Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
22 ноября 2019 года Дело №А41-50949/19
Резолютивная часть объявлена 12.11.2019
Полный текст решения изготовлен 22.11.2019
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья Н.А. Кондратенко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савченко И.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "ЭКОСТРОЙ" к ООО "ТД АВАНТПАК"
о взыскании
встречного иска ООО «ТД АВАНТПАК»
к ООО «ЭКОСТРОЙ»
о взыскании
При участии в судебном заседании:
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭКОСТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с первоначальными требованиями к ООО "ТД АВАНТПАК" о взыскании 134 337 руб. 50 коп. неосновательного обогащения; убытков в размере 29 988 руб. 56 коп.; взыскании 25 000 руб. расходов по договору на оказание юридических услуг; 2 476 руб. оплаченной госпошлины.
Иск принят судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства согласно положениям гл. 29 АПК РФ.
29.07.2019 к совместному рассмотрению с первоначальным иском в порядке ст. 132 АПК РФ принято встречное исковое заявление ООО "ТД АВАНТПАК" к ООО "ЭКОСТРОЙ" об обязании принять товар по договору поставки товара № ТДА/1п-40/19 от 24 января 2019 года: Пленку ВП2-10-115 04 * 100 1125 шт., 11250 кв.м., на сумму 134 337 рублей 50 копеек., включая НДС 20%; взыскании 26 000 руб. в возмещение убытков, вызванных доставкой поставленного, но не принятого товара, а также 8 000 (восемь тысяч) рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины, также суд перешел к рассмотрению спора в общем порядке (определение о принятии встречного искового заявления к рассмотрению от 29.07.2019).
В процессе судебного разбирательства установлено следующее.
Представитель ООО "ТД АВАНТПАК" представил уточненные встречные требования, согласно которым изменен предмет встречного иска, а именно просил 26 000 руб. убытков; 2 000 руб. оплаченной госпошлины.
Согласно ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает увеличение или уменьшение истцом размера исковых требований, если это противоречит закону или нарушает права других лиц, в этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Учитывая, что в данном случае изменение исковых требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличение размера исковых требований в части пени и уменьшение размера исковых требований в части основного долга принято судом.
Представитель ООО "ЭКОСТРОЙ" представил уточненные первоначальные требования, согласно которым частично отказывается от требований и просит взыскать 67 168 рублей 75 копеек неосновательного обогащения.
В соответствии с положениями п.4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истцом представлен отказ от исковых требований до рассмотрения спора по существу
При принятии судом отказа от исковых требований, суд в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу.
Таким образом, судом принят частичный отказ от исковых требований в части взыскания 67 168 рублей 75 копеек неосновательного обогащения, производство по делу в данной части прекращено.
С учетом вышеназванного судом, рассматриваются требования заявлению
ООО "ЭКОСТРОЙ" к ООО "ТД АВАНТПАК" о взыскании 67 168 рублей 75 копеек неосновательного обогащения; взыскании 25 000 руб. расходов по договору на оказание юридических услуг; оплаченной госпошлины; встречные требования о взыскании 26 000 руб. убытков, 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Рассмотрев исковые требования, материалы дела, выслушав позиции сторон, суд полагает, что уточненные требования ООО "ЭКОСТРОЙ" к ООО "ТД АВАНТПАК" не подлежат удовлетворению, уточненный встречный иск подлежит удовлетворению.
В обоснование исковых требований ООО "ЭКОСТРОЙ" указано, что «09» января 2019 года ООО "ЭКОСТРОЙ" заключило Договор поставки № 53/7 с ФГУП «СПО «Аналитприбор» в лице заместителя генерального директора по коммерческим и общим вопросам ФИО1, действующего на основании доверенности №72/17 от 26.07.2017г. (Далее по тексту - «Договор 1»).
В соответствии с п. 1.1. Договора 1 «Поставщик» обязался поставить, а «Покупатель» принять и оплатить продукцию в ассортименте и по ценам, указанным в спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.
Спецификацией к Договору 1 установлено, что продукцией является: пленка воздушно пузырьковая ВП 2-10-115 0,4х100м., перфорация 0,25.
Во исполнение своих обязательств по Договору 1 «24» января 2019 года между ООО «Экострой» с ООО «ТД Авантпак" (Далее по тексту - «Ответчик») Договор поставки товара № ТДА/1 п-40/2019 (Далее по тексту - «Договор 2»).
В соответствии с п.1.1. Договора 2 Поставщик обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить на условиях настоящего договора продукцию: продукцию из полиэтилена (далее - товар), в согласованном Сторонами количестве.
В соответствии с п.1.1. Договора 2 конечным пунктом доставки является склад Покупателя - пункт, указанный в заявке Покупателя на поставку товара (Место принятия товара ФГУП «СПО «Аналитприбор»).
В соответствии с п. 4.1., п. 4.2. Договора 2 к поставляемым товарам предъявлялись следующие требования: Тара и упаковка должны соответствовать требованиям, действующим для данного вида товара, обеспечивать полную сохранность товара при транспортировке и хранении, с учетом возможных перегрузок и перевалок в пути. Каждая единица поставляемого по настоящему Договору товара, должна иметь соответствующую маркировку с обязательным указанием фирмы-изготовителя, места изготовления товара, срока годности товара и иной необходимой информации на русском языке в соответствии с действующим законодательством РФ.
«21» января 2019 года Истцом была подана заявка Ответчику на поставку товаров для исполнения обязательств по поставке товаров перед ФГУП «СПО «Аналитприбор». В заявке сторонами был согласован следующий товар: пленка ВП2-10-115 0,4х100м., 1125 шт. «21» января 2019 года Ответчиком Истцу был выставлен счет № 277, который был полностью исполнен, денежные средства в размере 134 337 рублей 50 копеек были перечислены Ответчику, что подтверждается платежным поручением № 36 от «25» января 2019 года и платежным поручением № 47 от «05» февраля 2019 года.
«06» февраля Ответчиком была совершена поставка по Договору 2 в адрес ФГУП «СПО «Аналитприбор».
ФГУП «СПО «Аналитприбор» отказался от приемки товаров поставленных Ответчиком по Договору 2.
Договором 1 и Договором 2 было предусмотрено, что качество продукции должно соответствовать действующим государственным стандартам, техническим условиям или иным согласованным характеристикам. Отгрузка продукции осуществляется в соответствии с условиями, предъявляемыми Договорами. Приемка продукции производится согласно Инструкции П-6 "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" и Инструкции N П-7 "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", утвержденными постановлениями Госарбитража СССР.
В связи с тем, что при поставке Ответчиком были нарушены требования, предъявляемые Договором 2 к поставляемым Товарам, «06» марта 2019 года, в соответствии с вышеуказанными инструкциями был составлен акт № 1 о выявленных недостатках поставленных товаров.
Поставленные товары не были приняты, и остались у ООО «ТД Авантпак».
21.03.2019 истцом направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения обязательств.
С учетом чего ООО "ЭКОСТРОЙ" обратилось в арбитражный суд 67 168 рублей 75 копеек неосновательного обогащения.
Между тем, ООО «ТД Авантпак» (далее – Ответчик, Поставщик) заключило с ООО «Экострой» (далее Истец, Покупатель) договор поставки товара № ТДА/1п-40/2019 от 24 января 2019 года (далее – Договор-1). В соответствии с заключенным Договором ООО «Экострой» оплатило выставленный ООО «ТД Авантпак» счёт № 277 от 21 января 2019 года, согласившись, таким образом, с наименованием и характеристиками товара, подлежащего поставке, его количеством и стоимостью.
Следовательно, сторонами согласовано, что по Договору подлежит поставке товар: Пленка ВП2-10-115 04 * 100 1125 шт., 11250 кв.м., на сумму 134 337 рублей 50 копеек.
При этом ООО «Экострой» не ставило поставщика в известность, что между ними не были согласованы какие – либо особые требования к товару, его таре, упаковке или маркировке, а именно о том, что весь товар должен быть поставлен в виде одного рулона; перфорация на товаре должна быть 0,25.
В согласованные сроки по поручению Договором ООО «Экострой» поставщик доставил товар получателю – ООО ФГУП «СПО Аналитприбор» (далее - Получатель). На отгрузку была оформлена счёт – фактура № 194 от 05 февраля 2019 года, которая является универсальным передаточным документом. Как правильно указывает Договором ООО «Экострой», товар прибыл к Получателю 06 февраля 2019 года. Товар соответствовал всем согласованным сторонами Договора-1 требованиям по количеству и качеству, упаковки и маркировки.
До поставки товара поставщик не был уведомлен Договором ООО «Экострой»о том, что основанием отгрузки товара Получателю является заключенный с Истцом договор поставки № 53/7 от 09 января 2019 года (далее – Договор-2), а также о его условиях, в том числе и о требованиях к товару.
В основание своих требований Договором ООО «Экострой»ссылается на несоответствие товара требованиям количества и качества, изложенных в акте № 1 о выявленных недостатках товара от 06 марта 2019 года (далее – Акт №1). Данный акт не может служить подтверждением обоснованности заявленных требований по следующим причинам.
В соответствии с п.6.6. Договора приемка товара по качеству и количеству осуществляется в соответствии с требованиями Инструкций Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6 и от 25.04.66 № П-7. Аналогичный порядок приёмки товара по количеству и качеству содержится в п.2.4. Договора-2.
В соответствии с пп.«а» п.6 Инструкции П-7 приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 час. после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем. (По смыслу Инструкции П-7 данный срок является пресекательным и не может быть увеличен).
Проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемой продукции (товара).
В соответствии с п.10 Инструкции П-7 приемка считается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектности продукции окончена в установленные сроки.
В соответствии с п.11 Инструкции П-7 одновременно с приемкой продукции по качеству производится проверка комплектности продукции, а также соответствия тары, упаковки, маркировки требованиям стандартов, технических условий, Особых условий, других обязательных для сторон правил или договора чертежам, образцам (эталонам).
В соответствии с п.14 Инструкции П-7 приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т.п.). Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.
В соответствии с п.16 Инструкции П-7 при обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции (п. 14 настоящей Инструкции), получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией.
Получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.
В договорах могут быть предусмотрены случаи, когда явка представителя иногороднего изготовителя (отправителя) для участия в приемке продукции по качеству и комплектности и составления акта является обязательной.
При одногородней поставке вызов представителя изготовителя (отправителя) и его явка для участия в проверке качества и комплектности продукции и составления акта являются обязательными.
В соответствии с п.17 Инструкции п-7 в уведомлении о вызове, направленном изготовителю (отправителю), должно быть указано:
а) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;
б) основные недостатки, обнаруженные в продукции;
в) время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока);
г) количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции.
В соответствии с п.18 Инструкции П-7 уведомление о вызове представителя изготовителя (отправителя) должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 час., а в отношении скоропортящейся продукции немедленно после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требованиям, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
В соответствии с п.20 Инструкции П-7 при неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
При отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупателя), при отказе их выделить представителя или неявке его по вызову получателя (покупателя) проверка производится:
а) с участием компетентного представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо
б) с участием компетентного представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо
в) односторонне предприятием-получателем, если изготовитель (отправитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.
В соответствии с п.22 Инструкции П-7 для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные (по роду работы, по образованию, по опыту трудовой деятельности) в вопросах определения качества и комплектности подлежащей приемке продукции.
Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, осуществляющие учет, хранение, приемку и отпуск материальных ценностей, в качестве представителей общественности предприятий-получателей выделяться не должны. В частности, не могут выделяться в качестве представителей общественности предприятия-получателя руководители предприятий и их заместители (и в тех случаях, когда они не являются материально ответственными лицами), работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической службы этих предприятий, претензионисты.
Срок полномочий представителей общественности предприятия-получателя, выделенных фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза для приемки продукции по качеству, может быть установлен на срок полномочий данного комитета профсоюза.
В соответствии с п.23 Инструкции П-7 представителю, уполномоченному для участия в приемке продукции по качеству и комплектности, выдается надлежаще оформленное и заверенное печатью предприятия разовое удостоверение за подписью руководителя предприятия (организации) или его заместителя.
В удостоверении на право участия в приемке продукции по качеству и комплектности указывается:
дата выдачи удостоверения и его номер;
фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение;
наименование предприятия, которому выделяется представитель;
на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель.
Если для участия в приемке продукции выделяется представитель общественности (п. 20, подп. "б", настоящей Инструкции), то в удостоверении указывается также дата и номер решения заводского, фабричного или местного комитета, которым предприятию выделен данный представитель.
Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии продукции. Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц и др.) не допускается.
Для приемки продукции в выходные или праздничные дни удостоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день на каждый день в отдельности без указания конкретной партии продукции.
Удостоверение, выданное с нарушением правил настоящей Инструкции, является недействительным.
В соответствии с п.29 Инструкции П-7 по результатам приемки продукции по качеству и комплектности с участием представителей, указанных в пп. 19 и 20 настоящей Инструкции, составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции.
Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности.
В этом акте должно быть указано:
а) наименование получателя продукции и его адрес;
б) номер и дата акта, место приемки продукции, время начала и окончания приемки продукции; в случаях, когда приемка продукции с участием представителей, указанных в пп. 19 и 20 настоящей Инструкции, произведена с нарушением установленных сроков приемки, в акте должны быть указаны причины задержки приемки, время их возникновения и устранения;
в) фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке продукции по качеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке продукции по качеству и комплектности, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по качеству;
г) наименования и адреса изготовителя (отправителя) и поставщика;
д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметка о том, что вызов изготовителя (отправителя) Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором не предусмотрен;
е) номера и даты договора на поставку продукции, счета-фактуры, транспортной накладной (коносамента) и документа, удостоверяющего качество продукции;
ж) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;
з) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;
и) условия хранения продукции на складе получателя до составления акта;
к) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - изготовителя или отправителя, дата вскрытия тары и упаковки. Недостатки маркировки, тары и упаковки, а также количество продукции, к которому относится каждый из установленных недостатков;
л) при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием основания выборочной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия поставки, другие обязательные правила и договор);
м) за чьими пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена и получена продукция, исправность пломб, оттиски на них; транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
н) количество (вес), полное наименование и перечисление предъявленной к осмотру и фактически проверенной продукции с выделением продукции забракованной, подлежащей исправлению у изготовителя или на месте, в том числе путем замены отдельных деталей, а также продукции, сорт которой не соответствует сорту, указанному в документе, удостоверяющем ее качество. Подробное описание выявленных недостатков и их характер;
о) основания, по которым продукция переводится в более низкий сорт, со ссылкой на стандарт, технические условия, другие обязательные правила;
п) количество некомплектной продукции и перечень недостающих частей, узлов и деталей и стоимость их;
р) номера стандартов, технические условия, чертежи, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества продукции;
с) номер браковщика предприятия - изготовителя продукции, если на продукции такой номер указан;
т) произведен ли отбор образцов (проб) и куда они направлены;
у) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения ненадлежащего качества или некомплектности продукции;
ф) заключение о характере выявленных дефектов в продукции и причина их возникновения.
В соответствии с п.30 Инструкции П-7 акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности продукции. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение.
В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Если между изготовителем (отправителем) и получателем возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз, представителя соответствующей инспекции по качеству или другой компетентной организации.
В соответствии с п.31 Инструкции П-7 к акту, составленному в порядке, предусмотренном п. 29 настоящей Инструкции, должны быть приложены:
а) документы изготовителя (отправителя), удостоверяющие качество и комплектность продукции;
б) упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлены ненадлежащее качество и некомплектность продукции;
в) транспортный документ (накладная, коносамент);
г) документ, удостоверяющий полномочие представителя, выделенного для участия в приемке;
г.1) акт, составленный в соответствии с п. 16 настоящей Инструкции;
д) акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам анализа (испытания) отобранных образцов (проб);
е) другие документы, могущие свидетельствовать о причинах порчи (ухудшения) качества продукции или некомплектности ее (коммерческие акты, для скоропортящихся грузов сведения о льдоснабжении, температурном режиме, а также ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемо-сдатчика при выгрузке груза средствами грузополучателя на местах общего пользования).
В соответствии с п.32 Инструкции П-7 акт, устанавливающий ненадлежащее качество или некомплектность продукции, составленный с участием представителей, указанных в п. 20, подп. "а", "б" и "в", утверждается руководителем предприятия-получателя или его заместителем не позднее трехдневного срока после составления акта.
В тех случаях, когда приемка продукции производилась в выходной или праздничный день, акт приемки должен быть утвержден руководителем предприятия-получателя или его заместителем в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
В нарушение условий Договора-1 и Договора-2 ни Истец, ни Получатель не уведомили Ответчика об обнаруженных недостатках, не привлекли его к совместной проверке качества товара, равно как и лиц, указанных в п.20 Инструкции П-7, не получили согласие Ответчика на проверку качества товара без его участия, Акт №1 был составлен с нарушением сроков, а также с нарушением требований к его содержанию.
Как сказано выше, товар был поставлен Получателю с соблюдением всех обязательных требований, включая требование о маркировке, а также сопровождался необходимыми документами о соответствии обязательным требованиям. Если вследствие длительной приемки, а также нарушения требований Инструкции П-7, Получателем эти документы были утрачены, поставщик по его просьбе мог предоставить аналогичные документы взамен утраченных.
В любом случае, при наличии нарушения требований к упаковке или маркировке Получатель или Истец вправе были заявить требования, предусмотренные ст.482 или п.1 ст.475 Гражданского кодекса РФ, но не отказываться от товара.
Кроме того, в соответствии с п.9 Инструкции П-6 приемка продукции, поступившей без тары, в открытой таре производится в момент получения ее от поставщика.
В соответствии с п.16 Инструкции П-6 если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то получатель обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность продукции, а также принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией.
О выявленной недостаче продукции составляется акт за подписями лиц, производивших приемку продукции.
В соответствии с п.17 Инструкции П-6 одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, - представителя одногороднего изготовителя. В этих случаях иногородний отправитель (изготовитель) обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли им направлен представитель для участия в проверке количества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения установленного срока для явки представителя отправителя (изготовителя).
В соответствии с п.18 Инструкции П-6 при неявке представителя отправителя (изготовителя) по вызову получателя, а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего отправителя (изготовителя) не является обязательным, приемка продукции по количеству и составление акта о недостаче производится:
а) с участием представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо
б) с участием представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или заместителем руководителя предприятия из числа лиц, утвержденных решением заводского, фабричного или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо
в) односторонне предприятием-получателем, если отправитель (изготовитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.
В соответствии с п.25 Инструкции П-6 по результатам проверки количества товара и подтверждения его недостачи составляется Акт, в котором в том числе должно быть указано:
• дата и номер акта, место приемки продукции и составления акта, время начала и окончания приемки продукции, в случаях, когда приемка продукции произведена с нарушением установленного срока, - причины несвоевременности приемки, время их возникновения и устранения;
• фамилия, имя и отчество лиц, принимавших участие в приемке продукции по количеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в приемке продукции, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по количеству;
• дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя (изготовителя);
• условия хранения продукции на складе получателя до приемки ее, а также сведения о том, что определение количества продукции производилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке;
• состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - отправителя или изготовителя, дата вскрытия тары;
• при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием оснований выборочной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия поставки, договор и т.п.);
• за чьим весом или пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена продукция, исправность пломб и содержание оттисков в соответствии с действующими на транспорте правилами; общий вес продукции - фактический и по документам; вес каждого места, в котором обнаружена недостача, - фактический и по трафарету на таре (упаковке);
• транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
• каким способом определено количество недостающей продукции (взвешиванием, счетом мест, обмером и т.п.), могла ли вместиться недостающая продукция в тарное место, в вагон, контейнер и т.п.;
• другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи;
• точное количество недостающей продукции и стоимость ее;
• заключение о причинах и месте образования недостачи.
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству. Лицо, несогласное с содержанием акта, обязано подписать акт с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.
В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Получатель ограничился ссылкой на отсутствие маркировки, с чем согласился Истец, и ими без участия Ответчика был составлен Акт №1.
В соответствии с п.2 ст.513 Гражданского кодекса РФ принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Акт №1 составлен с нарушением как Договора-1, так и Договора-2. Следовательно, он составлен с нарушением п.2 ст.513 Гражданского кодекса РФ и в соответствии с ч.1 ст.64 и ст.68 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может служить доказательством нарушения поставщиком своих обязательств.
Таким образом, ООО «ТД АВАНТПАК» своевременно произвёл ООО «Экострой» надлежащее исполнение Договора , от принятия которого ООО «Экострой» уклонился. Заявляя требование о возврате уплаченных сумм Истец, допустивший просрочку принятия исполнения обязательства, по сути, пытается в одностороннем порядке при отсутствии к тому законных оснований расторгнуть Договор, отказаться от принятия его исполнения. При этом Ответчик никогда не отказывался от исполнения своих обязательств по поставке товара.
Следовательно, требования Истца не основаны ни на п.2 ст.406, ни на ст.450 – 451 Гражданского кодекса РФ.
Соглашение о расторжении Договора-2 было произведено Истцом и Получателем 04 марта 2019 года, то есть до составления Акта №1. При таких обстоятельствах обоснованность участия Истца в проверке качества товара вызывает сомнения, так как его обязательство по поставке товара ранее было прекращено.
При таких обстоятельствах создаётся впечатление, что Акт №1 был составлен лишь для создания видимости обоснованности требований ООО "ЭКОСТРОЙ".
Учитывая вышеназванное, ООО «ТД АВАНТПАК» надлежащим образом исполнило свои обязательства по доставке согласованного товара.
В соответствии с п.7.3. Договора-2 ООО "ЭКОСТРОЙ" внесён ООО «ТД АВАНТПАК» задаток в размере 50% от стоимости товара. Поскольку ООО "ЭКОСТРОЙ" отказался принять надлежащее исполнение, в соответствии с п.2 ст.381 Гражданского кодекса РФ задаток остаётся у ООО «ТД АВАНТПАК».
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения уточненных исковых требований в части взыскания неосновательного обогащения.
ООО "ЭКОСТРОЙ" также заявлено требование о взыскании расходов на представителя в размере 25 000 руб. В подтверждение несения расходов представлено договор №15/05/2019 на оказание юридических услуг №15/05/2019 от 15.05.2019 и платежное поручение №65 от 16.05.2019 на сумму 25 000 руб.
Рассмотрев заявленные требования, суд находит их, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги.
В соответствии с ч.2 ст.110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2004 № 454-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Траст» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указал, что реализация судом предоставленного ч.2 ст.110 АПК РФ права уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, с учетом необходимости создания судом условий, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Частью 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Поэтому в ч. 2 ст. 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Пунктом 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» предусматривается, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 3 и 4 информационного письма от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» разъяснил, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. В случае, когда расходы на оплату услуг представителя не были фактически понесены, требование об их возмещении удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, значение имеет единственное обстоятельство: понесены ли соответствующие расходы. Независимо от способа определения размера вознаграждения (почасовая оплата, заранее определенная твердая сумма гонорара, абонентская плата, процент от цены иска) и условий его выплаты (например, только в случае положительного решения в пользу доверителя) суд, взыскивая фактически понесенные судебные расходы, оценивает их разумные пределы.
Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя, требование о которой прямо закреплено в ст. 110 АПК РФ, является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.
Для установления разумности рассматриваемых расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание услуг и характера услуг, оказанных в рамках этого договора, их необходимости и разумности для целей восстановления нарушенного права.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении заявления Общества исследовал и оценил представленные заявителем доказательства понесенных им расходов, продолжительность рассмотрения и сложность дела, а также сложившуюся в регионе стоимость оплаты юридических услуг по аналогичным спорам.
При определении разумных пределов суммы расходов на оплату услуг представителя лица, участвующего в деле, суд принял во внимание и иные обстоятельства, в том числе поведение лиц, участвующих в деле, их отношение к процессуальным правам и обязанностям в соответствии с ч.2 ст. 41 АПК РФ.
Между тем, исковые требования являются правомерными частично, в связи с чем заявлен частичный отказ от иска.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание баланс интересов сторон, право суда на уменьшение размера возмещения, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившуюся судебную практику по данной категории дел, сложившуюся в регионе стоимость оплаты юридических услуг, продолжительность рассмотрения дела, сложность дела, оказанные услуги, суд полагает правомерным удовлетворить требование заявителя в размере 5 000 руб.
В остальной части требования отказать.
По встречному иску исковые требования мотивированы следующим.
На основании договора поставки товара № ТДА/1п-40/19 от 24 января 2019 года (далее - Договор) и счёт – фактуры, являющейся универсальным передаточным документом, № 194 от 05 февраля 2019 года ООО «ТД Авантпак» (Поставщик) поставило ООО «Экострой» (Покупатель) товар: Пленка ВП2-10-115 04 * 100 1125 шт, 11250 кв.м., на сумму 134 337 рублей 50 копеек., включая НДС 20%. Товар был доставлен 06 февраля 2019 года получателю, указанному Покупателем грузополучателю ООО ФГУП «СПО Аналитприбор» по адресу: <...>.
Данный товар был изготовлен исходя из согласованных между Покупателем и Поставщиком требований к нему, не является массовым или стандартным, предназначался исключительно для передачи Покупателю исходя из его потребностей.
С целью доставки товара Поставщик заключил с ИП ФИО2 договор на перевозку, оплатив за оказанные услуги 26 000 (двадцать шесть тысяч) рублей, что подтверждается договором – заявкой № 98704 на перевозку грузов от 04 февраля 2019 года, счётом № 28 от 07.02.2019, платёжными поручениями № 166 от 08 февраля 2019 года и № 251 от 21 февраля 2019 года и доверенностью № 10 от 04 февраля 2019 года.
Покупатель от приёмки товара, соответствующего условиям Договора отказался, в связи с чем Поставщик возвратил себе товар и принял на ответственное хранение. Вместе с тем, Поставщик не отказывался и не намерен отказываться от исполнения Договора, имеет интерес в принятии Покупателем товара и исполнении им Договора.
В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. В соответствии со ст.406, п.1 ст.474 и ст.506 Гражданского кодекса РФ, п.1.1 Договора Покупатель несёт обязанность по приёмке товара, хотя и с допущенным им нарушением срока, с отнесением на него всех расходов, вызванных просрочкой исполнения обязательства, а также возмещением убытков Поставщика вызванных доставкой товара, не принятого Покупателем. При этом в связи с допущенной Покупателем просрочкой исполнения обязательства по приёмке товара, Покупатель должен самостоятельно принять меры к его получению и вывозу со склада Поставщика, так как Поставщику не известно куда и в какое время следует доставить товар.
В целях урегулирования возникших разногласий Поставщик направлял Покупателю претензии № 77 от 05 июля 2019 года и № 80 от 16 июля 2019 года, которые последним оставлены без ответа.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Возмещение убытков в соответствии со статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации является мерой гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В соответствии с указанными нормами права заявитель, при обращении с требованием о возмещении убытков, должен доказать факты ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств, причинения ему убытков, причинную связь между допущенным ответчиком нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.
При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований.
Применение положений ГК РФ о возмещении убытков разъяснено в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - постановление Пленума ВС РФ №25), от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее - постановление Пленума ВС РФ №7).
В пункте 11 постановления Пленума ВС РФ №25 указано, что, применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
В пункте 12 указанного постановления разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно пункту 5 постановления Пленума ВС РФ №7 по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (статья 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из содержания материалов дела следует, что во исполнение Договора – 2 ООО «ТД АВАНТПАК» с ИП ФИО2 договор на перевозку, оплатив за оказанные услуги 26 000 (двадцать шесть тысяч) рублей, что подтверждается договором – заявкой № 98704 на перевозку грузов от 04 февраля 2019 года, счётом № 28 от 07.02.2019, платёжными поручениями № 166 от 08 февраля 2019 года и № 251 от 21 февраля 2019 года и доверенностью № 10 от 04 февраля 2019 года.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств и представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что ООО «ТД АВАНТПАК» представлены надлежащие доказательства, которые подтверждают факт обоснованности в связи с чем подлежат удовлетворению.
В соответствии с правилами, установленными положениями статьи 110 АПК РФ. пункта 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014г. №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», в случае, когда производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска, обусловленным добровольным удовлетворением ответчиком требования после подачи иска в арбитражный суд, расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче иска, относятся на ответчика.
Таким образом, оплаченная госпошлина ООО "ЭКОСТРОЙ" подлежит взысканию с ООО «ТД АВАНТПАК» пропорционально оплаченной сумме в размере 2 687 руб.
Оплаченная ООО "ТД АВАНТПАК" госпошлина за нематериальное требование подлежит возврату.
Расходы по оплате госпошлины по встречному иску за рассматриваемые материальные требования возлагаются на ООО «ЭКОСТРОЙ» в размере 2 000 руб..
Руководствуясь статьями ст. 110,167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Первоначальные исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «ТД АВАНТПАК» в пользу ООО "ЭКОСТРОЙ" 2 687 руб. государственной пошлины, 5 000 руб. расходов на услуги представителя.
В остальной части первоначальных требований отказать.
В части 67 168 руб. 78 коп. производство по делу А41-50949/19 прекратить ввиду принятия отказа от иска.
Встречные исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ООО «ЭКОСТРОЙ» в пользу ООО «ТД АВАНТПАК» 26 000 руб. убытков, 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Вернуть к ООО "ТД АВАНТПАК" из федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины, оплаченной платежным поручением № 963 от 23.07.2019 г.
Судебный акт может быть обжалован в порядке и в сроки, установленные АПК РФ.
Судья Н.А. Кондратенко