Арбитражный суд Московской области
107053, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
23 марта 2017года Дело №А41- 5363/2017
Арбитражный суд Московской области в составе судьи И.В.Гейц,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Непубличного акционерного общества «Заветы Ильича» (НАО «Заветы Ильича»),
к Министерству экологии и природопользования Московской области
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
НАО «Заветы Ильича» (далее – заявитель, Общество) обратилось с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании постановления от 01.11.2016г. № 21543/14/2016 о назначении административного наказания, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016г. № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» (далее – КоАП МО) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренном частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 данной статьи.
Информация о принятии Арбитражным судом Московской области к производству данного заявления и данными, необходимыми для идентификации сторон, в целях обеспечения сторонам доступа к материалам дела в электронном виде направлялась заявителю и заинтересованному лицу.
Заинтересованным лицом суду в материалы дела представлены административный материал и нормативно-обоснованный отзыв на заявление.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
01.11.2016г. административным органом при проведении проверки в отношении НАО «Заветы Ильича» было установлено, что Обществом допущены нарушения требований Закона Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-О «Об отходах производства и потребления в Московской области» в части нарушения порядка ведения кадастра отходов Московской области.
01.11.2016г. в связи с выявленными нарушениями административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственности за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016г. № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».
01.11.2016г. административным органом в отношении Общества, в присутствии законного представителя Общества – генерального директора, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 21543/14/2016, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016г. № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», и ему назначен штраф в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением Учреждение, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Одновременно Общество обратилось с заявлением в восстановлении процессуального срока на обжалование постановления административного органа.
Исследовав материалы дела в полном объеме, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 9.2 Закона Московской области от 04.05.2016г. № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», непредставление сведений, используемых для ведения кадастра отходов Московской области, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Вместе с тем, суд считает, что заявителем пропущен срок на подачу заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 25 АПК РФ, и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу положений ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 30.3 КоАП РФ.
При этом согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 г. № 71 при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ) необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Вместе с тем, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя (ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 208 АПК РФ).
Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин его пропуска. К уважительным причинам пропуска срока, по мнению суда, относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, которые при соблюдении заявителем той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него, тем не менее не позволили выполнить обязанность в установленный срок.
При этом критерии уважительности причин выработаны высшими судебными инстанциями. Согласно п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», не могут рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление было вынесено 01.11.2016г. в присутствии законного представителя Общества – генерального директора ФИО1, которым копия постановления получена 01.11.2016г.
Заявитель направил в Арбитражный суд Московской области заявление об оспаривании постановления административного органа 10.01.2017г., что подтверждается оттиском клише франкировальной машины от 10.01.2017г. на почтовом отправлении с внутрироссийским почтовым идентификатором 14285307000097, следовательно, десятидневный срок на обжалование заявителем пропущен.
В силу ч.1 ст.113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.
В соответствии с ч.1 ст.115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Таким образом, пропуск установленного срока для обжалования оспариваемого постановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом в случае пропуска установленного срока и при отсутствии уважительных причин для его восстановления суд не должен исследовать фактические обстоятельства и рассматривать материально-правовые основания заявленных требований, что соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 19.06.2009 № ВАС-7722/09.
Кроме того, заявитель осознавал факт пропуска им срока на обжалование оспариваемого постановления административного органа, о чем свидетельствует его обращение в суд с ходатайством о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления административного органа.
С учетом изложенного, суд считает, что заявление НАО «Заветы Ильича» не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В.Гейц