Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
23 декабря 2020 года Дело №А41-50058/20
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2020 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья Е.В. Моисеева ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Потаповой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
АО "КЭС"
к ООО "ДЭЗ"
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании- согласно протоколу судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
АО "КЭС" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "ДЭЗ" (далее – ответчик) о взыскании задолженности по договору №533 от 01.06.2007г. за поставленную в период июнь-август 2019 года электрическую энергию в размере 15 106 123 руб. 39 коп., неустойки в размере 1 288 210 руб., неустойки от невыплаченной в срок суммы, начисленной с 04.08.2020 года. по день фактической оплаты долга.
В процессе рассмотрения дела, истцом было заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчика задолженность в размере 13 594 604 руб. 40 коп., неустойку за период с 19.07.2019г. по 05.04.2020г. в размере 891 966 руб. 18 коп. Ходатайство удовлетворено судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований в заявленном размере возражал.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между АО «Красногорскэнергосбыт» и ООО «Дирекция эксплуатации зданий» заключен договор энергоснабжения №533 от 01.06.2007г.
Согласно условиям договора, а именно п. 1.1: Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощность) самостоятельно или через привлеченных третьих лиц, оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителя (далее- ответчик), а Потребитель в свою очередь обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, предусмотренных Договором.
В соответствии с п.3.1.1 Договора в обязанности Потребителя входит надлежащая оплата поставляемой ему электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией, с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, установленных настоящим Договором.
В соответствии с пунктом 81 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Ответчик в нарушение условий договора оплату потребленного ресурса в полном размере не произвел, в связи с чем образовалась задолженность за поставленную в период июнь-август 2019 года электрическую энергию в размере 13 594 604 руб. 40 коп.
Направленная истцом претензия с требований погасить образовавшуюся задолженность была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на следующее.
Предметом договора является поставка АО «КЭС» в объекты ООО «ДЭЗ» электрической энергии в соответствии с условиями договора и действующим законодательством, реестр объектов поставки энергии приведён в приложении № 8 к договору. Согласно реестру объектов поставки электроэнергии, адресами поставки являются места общего пользования в многоквартирных домах (МКД), а в жилые и нежилые помещения в МКД, электроэнергия поставляется на основании прямых договоров энергоснабжения. Приборы учета электрической энергии на объектах ответчика не приняты в эксплуатацию и не допущены к коммерческому учету. Следовательно, расчет осуществляется по нормативу потребления.
Распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 22.05.2017 № 63-РВ установлены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, в том числе на электроэнергию.
Из п.1 Приложения № 2 к распоряжению от 22.05.2017 № 63-РВ следует: «при определении размера расходов на оплату коммунального ресурса не должны учитываться площади чердаков и подвалов».
Между тем, истец производит расчеты за поставленную на ОДН электрическую энергию по нормативам, включая площади подвалов и чердаков МКД, которые, по мнению ответчика, уже учтены в тарифах.
Суд. заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, считает требования истца подлежащими частичному удовлетворению ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В настоящем деле рассматривается спор, возникший в связи с исполнением договора, являющегося по своей правовой природе договором энергоснабжения, к этим правоотношениям применимы нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также общие положения об обязательствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 36 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – правила № 354) расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно п. 38 правил № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 40 правил № 354 предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – правила № 306).
В соответствии с п. 1 правил №306, "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно п. 4(1) правил № 306, при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: а) в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием; б) в отношении электроэнергии - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
Пунктом 7(1) правил № 306 предусмотрено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели: в) в отношении электрической энергии - кВт·час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (п. 9 правил № 306).
Нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества (п. 10 правил № 306).
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (п. 14 правил № 306).
Изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 15 правил № 306).
В соответствии с пунктами 19, 23 правил № 306, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода. Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении соответствующих нормативов.
Согласно п. 29 правил № 306, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Согласно пункту 37 приложения № 1 к правилам № 306 норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом МКД:
- осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
- силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
- системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Согласно этому же пункту, определение нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с применением расчетного метода производится по формуле 34, как отношение суммарного годового потребления электрической энергии (кВт.ч) соответствующей группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах к произведению общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах и количества месяцев в году (12).
Пунктом 3 преамбулы к правилам № 306 установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России).
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, к общему имуществу МКД относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Пунктом 2 Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Распоряжением №63-РВ от 22.05.2017 Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее – распоряжение № 63-РВ) утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области (приложение 2); установлено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, определены расчетным методом и вводятся в действие с 01.06.2017. Признано утратившим силу распоряжение Министерства ЖКХ Московской области от 20.10.2016 № 200-РВ «Об утверждении нормативов в целях содержания общего имущества в МКД (нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН) на территории Московской области» с 01.06.2017.
Приложением 2 к распоряжению № 63-РВ от 22.05.2017, установлены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области:
- МКД, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения 0,61 кВт/ч в месяц на кв.м.;
- МКД, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения 2,88 кВт/ч в месяц на кв.м.
Из примечания к приложению 2 к распоряжению 3 63-РВ от 22.05.2017 следует:
- при определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам (п.1);
- при определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний (п.2);
- при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены показатели расходов электрической энергии при содержании и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на освещение чердаков и подвалов (п. 3).
Таким образом, как следует из указанного распоряжения, принятого в порядке, предусмотренным нормами Жилищного кодекса РФ, не отмененного и не измененного в установленном порядке, при определении нормативов учтены показатели расходов электрической энергии на содержание общего имущества в МКД, в процессе которых используется энергетический ресурс, включая технические этажи, чердаки и подвалы.
Следовательно, в оплачиваемый собственниками жилых помещений МКД расчет объёма потребленной электрической энергии на содержание общего имущества МКД уже включены показатели расхода потребленной электрической энергии, используемой при содержании и эксплуатации чердаков и подвалов.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии потребитель услуг и исполнитель услуг не вправе самостоятельно изменять величины ставок тарифов, указанных в правовом акте, которым утвержден тариф.
Согласно п. 4 примечания к Постановлению администрации городского округа Красногорск МО от 26.12.2018 N 3532/12 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда городского округа Красногорск, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории городского округа Красногорск", расходы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и распоряжением Министерства ЖКХ МО от 22.05.2017 N 63-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области".
Указанная позиция подтверждается сложившейся практикой рассмотрения аналогичных дел Верховным Судом Российской Федерации (определения от 19.06.2015 № 305-ЭС15-782, от 19.06.2015, № 305-ЭС15-2617, от 19.06.2015 № 305-ЭС15-1689, от 19.06.2015 № 305-ЭС15-2485, от 19.06.2015 № 305-ЭС15-2517, от 19.06.2015 № 305-ЭС15-2545, от 19.06.2015 № 305-ЭС15-2487, от 22.06.2015 № 305-ЭС15-1385, от 26.10.2015 № 305-ЭС15-8748, от 26.10.2015 № 305-ЭС15-8068, от 08.05.2015 № 310-ЭС14-8432).
В Определении ВС РФ № 304-ЭС19-16030 от 05.09.2019 по делу № А70-17564/2018, Верховный суд Российской Федерации согласился с выводами суда первой инстанции о том, что включение в расходы на оплату электроэнергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в МКД площадей подвалов и чердаков является незаконным.
В данном случае норматив, введенный распоряжением № 63-РВ, не оспорен, недействительным не признан.
При этом доводы истца о том, что расходы на оплату электроэнергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в МКД следует учитывать площади подвалов и чердаков прямо противоречат Распоряжению №63-РВ от 22.05.2017 Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Доводы истца о том, что данное распоряжение не соответствует положениям ст. 36 Жилищного кодекса РФ ошибочны и сделаны без учета надлежащего толкования положений данных актов, поскольку в распоряжении прямо указано на то, что: «при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены показатели расходов электрической энергии при содержании и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на освещение чердаков и подвалов».
Иных распоряжений, изменивших данный норматив, уполномоченным органом не принималось.
Доказательств обратного суду не представлено.
Разъяснения Минстроя России от 29.12.2015, на которые ссылается истец, никаким образом не противоречат разъяснениям Министерства ЖКХ Московской области от 18.11.2019 № 12ТГ-31061.
Согласно письму Министерства ЖКХ Московской области от 18.11.2019 № 12ТГ-31061, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД утверждены распоряжением № 63-РВ, расчетным методом и в соответствии с требованиями правил № 306, из расчета на один квадратный метр общей площади. При определении нормативов, утвержденных распоряжением № 63-РВ, учтены показатели расходов электроэнергии на содержание общего имущества в МКД, в процессе эксплуатации которых используется энергетический ресурс, включая технические этажи, чердаки и подвалы, что соответствует требованиям правил № 306. Вместе с тем, при определении размера расходов на оплату объема коммунального ресурса электроэнергии предоставленной на общедомовые нужды в МКД, рассчитывается с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД), не включая площадь чердаков и подвалов. Таким образом, в оплачиваемый собственниками жилых помещений МКД расчет объема потребленной электрической энергии на содержание общего имущества МКД уже включены показатели расхода потребленной электроэнергии, используемой при содержании и эксплуатации чердаков и подвалов.
Довод истца о том, что Распоряжение № 63-РВ противоречит федеральному законодательству и, в частности положениям ст. 36 ЖК РФ - не соответствует фактическим обстоятельствам. Распоряжение Министерства ЖКХ Московской области от 22.05.2017 № 63-РВ не вносит никаких изменений в перечень общедомового имущества. Чердаки и подвалы как относились к нему, так и относятся, и ответчик это не оспаривает. Данным постановлением устанавливаются нормативы, для расчета которых были использованы количественные показатели, в том числе в указанный норматив заложена постоянная величина потребления электроэнергии при содержании чердаков и подвалов.
В свою очередь право истца на защиту своих интересов так же не нарушено, поскольку пунктом 9 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг …» утв. ПП РФ от 23.05.2006 г. № 306 (Далее – Правила № 306) предусмотрено, что нормативы устанавливаются, в том числе, по инициативе ресурсоснабжающих организаций. Истец не был лишен возможности в установленном порядке обратиться в соответствующие органы для урегулирования данной ситуации.
Суд также отклоняет довод истца о том, что ранее действовавшим распоряжением чердаки и подвалы МКД не включались в утвержденный норматив потребленной электрической энергии, поскольку по состоянию на спорные периоды действовали нормативы, утвержденные распоряжением № 63-РВ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае включение в расходы на оплату электроэнергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в МКД площадей подвалов и чердаков является незаконным.
К аналогичным выводам пришли суды при рассмотрении дела № А41-67938/19, по аналогичному спору между теми же лицами, за предыдущий расчетный период (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020г., постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.08.2020г. по делу А41-67938/19).
При таких обстоятельствах, суд находит представленный ответчиком контррасчет задолженности обоснованным и подлежащим применению при разрешении настоящего спора.
С учётом контррасчёта ответчика, произведённого на основании установленного Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22 мая 2017 г. № 63-РВ норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также с учетом произведенных ответчиком платежей по платежным поручениям №1469 от 03.09.19г. на сумму 556 535 руб. 51 коп., № 1674 от 07.10.19г. на сумму 934 268 руб. 50 коп., сумма задолженности по оплате электроэнергии по договору энергоснабжения №533 от 01.06.2007 за спорный период составляет 4 474 107 руб. 10 коп.
Так как факт оказания истцом услуг электроснабжения, их приемки ответчиком подтвержден материалами дела, требования истца о взыскании задолженности в размере 4 474 107 руб. 10 коп. подлежат удовлетворению, как основанные на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В остальной части требования о взыскании задолженности следует отказать ввиду его необоснованности.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Гражданское законодательство различает законную и договорную неустойку, при-чем в силу части 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике», Управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Так как ответчиком были нарушены условия оплаты поставленной электроэнергии, истец обратился с требованием о взыскании законной неустойки, начисленной в порядке п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» за период с 19.07.2019г. по 05.04.2020г. в размере 891 966 руб. 18 коп.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленного требования о взыскании неустойки, представил контррасчет начисления законной неустойки.
Согласно представленному ответчиком контррасчету неустойки, основанному на принятой судом позиции ответчика в части размера основного долга, размер неустойки за период с 19.07.2019г. по 05.04.2020г. составил 280 218 руб. 96 коп.
Расчет неустойки, представленный ответчиком, судом проверен и признан верным, выполненный с учетом установленной суммы задолженности и введенного моратория на начисление неустойки с 06.04.2020г.
Поскольку просрочка в оплате имела место, суд, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, находит требования истца о взыскании неустойки за период с 19.07.2019г. по 05.04.2020г. подлежащими удовлетворению в сумме 280 218 руб. 96 коп., как заявленные обоснованно, основанные на нормах действующего законодательства.
В остальной части требование истца о взыскании неустойки удовлетворению не подлежат ввиду его необоснованности.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и статьи 333.21 НК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, в связи с чем, расходы по оплате госпошлины по иску от обосновано заявленной суммы исковых требований подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 54 226 руб.
Излишне уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в размере 2 085 руб. подлежит возврату АО "КЭС" из федерального бюджета Российской Федерации
В остальной части, так как требования заявлены необоснованно, расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ООО "ДЭЗ" в пользу АО "КЭС" задолженность в размере 4 474 107 руб. 10 коп., неустойку за период с 19.07.2019г. по 05.04.2020г. в размере 280 218 руб. 96 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 54 226 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Возвратить АО "КЭС" из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2 085 руб., уплаченную платежным поручением №2800 от 03.08.2020г.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.В. Моисеева