.07г. №186/2007-ОЗ проведение услуг по подготовке и оформлению правоустанавливающей документации на земельные участки, необходимые для установления полос отвода автомобильных дорог Московской области длительностью более года, а Исполнитель обязуется оказать услуги в соответствии с Техническим заданием, Перечнем объектов, в сроки в соответствии с Календарным планом (п.1 Контракта).
Стоимость объемов услуг определена в твердых ценах и составляет 14 527 606 руб. 00 коп., из них в 2008г. оплате подлежат результаты услуг, стоимость которых составляет 3 113 058 руб. 61 коп..
В 2209г. оплате подлежат результаты услуг, стоимость которых составляет 11 414 547 руб. 39 коп.
Заказчик производит уплату аванса в размере 15% от стоимости объемов услуг, предусмотренных в каждом финансовом году в 15-дневный срок после подписания Контракта, в том числе в 2008г. в сумме 466 958 руб. 79 коп.
Основанием для оплаты является акт сдачи-приемки работ. Оплату услуг Заказчик производит не позднее 15 календарных дней после подписания обеими сторонами акта сдачи-приемки работ (п.2 Контракта).
Приемке и оплате подлежат результаты услуг по каждому объекту, указанному в Перечне (приложение №1). При завершении оказания услуг Исполнитель представляет Заказчику акт сдачи-приемки результатов услуг или отдельных этапов с приложением к нему комплекта документации, обусловленной техническим заданием. Заказчик в течение 10 дней со дня получения по накладной результатов оказанных услуг обязан направить Исполнителю подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки услуг в письменной форме. В случае мотивированного отказа Заказчика сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок, сроков их исполнения (п.3 Контракта).
По мнению истца, им выполнены обязательства по Государственному контракту.
Истец считает, что отказы ответчика от принятия результатов работ не мотивированы и не основаны на положениях Государственного контракта, а также не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку истцом соблюдена последовательность и поэтапность выполняемых по Государственному контракту работ.
Стоимость услуг по Государственному контракту составляет 14 527 606 руб. 00 коп. Из них в качестве аванса истцу было оплачено 466 958 руб. 79 коп., оставшаяся часть в размере 14 060 647 руб. 20 коп., заказчиком не оплачена, за вычетом суммы в размере 570 727 руб. 39 коп., подлежащей оплате после получения выписок из государственного кадастра, задолженность ответчика составляет 13 489 919 руб. 82 коп.
Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Истец основывает свои исковые требования на ст.ст.9, 11, 12, 309, 310, 721, 753, 783 ГК РФ.
ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» обратилось в арбитражный суд с встречным иском к ООО «ЗемПроект» о расторжении Государственного контракта от 22.08.08г. №08/07-08 и взыскании 466 958 руб. 79 коп.
Требования по встречному исковому заявлению мотивированы тем, что исполнителем по контракту принятые обязательства выполнялись не своевременно и не должным образом, о чем ему неоднократно направлялись предупреждения и акты проверки соответствия результатов оказанных услуг условиям государственного контракта с указанием перечня необходимых доработок и сроков их исполнения.
Однако, требования Заказчика Исполнителем выполнены не были и 13.02.09 года в адрес ООО «ЗемПроект» было направлено Дополнение о расторжении государственного контракта в связи с неисполнением требований п. 6.1 Технического задания, а также нарушением сроков оказания и сдачи услуг, установленных в п.п. 1.1.-1.11 Календарного плана.
Требования истца по встречному иску основаны на ст.ст. 314, 450 ГК РФ.
Суд считает исковые требования ООО «ЗемПроект» к ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.779 Гражданского кодекса Российской Федерации, между сторонами возникли гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из материалов дела, согласно условиям Технического задания, целью предоставляемых услуг является подготовка землеустроительной документации, обеспечивающей предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды, ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для государственных нужд Московской области в целях размещения автомобильных дорог Московской области и сооружений на них (пункт 2.1.1 Технического задания).
Пунктом 2.1.2 Технического задания определены следующие задачи при реализации Государственного контракта:
- Выполнение комплекса подготовительных землеустроительных и кадастровых работ;
- Сбор исходных данных для определения стоимости земельных участков, в том числе находящихся на них объектах недвижимости, и расчета размера иных экономических характеристик (показателей), связанных с возмещением собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог;
- Подготовка пакета документов, необходимых для принятия решения уполномоченными исполнительными органами государственной власти РФ и Московской области о переводе земельных участков из одной категории в земли транспорта;
- Проведение мероприятий, обеспечивающих постановку на государственный кадастровый учет земельных участков полосы отвода автомобильных дорог, собственность на которые не разграничена.
Приложением №3 к Государственному контракту (Календарный план оказания услуг) установлено подробное содержание работ (услуг).
В соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 Календарного плана, в комплекс землеустроительных работ входят работы по земельно-кадастровой съемке земельных участков и работы по сбору информации о земельных участках и объектах недвижимости.
6 октября 2008 г. Исполнителем в адрес Заказчика представлены результаты работ, определенных пунктами 1.1 и 1.2 Календарного плана, а также предложены для подписания акты сдачи-приемки результатов работ по указанным этапам.
Результаты работ по пунктам 1.1 и 1.2 Календарного плана были переданы Заказчику в виде технического отчета по определению координат поворотных точек границ земельного участка - полосы отвода автомобильной дороги «Раменье-Ивашково-граница Московской области» с подъездом «Раменье-Ивашково-граница Московской области-Ивашково», где были непосредственно отражены необходимые результаты работ.
15 октября 2008 г. Заказчик отказался от приемки результатов работ и подписания соответствующих актов сдачи-приемки, указав при этом в своем письме исх. №02.1/183-1 от 15.10.2008 г., что Исполнитель не выполнил требования п.п. 3.3 и 3.4 Государственного контракта в части соответствия переданных Заказчику комплектов документов условиям Государственного контракта. Актом проверки №1 от 14.10.2008 г. Заказчик предложил Исполнителю устранить разночтения и представить результаты работ по пунктам 1.1 и 1.2 Календарного плана в виде технического отчета по каждому из этих этапов.
Впоследствии, Исполнителем в адрес Заказчика были представлены результаты работ.
Письмом исх. № 399-05 от 17.10.2008 г. в адрес Заказчика был представлен результат работ по пункту 1.1 Календарного плана в виде технического отчета о земельно-кадастровой съемке, а письмом исх. №220-05 от 22.12.2008 г. результат работ по пункту 1.2 Календарного плана в виде кадастровых планов территории по объекту: Автомобильная дорога «Раменье-Ивашково-граница Московской области-Ивашково».
Однако, Государственный заказчик отказался от принятия и этих результатов работ.
Письмом исх. № 02.1/252 от 30.10.2008 г. Заказчик отказался от принятия результатов работ по пункту 1.1 Календарного плана, указав в акте проверки № 2 от 29.10.2008 г. о необходимости проведения Исполнителем работ и предоставления им документов.
Государственный заказчик указал, что земельно-кадастровая съемка земельных участков должна быть произведена путем создания геодезической и картографической основ государственного кадастра недвижимости, в связи с чем, Исполнителю рекомендовано сделать это, а также представить копии разрешительной документации на проведение таких работ.
Исполнителем в адрес Заказчика была направлена Претензия, обосновывающая отсутствие мотивов отказа от принятия работ.
Государственному заказчику был передан ответ Федерального Агентства геодезии и картографии (Московское УГК), где сказано, что «земельно-кадастровая съемка» не относится к виду топографической съемки, поскольку такая съемка не обеспечивает топографическое отображение всех элементов местности, включая рельеф. А поскольку проводимые Исполнителем работы по «земельно-кадастровой съемке» связаны с существующими автомобильными дорогами, которые представляют собой линейные сооружения, расположенные в пределах отведенных для них земель, а также эти работы связаны с выносом в натуру границ землепользователей для этих дорог, то такие работы не требуют регистрации и выдачи разрешений в территориальных органах Роскартографии.
19.12.2008 г. Государственный заказчик отказался от принятия результатов работ по пункту 1.1 Календарного плана, настаивая на проведении данных работ.
22.12.2008 г. Государственному заказчику также были представлены результаты работ определенные пунктами 1.7, 1.8 и 2.1 Календарного плана. Также Заказчику предоставлялись отчеты о ходе выполнения работ, в которых Исполнителем указывалось о том, что работы предусмотренные пунктами 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.9, 1.10, 1.11 Календарного плана не могут быть выполнены по причине отсутствия предмета и основания, предусмотренного данными пунктами, для проведения данных работ.
29.12.2008 г. Государственный заказчик отказался от принятия результатов работ, определенных пунктами 1.2, 1.7, 1.8, 2.1 Календарного плана, указав на не выполнение Исполнителем пунктов 3.3 и 3.4 Государственного контракта.
Согласно указанным пунктам Государственного контракта, передача Заказчику оформленных в должном порядке результатов услуг по Контракту, производится с приложением сопроводительных документов Исполнителя (п. 3.3 Контракта). При завершении оказания услуг Исполнитель предоставляет Заказчику Акт сдачи-приемки результатов услуг или отдельных этапов с приложением к нему комплекта документации, обусловленной техническим заданием (п. 3.4 Контракта).
Истец указывает, что Техническим заданием к Государственному контракту определены основные цели и задачи выполнения Исполнителем услуг по Контракту, при этом, пунктом 4.2 Технического задания указывается, что состав работ и технические требования к землеустроительной документации определяются в соответствии с требованиями Закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г., Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003 г., и осуществить в объеме достаточном для выполнения требований п.п. 8.3 Технического задания.
Пунктом 8 Технического задания определены основные требования к сдаче материалов Заказчику, в частности п.п. 8.3 определены требования к окончательному результату работ по Государственному контракту, который должен состоять в виде выписки из государственного кадастра недвижимости (кадастровые паспорта на земельные участки под существующие автомобильные дороги и земельные участки, собственность на которые не была разграничена).
Суд считает данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Условиями п.3.1 и 3.2 Государственного контракта, предусмотрено поэтапное выполнение работ с приемкой и оценкой оказанных услуг на отдельных этапах по каждому объекту и в соответствии с видами и этапами выполнения услуг, поименованными в Календарном плане (приложение №3 к Контракту).
Разделом 3 Государственного контракта определен порядок сдачи и приемки услуг.
При завершении оказания услуг Исполнитель представляет Заказчику Акт сдачи-приемки результатов услуг или отдельных этапов с приложением к нему комплекта документации, обусловленной техническим заданием (п. 3.4 Государственного контракта).
Пунктом 3.5 Государственного контракта определено, что Заказчик в течение 10 дней со дня получения по накладной результатов оказанных услуг по подготовке и оформлению правоустанавливающей документации на земельные участки, необходимые с целью установления полос отвода автомобильных дорог Московской области или отдельных этапов обязан направить Исполнителю подписанный Акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки услуг в письменной форме.
В случае мотивированного отказа Заказчика Сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок, сроков их исполнения (п. 3.6 Государственного контракта).
Однако, истцом не представлены доказательства сдачи услуг по Государственному контракту в установленном им порядке, а также составления двусторонних актов в соответствии с п. 3.6 Государственного контракта.
Как указал истец, конечный результат ими достигнут в виде получения кадастрового паспорта на земельный участок.
Однако, письмом от 13.07.09 года № 02.2/2059 ответчика в адрес истца отказал Исполнителю в приемке и оплате услуг с изложением причин.
Кроме того, суд считает, что неприемка Заказчиком результатов услуг на отдельных этапах, не может привести к достижению конечного результата по Государственному контракту в виде получения кадастрового паспорта земельного участка.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, предусмотренные договором этапы работ необходимы для того, чтобы до момента оформления кадастрового паспорта оценить возможность размещения конструктивных элементов дороги в соответствии со строительными нормами и в зависимости от площади и границ занятия дорогой земель собственников, землепользователей, учесть их требования при разработке окончательной проектной документации.
Суд считает, что встречное исковое заявление ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» к ООО «ЗемПроект» о расторжении Государственного контракта от 22.08.08г. №08/07-08 и взыскании 466 958 руб. 79 коп. подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Как установлено судом, Исполнителем по контракту принятые обязательства выполнялись не своевременно и не должным образом, о чем ему неоднократно направлялись предупреждения и акты проверки соответствия результатов оказанных услуг условиям государственного контракта с указанием перечня необходимых доработок и сроков их исполнения.
Однако, требования Заказчика Исполнителем выполнены не были и 13.02.09 года в адрес ООО «ЗемПроект» было направлено Дополнение о расторжении государственного контракта в связи с неисполнением требований п. 6.1 Технического задания, а также нарушением сроков оказания и сдачи услуг, установленных в п.п. 1.1.-1.11 Календарного плана.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истцом при подаче встречного искового заявления в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.21 Налогового Кодекса РФ была уплачена госпошлина по платежному поручению от 07.04.2009г. №1631 в сумме 12 839 руб. 18 коп. (т.1 л.д.128).
В связи с удовлетворением встречного иска, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ООО «ЗемПроект» в пользу ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» в полном объеме в сумме 12 839 руб. 18 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-171, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ООО «ЗемПроект» к ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» о взыскании долга по Государственному контракту отказать.
Расторгнуть Государственный контракт №08/07-08, заключенный 22 августа 2008 года между ООО «ЗемПроект» и ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР».
Взыскать с ООО «ЗемПроект» в пользу ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» сумму в размере 466 958 руб. 79 коп., госпошлину в размере 12 839 руб. 18 коп.
Выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в 10 Апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный Суд Московской области.
Судья Ж.П.Борсова