ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-58455/12 от 09.04.2013 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело №А41-58455/12

«16» апреля 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена «09» апреля 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме «16» апреля 2013 года.

Арбитражный суд Московской области

в составе: судья Бирюкова Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сыченко А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала №21

к МИФНС №3 по Московской области

о признании незаконным бездействия налогового органа

при участии в заседании

от истца – Масленников Д. А. представитель по доверенности от 23.10.2012 г.

от ответчика – Митюхина А. В. представитель по доверенности №03-12/00066 от 31.01.2013 г.

установил:

Государственное учреждение – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №21 обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Московской области, о признании бездействия МИ ФНС России № 3 по МО по заявлению №11-53/07/3128 от 29.05.2012 г. о принятии выморочного имущества – незаконными, об обязании произвести учет, принять меры по охране и оценке денежных средств в виде излишне начисленных сумм страховых выплат за период с декабря 2006 г. по июнь 2007 г. пострадавшему на производстве на имя Федорова Льва Сергеевича на его лицевой счет № 42301810240174009821 Королевского отделения № 2570 ОАО «Сбербанк России» в размере 22 732 руб. 55 коп., а также принять меры к их реализации путем зачисления в доход государства по заявлению от 29.05.2012 г. №11-53/07/3128 о принятии выморочного имущества, об обязании сообщить о результатах рассмотрения заявления от 29.05.2012 г. №11-53/07/3128.

Из материалов дела установлено, что на основании Приказа филиала №21 ГУ – Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации № 571 от 01.05.2000 г. пострадавшему на производстве Федорову Льву Сергеевичу была назначена ежемесячная сумма страховых выплат в размере 433 руб. 64 коп. с 01.05.2000 г. бессрочно.

Приказом филиала №21 ГУ – Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации № 542-В от 29.07.2004 г. определено производить пострадавшему на производстве Федорову Льву Сергеевичу страховые выплаты с 01.08.2004 г. перечислением на расчетный счет № 42301810240174009821 в Королевское ОСБ № 2570/120 г. Королев.

Приказом филиала №21 ГУ – Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации №104-В от 23.03.2007 г. сумма страховых выплат пострадавшему на производстве Федорову Льву Сергеевичу увеличена на коэффициент 1,075 и составляет 3280 руб. 21 коп.

Справкой исх. № 730 от 04.07.2007 г. Пушкинским отделом ЗАГС Главного Управления ЗАГС Московской области сообщено, что Федоров Лев Сергеевич умер, время смерти: 28.11.2006 г., имеется актовая запись о смерти за № 2428 от 28.11.2006 г.

Приказом филиала №21 ГУ – Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации №269-В от 25.06.2007 г. ежемесячные страховые выплаты пострадавшему на производстве Федорову Льву Сергеевичу прекращены с 01.12.2006 г.

Однако на имя Федорова Льва Сергеевича на его лицевой счет № 42301810240174009821 Королевского отделения № 2570 ОАО «Сбербанк России» филиала №21 ГУ – Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации начислены суммы страховых выплат за период с декабря 2006 г. по июнь 2007 г. в размере 22 732 руб. 55 коп., что подтверждается выпиской лицевого счета получателя страховых выплат за 2006-2007 г. на имя Федорова Лева Сергеевича.

Письмом Королевского отделения №2570 Среднерусского банка ОАО «Сбербанк России» № 2570 от 19.07.2007 г. №09-22/8073 указано, что возврат вышеуказанных денежных средств выполнить не возможно, так как средства, зачисленные на счет вкладчика, являются собственностью вкладчика с вытекающими отсюда обстоятельствами.

Письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации № ШС-6-3/892 от 04.12.2008 г. сообщено, что принятие в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 г. возложено на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.

По мнению Истца МИФНС №3 по Московской области следовало произвести учет, принять меры по охране и оценке денежных средств в виде излишне начисленных сумм страховых выплат за период с декабря 2006 г. по июнь 2007 г. пострадавшему на производстве на имя Федорова Льва Сергеевича на его лицевой счет № 42301810240174009821 Королевского отделения № 2570 ОАО «Сбербанк России» в размере 22 732 руб. 55 коп., а также принять меры к их реализации путем зачисления в доход государства при этом уведомить филиал №21 ГУ – Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В ходе судебного разбирательства истец поддержал заявленные требования.

Ответчик возражал, ссылаясь на доводы изложенные в отзыве.

Исследовав материалы дела в полном объеме, заслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 201 АПК РФ решение о признании ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого постановления недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иным правовым актам и нарушение прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, в силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе факта нарушения оспариваемыми актом (действиями) законных прав, лежит на лице, оспаривающим акт (действия).

В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В силу ст.ст. 1112, 1113 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В соответствии с пунктом 5.35 "Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

Таким образом, полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В письме Федеральной налоговой службы России от 04.12.2008г. № ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе" также разъяснено, что функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 возложены на Росимущество.

Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 29.11.2007 N 281-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" налоговые органы не осуществляют полномочия по работе с выморочным имуществом.

Руководствуясь ст. ст. 167, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца с момента принятия.

Судья Е. В. Бирюкова