ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-59218/15 от 08.09.2015 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107053, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

А41-59218/15

08 сентября 15

«__» ___________ 20__ г. Дело № _____________________

судьи Бобковой С.Ю.

помощник судьи Домникова Д.А.

председательствующего ____________________________________________________________ судей (заседателей) _________________________________________________________________ протокол судебного заседания вел ____________________________________________________

ОАО «РЖД»

ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Московской области

к _________________________________________________________________________________

признании незаконным решения органа, осуществляющего государственный кадастровый учет, обязании произвести кадастровый учет

от заявителя: ФИО1

от заинтересованного лица: не явился, извещен

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

установил:

ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Московской области о признании незаконным решения от 05.05.2015г. №МО-15/РКФ-179149 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета линейного сооружения - Железнодорожный путь, назначение – транспортное, год постройки – 1971г., протяженность 60298м, расположенный в Московской области, участок станция ФИО2 – станция Озеры, обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет линейного сооружения.

В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявления.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, требования заявителя не оспорило, отзыв не представило.

Заслушав пояснения заявителя, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, находит требования заявителя заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).

Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как усматривается из материалов дела, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в ФГБУ «ФПК Росреестра» по Московской области Одинцовский отдел с заявлением № 50-0-1-214/3002/2015-430 от 26 января 2015г. о постановке на государственный кадастровый учет сооружения, расположенного: Московская обл., г.Коломна – Железнодорожный путь, назначение – транспортное, год постройки – 1971г., протяженность 60298м, расположенный в Московской области, участок станция ФИО2 – станция Озеры.

В Филиал были представлены для рассмотрения следующие документы:

- Заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № 50-0-1-214/3002/2015-430 от 26 января 2015г.;

- технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 20января 2015 г.

По результатам проверки, проведенной Филиалом в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) и разделом III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 42 (далее - Порядок ведения ГКН), выявлено следующее.

В каждом субъекте федерации для ведения государственного кадастра используется своя местная система координат, в Московской области это МСК - 50, которая делится на 4 зоны (МСК - 50 зона 1 - запад Московской области, МСК - 50 зона 2 - восток Московской области и т. д.).

Для постановки линейного сооружения на кадастровый учет, который располагается одновременно на территории нескольких кадастровых районов, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с учетным номером 50:00:0000000, границы которого совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский» соответственно с Государственной границей Российской Федерации. Данный кадастровый квартал располагается в 1 зоне МСК-50. Следовательно, координаты характерных точек линейного объекта недвижимости, расположенного на территории Луховицкого и Зарайского районов должны быть переведены из 2 зоны МСК - 50 в 1 зону МСК - 50, также данное требование необходимо для корректного отображения графической части создаваемого объекта недвижимости (для отображения местоположения земельных участков, границ кадастрового деления).

5 мая 2015 г. Филиалом принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от № МО-15/РКФ-179149.

Вышеуказанное решение заявитель считает незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Заинтересованным лицом не представлено позиции по заявлению в дополнение к доводам, изложенным в оспариваемом отказе.

Исходя из положений частей 1, 2 статьи 41 Закона о кадастре, одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета линейного сооружения, является технический план сооружения.

Форма и требования к подготовке технического плана сооружения утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 201) г. № 693 (далее - Требования к подготовке технического плана).

Технический план оформляется в виде отдельного документа в ношении каждого созданного сооружения. При одновременном образовании нескольких сооружений в результате преобразования сооружения либо в случае образования сооружения и части (частей) сооружения технический план оформляется в виде одного документа.

В случае подготовки технического плана в отношении отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных), расположенных более чем в одном кадастровом округе (далее - линейное сооружение), такой технический план оформляется в виде одного документа, содержащего сведения, как в отношении всего сооружения, так и в отношении каждой части сооружения, расположенной в определенном кадастровом округе (далее - условная часть линейного сооружения). (Пункт 12 Требований к подготовке технического плана)

Технический план составляется на основании сведений ГКН о сооружении, земельном участке, в границах которого расположено соответствующее сооружение, - кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана соответствующей территории. Если сооружение расположено на нескольких земельных участках, при подготовке технического плана используются кадастровые выписки обо всех земельных участках (кадастровые планы территории всех кадастровых кварталов), в границах которых расположено соответствующее сооружение.

Копии документов, содержащих сведения ГКН, в состав Приложения не включаются. Реквизиты документов, содержащих сведения ГКН, указываются в разделе «Исходные данные» технического плана. (Пункт 13 Требований к подготовке технического плана)

В строке «3» графы «3» раздела «Характеристики сооружения» указывается кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено сооружение. В случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения), (пункт 40 Требований к подготовке технического плана).

В предоставленном в Филиал техническом плане указаны кадастровые номера следующих земельных участков, в пределах которых расположено сооружение: 50:57:0061113:7, 50:57:0061207:7, 50:57:0040304:1, 50:57:0050405:25, 50:57:0060516:1, 50:57:0061105:7, 50:57:0040106:13, 50:34:0040206:196, 50:34:0040418:138, 50:34:0040429:5, 50:34:0040237:103, 50:34:0040418:109, 50:36:0020717:5, 50:36:0000000:84, 50:36:0000000:85, 50:57:0000000:24987.

Каждому кадастровому району присваивается уникальный учетный номер и наименование. Учетный номер кадастрового района состоит из учетного номера кадастрового округа, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового района в кадастровом округе (пункт 3 приказа Минэкономразвития РФ от 04 апреля 2011г. № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2011г. № 20746).

Исходя из требований пунктов 3 и 4 приказа Минэкономразвития РФ от 04 апреля 2011 г. № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2011 г. № 20746), а также кадастровых номеров земельных участков, указанных в строке «3» графы «3» раздела «Характеристики сооружения» технического плана, следует, что сооружение располагается в границах одного кадастрового округа («50» - Московская область) на территории двух кадастровых районов (50:35 и 50:38).

Учитывая изложенное следует, что порядок присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых округов в кадастром округе «Общероссийский», границы которого совпадают с Государственной границей Российской Федерации, не может быть применим в отношении сооружения, технический план по которому был передан в Филиал с целью постановки на ГКН.

В данном случае необходимо руководствоваться требованиями пункта 7 приказа Минэкономразвития РФ от 04 апреля 2011 г. № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2011 г. № 20746), а именно в целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых районов соответствующего кадастрового округа, в каждом кадастровом округе создается один кадастровый район с порядковым номером «О» и наименованием «Условный», в котором соответственно - один кадастровый квартал с порядковым номером «О», границы которых совпадают с границами соответствующего кадастрового округа.

В кадастровых выписках о земельных участках: 50:57:0061113:7, 50:57:0061207:7, 50:57:0040304:1, 50:57:0050405:25, 50:57:0060516:1, 50:57:0061105:7, 50:57:0040106:13, 50:34:0040206:196, 50:34:0040418:138, 50:34:0040429:5, 50:34:0040237:103, 50:34:0040418:109, 50:36:0020717:5, 50:36:0000000:84, 50:36:0000000:85, 50:57:0000000:24987., в границах которых расположено сооружение, полученных от Филиала в разделе № 13 указана система координат: МСК-50, зона 2.

В графе «2» раздела «Исходные данные» технического плана сооружения указаны сведения о геодезической основе, использованной при подготовке технического плана сооружения системы координат МСК-50, а именно наименования пунктов геодезической сетки и их координаты.

Согласно выписке от 3 апреля 2015 г. № 136, выданной отделом геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области геодезические пункты: Ходынино, Воронино, Двуглинково относятся к системе координат МСК-50 (2 зона).

Таким образом, решение ФГБУ «ФПК Росреестра» по Московской области от 05.05.2015г. № МО-15/РКФ-179149 об отказе в осуществлении кадастрового учета линейного сооружения не соответствует действующему законодательству, а именно, п. 10 ст.25, п. 10 ст.41 Закона «О государственном кадастре недвижимости» №122-ФЗ, поскольку заявителем был представлены документы для проведения государственного кадастрового учета в строгом соответствии с нормами закона, а также с учетом действующих разъяснений и приказов Минэкономразвития РФ.

Отказ ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в осуществлении государственного кадастрового учета линейного сооружения, расположенного: Московская область, р-н Луховицкий, нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД», так как препятствует ОАО «РЖД» осуществлять полномочия собственника, закрепленные в ст.209 ГК РФ, в отношении указанного объекта недвижимости, следовательно, данное решение государственного органа нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 статьи 200 и ч. 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких условиях, суд находит незаконным и нарушающим права законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, в связи с чем полагает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.197-201,176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Московской области от 05.05.2015г. №МО-15/РКФ-179149 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета линейного сооружения.

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Московской области в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу осуществить постановку на государственный кадастровый учет линейного сооружения: Железнодорожный путь, назначение – транспортное, год постройки – 1971г., протяженность 60298м, расположение - Московская область, участок станция ФИО2 – станция Озеры.

Взыскать с ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Московской области в пользу ОАО «РЖД» 6.000руб. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Бобкова С.Ю.