ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-52751/12 от 11.03.2013 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

«01» апреля 2013 года Дело № А41-52751/12

«11» марта 2013 г. оглашена резолютивная часть решения

«01» апреля 2013 г. решение изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Московской области в составе:

судьи А.В.Гриневой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алиевой А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению)

ООО «Холдинг Первомайский»

к Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области

об отмене решения государственной регистрации права собственности,

при участии в судебном заседании:

явка лиц, согласно протоколу;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Холдинг Первомайский» (далее – ООО «Холдинг Первомайский», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее – КУИ Наро-Фоминского района, комитет, ответчик) с заявленными требованиями:

- Об отмене решения государственной регистрации права собственности Наро-Фоминским отделом Управления Росрегистрации по Московской области земельного участка с кадастровым номером 50:26:190904:0010, площадь 600 кв.метров, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/о, п.Ремзавод (запись регистрации № 50-01/26-85/2003-261.1 от 19.12.2003 года);

- Продлить срок действия договора аренды земельного участка от 25.11.2003 года № 1370.

В обоснование заявленных требований истец пояснил, что в 2003 году на основании постановления администрации Наро-Фоминского района спорный участок был предоставлен в аренду ООО «Руно-Н». В 2007 году ООО «Руно-Н» переуступило свои права и обязанности по данному договору ООО «Холдинг Первомайский». Поскольку срок договора аренды был установлен до 24.11.2012 года, истец обратился в Департамент земельных ресурсов с заявлением о продлении срока действия договора. В ответ было получено разъяснение, что участок находится в муниципальной собственности, и распоряжение им относится к полномочиям органов местного самоуправления. Между тем, при обращении в КУИ администрации выяснилось, что государственная регистрация земельного участка за Наро-Фоминским районом была произведена в 2003 году самостоятельно, без обращения с соответствующим заявлением администрации района, и в нарушение действовавшего на тот момент земельного законодательства; исправление указанной ошибки возможно только на основании решения суда.

От ответчика поступил отзыв, в котором ответчик возражал против исковых требований, ссылаясь на ненадлежащий способ защиты истцом нарушенных прав.

В судебном заседании, состоявшемся 11 марта 2013 года, истец уточнил заявленные требования, отказался от требования о продлении срока действия договора аренды от 25.11.2003 года № 1370 земельного участка с кадастровым номером 50:26:190904:0010, площадь 600 кв.метров, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/о, п.Ремзавод и просил:

- Признать отсутствующим право собственности муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район на земельный участок.

Уточенные требования судом приняты в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению, если истец отказался от своих требований и отказ принят арбитражным судом.

Принимая во внимание, что отказ истца от своих требований соответствует закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять отказ в требовании о продлении срока действия договора аренды, прекратив производство по делу в данной части.

Ответчик уточненные требования истца поддержал, считает оформление права собственности на спорный участок за муниципальным образованием Наро-Фоминский район Московской области неправомерным.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требование истца о признании отсутствующим права собственности на земельный участок за Наро-Фоминским районом, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Суд приходит к выводу о том, что обращение в суд с иском о признании права отсутствующим в данном случае является единственным способом защиты прав и интересов истца.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 19 ЗК РФ установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Как следует из материалов дела, ООО «Холдинг Первомайский» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:26:190904:0010, согласно договору аренды от 25.11.2003 года и договора уступки прав и обязанностей по договору аренды от 10.10.2007 года. Срок договора аренды участка был установлен 3 года, затем неоднократно пролонгировался.

С 01 июля 2012 года часть земель Московской области, в том числе земли, на которых расположен спорный земельный участок, в соответствии с Постановлением от 27.12.2011 года № 560-СФ об утверждении границы между субъектами РФ городом Москвой и Московской областью, находившийся на территории с.п.Первомайское, была включена в состав административного округа города Москвы.

Поскольку строительство на земельном участке завершено не было, арендатор – истец обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о продлении срока действия договора.

Согласно ответу Департамента от 01.10.2012 года, в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости (ИС РЕОН), земельный участок с кадастровым номером 50:26:190904:0010, является собственностью муниципального образования «Наро-Фоминский муниципальный район» с 2003 года. Департамент земельных ресурсов г.Москвы не вправе распоряжаться данным участком.

Таким образом, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием «Наро-Фоминский район».

Между тем, федеральными законами предусмотрены основания для отнесения земельных участков к собственности РФ, ее субъектов или органов местного самоуправления. При отсутствии указанных оснований участок не может быть отнесен к собственности данных образований.

17 июля 2001 года принят Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» № 101-ФЗ (действовал до 01 июля 2006 года).

Данный закон определил правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации, и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно статье 2 Федерального закона № 101-ФЗ, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Статьей 5 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрены основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, основаниями является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона № 101-ФЗ).

25 октября 2001 года принят Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Земельный участок с кадастровым номером 50:26:190904:0010, площадь 600 кв.метров, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/о, п.Ремзавод, предоставленного для строительства торгового комплекса, ни по одному основанию, предусмотренному Федеральными законами «О разграничении государственной собственности на землю» и «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не мог быть отнесен к муниципальным землям в 2003 году.

При данных обстоятельствах, исходя из имеющихся в деле материалов, требований законодательства, суд приходит к выводу о том, что доводы истца об отсутствии у муниципального образования «Наро-Фоминский район Московской области» права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:26:190904:0010, площадь 600 кв.метров, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/о, п.Ремзавод, предоставленного для строительства торгового комплекса, являются правомерными.

Заявленные требования о признании отсутствующим права собственности муниципального образования на указанный земельный участок, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110,167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:26:190904:0010, площадью 600 кв.метров, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/о, п.Ремзавод.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.В.Гринева