ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-60593/21 от 21.02.2022 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

18 марта 2022 года Дело №А41-60593/21

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2022 года

Полный текст решения изготовлен 18 марта 2022 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ООО «Евразия Транс Сервис» (ИНН: <***>)

к Шереметьевской таможне (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

третьи лица: ООО «Москва Карго» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

об оспаривании

при участии в судебном заседании: лиц согласно протоколу судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Евразия Транс Сервис»
(720011, <...>; далее – заявитель,
ООО «Евразия Транс Сервис») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможня) со следующим требованием:

- признать незаконными действия (бездействия) должностных лиц таможни, выразившиеся в нарушении сроков окончания выездной таможенной проверки от 02.08.2017 № 10005000/210/020817/Р0031, не составлении акта по результатам проверки и отказе в выдаче принадлежащего заявителю груза по авианакладным №№ 555-11170390,
555-11170375, 555-11170386, 555-11170401.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении и письменных возражениях на отзыв таможни, ссылаясь на нарушение таможней сроков проведения проверки, установленных пунктами 22, 23 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, и на то, что действиями таможни создаются необоснованные препятствия для нормальной работы общества, незаконно удерживаются принадлежащие заявителю имущество,
ООО «Евразия Транс Сервис» лишено возможности им владеть, пользоваться, распоряжаться.

Представитель таможни по доводам, изложенным в отзыве, представленном в судебном заседании, в удовлетворении заявления просил отказать.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

На основании решения о проведении выездной таможенной проверки от 02.08.2017
№ 10005000/210/020817/Р0031, информации оперативно-розыскного отдела и поступившей служебной записке от 25.12.2018 № 25-20/928, таможней в отношении ООО «Москва Карго» проведена выездная таможенная проверка.

В ходе проверки на складе товаров ООО «Москва Карго», выявлены меховые изделия, поступившие из г. Алматы (Казахстан) по авианакладным №№ 555-1117-0390,
555-1117-0375, 555-1117-0401, 555-1117-0386.

Согласно авианакладным №№555-1117 0390, 555-1117-0375, 555-1117-0401,
555-1117-0386, отправителем товаров является Сейлхан Елдар Кобланулы, проживающий по адресу г. Алматы, получателем товара является гражданин Российской Федерации
ФИО2.

В связи с полученными данными о возможном отсутствии на товарах, представляющих собой меховые изделия, контрольных идентификационных знаков, составлены акты от 25.12.2018 о наложении ареста на товары.

25.12.2018 главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров вынесены постановления о наложении ареста на товары, перемещенные по авианакладным №№555-1117-0390, 555-1117-0375, 555-1117-0401, 555-1117-0386.

В апреле 2019 года ООО «Евразия Транс Сервис» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (дело № А41-39549/19) к Шереметьевской таможне с требованиями:

-признать незаконными действия должностных лиц Шереметьевской таможни по наложению ареста на товары, принадлежащие заявителю и оформленные Постановлениями: 1) от 25.12.2018г. в отношении товаров, перемещенных из Казахстана по авианакладной
№ 555-1117-0390 в количестве 6 мест, общим весом 321 кг.; 2) от 25.12.2018г. - в отношении товаров, перемещенных из Казахстана по авианакладной № 555-1117-0401 в количестве 6 мест, общим весом 496 кг.; 3) от 25.12.2018г. - в отношении товаров, перемещенных из Казахстана по авианакладной № 555-1117-0375 в количестве 7 мест, общим весом 453 кг.; 4) от 25.12.2018г. - в отношении товаров, перемещенных из Казахстана по авианакладной
№ 555-1117-0386 в количестве 7 мест, общим весом 411 кг. Обязать Шереметьевскую таможню возвратить товар, на который наложен арест его законному владельцу -
ООО «Евразия Транс Сервис».

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле № А41-39549/19 участвовали: Сайхал Елдар; ФИО2; ООО «Техно-Стиль»; ООО «Москва Карго».

01.08.2019 Арбитражным судом Московской области по делу № А41-39549/19 принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, в котором указано на то, что материалы дела не содержат доказательств наличия маркировки контрольных информационных знаков на товары, поступивших из г. Алматы (Казахстан) по авианакладным №№ 555-1117-0390, 555-1117-0375, 555-1117-0401, 555-1117-0386. В ходе осуществления контроля при обороте товаров ввезенных на территорию ЕАЭС, таможенным органом обосновано вынесены постановления о наложении ареста на товары.

ООО «Евразия Транс Сервис» полагая, что выездная таможенная проверка
от 02.08.2017 № 10005000/210/020817/Р0031 в отношении ООО «Москва Карго», в рамках которой 25.15.2018 наложен арест на указанный товар, в силу статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза должна была быть закончена 02.11.2017,
то есть за 13 месяцев до наложения ареста на товар, если же проведение указанной выездной проверки приостанавливалось, то срок приостановления не мог превышать 7 месяцев, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.

Таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения
лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования
и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 1
статьи 331 ТК ЕАЭС).

Пункт 1 статьи 331 ТК ЕАЭС определяет таможенную проверку как форму таможенного контроля, проводимую таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных названным Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Таможенная проверка может быть камеральной или выездной (пункт 7
статьи 331 ТК ЕАЭС).

Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок (пункт 15 статьи 333 Кодекса).

Основания для назначения внеплановых выездных таможенных проверок установлены пунктом 16 той же статьи ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 6 статьи 331 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться: факт помещения товаров под таможенную процедуру; достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами; исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела; соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом; соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом; соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

При этом следует также учитывать, что в силу пункта 2 статьи 331 данного Кодекса таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.

В силу пунктов 18, 20, 22, 26 статьи 333 Кодекса датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки, а если такое решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки доводится до проверяемого лица иным способом, - дата, определяемая в соответствии с законодательством государств-членов.

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица, лицу, замещающему руководителя, либо представителю проверяемого лица свои служебные удостоверения.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.

Результаты проведения выездной таможенной проверки оформляются путем составления таможенного документа, форма которого устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в порядке, установленном таким законодательством.

Права и обязанности должностных лиц таможенных органов и проверяемых лиц при проведении таможенной проверки установлены частями 1 и 3 статьи 335,
статьей 336 ТК ЕАЭС.

Выездная таможенная проверка назначается руководителем (начальником) таможенного органа, определяемого в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, уполномоченным им заместителем руководителя (заместителем начальника) таможенного органа либо замещающими их лицами путем принятия решения (выдачи предписания) о проведении выездной таможенной проверки (пункт 5 статьи 333 ТК ЕАЭС).

Абзацем 6 пункта 2 статьи 335 ТК ЕАЭС установлено право должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств-членов, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, либо распоряжение этими товарами иным способом.

Об изъятии товаров, документов, о наложении ареста на товары составляется акт. В этом акте либо прилагаемых к нему описях изъятые товары, документы или товары, на которые наложен арест, подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный акт подписывается должностным лицом таможенного органа, производившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары, документы или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а также понятыми. Копия акта вручается лицу, у которого обнаружены товары, документы, либо его представителю.

Изъятие товаров, документов и наложение ареста на товары производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, в присутствии проверяемого лица, у которого обнаружены такие товары.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что у таможенного органа имеются предоставленные законом полномочия на проведение таможенного контроля в форме выездной таможенной проверки в отношении организаций, у которых находится ввезенный товар, являющийся объектом таможенного контроля. Указанные выводы заявителем не оспариваются.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рассматриваемом случае таможней проведена выездная таможенная проверка на основании решения о проведении выездной таможенной проверки от 02.08.2017 № 10005000/210/020817/Р0031, информации оперативно-розыскного отдела и поступившей служебной записке от 25.12.2018
№ 25-20/928, в отношении ООО «Москва Карго», основным видом деятельности которого является транспортная обработка грузов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомочённому на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Согласно пункту 202 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82, перевозка груза считается выполненной после выдачи груза грузополучателю в соответствии с условиями, указанными в договоре воздушной перевозки груза.

Выдача груза производится грузополучателю, указанному в грузовой накладной, в аэропорту назначения (пункт 205 Федеральных авиационных правил).

В силу пункта 206 Федеральных авиационных правил выдача груза грузополучателю осуществляется только после оплаты всех платежей и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, на территорию которой осуществлена перевозка груза.

В ходе проверки склада временного хранения товаров ООО «Москва Карго», выявлены меховые изделия, поступившие из г. Алматы (Казахстан) по авианакладным
№№ 555-1117-0390, 555-1117-0375, 555-1117-0401, 555-1117-0386, отправителем товаров является Сейлхан Елдар Кобланулы, проживающий по адресу г. Алматы, получателем товара является гражданин Российской Федерации ФИО2, собственником товаров является ООО «Евразия Транс Сервис».

В связи с полученными данными о возможном отсутствии на товарах, представляющих собой меховые изделия, контрольных идентификационных знаков, составлены акты от 25.12.2018 о наложении ареста на товары, и постановления о наложении ареста на товары, перемещенные по авианакладным №№555-1117-0390, 555-1117-0375,
555-1117-0401, 555-1117-0386.

Действия должностных лиц Шереметьевской таможни по наложению ареста на товары, принадлежащие ООО «Евразия Транс Сервис» и оформленные постановлениями о наложении ареста на товары, перемещенные по авианакладным №№555-1117-0390,
555-1117-0375, 555-1117-0401, 555-1117-0386 рассмотрены Арбитражным судом Московской области по делу № А41-39549/19 и признаны законными. Суд установил, что материалы дела не содержат доказательств наличия маркировки контрольных информационных знаков на товары, поступивших из г. Алматы (Казахстан) по авианакладным №№ 555-1117-0390,
555-1117-0375, 555-1117-0401, 555-1117-0386. В ходе осуществления контроля при обороте товаров ввезенных на территорию ЕАЭС, таможенным органом обосновано вынесены постановления о наложении ареста на товары. Судом учтено, что по результатам рассмотрения сообщений о преступлении, зарегистрированных в КУСП № 1 Шереметьевской таможней за №№ 153, 154, 182, 183, приняты процессуальные решения (постановления от 17.05.2019) о передаче сообщения о преступлении по подследственности в ЛУ МВД России в аэропорту Шереметьево. Указанное обстоятельство является основанием для нахождения товаров под арестом в силу пункта 1 части 12 статьи 233 Закона о таможенном регулировании.

В письменных пояснениях от 22.09.2021 № АС/1 ООО «Москва Карго» указало, что спорный товар изъят и вывезен из грузового центра ООО «Москва Карго», о чем составлены протоколы осмотра места происшествия от 01.10.2019, материальные пропуска на вывоз груза из грузового центра ООО «Москва Карго».

Согласно части 4 статьи 214 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на территории Российской Федерации, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находятся на территории Российской Федерации с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Приостановление проведения выездной таможенной проверки осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 24 статьи 333 Кодекса Союза, а также при необходимости направления поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств - членов Союза в соответствии со статьей 373 Кодекса Союза (часть 17 статьи 229 Закона № 289-ФЗ).

При необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, проведения таможенной экспертизы, направления запросов в компетентные органы государств-членов или государств, не являющихся членами Союза, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо замещающих их лиц.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 9 месяцев, если более продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов. Порядок приостановления проведения выездной таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Срок приостановления выездной таможенной проверки по основаниям, установленным настоящим пунктом, а также по основаниям, устанавливаемым законодательством государств-членов, не включается в срок проведения выездной таможенной проверки (часть 24 статьи 333 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 25 статьи 333 ТК ЕАЭС, в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи о продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения, о чем уведомляется проверяемое лицо.

В силу пункта 26 статьи 333 ТК ЕАЭС результаты проведения выездной таможенной проверки оформляются путем составления таможенного документа, форма которого устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании, в порядке, установленном таким законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 237 Закона № 289-ФЗ результаты проведения выездной таможенной проверки оформляются актом выездной таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе или электронного документа.

Согласно части 28 статьи 237 Закона № 289-ФЗ на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) статьей 218 Закона о таможенном регулировании, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.

В рассматриваемом случае, суд поддерживает доводы заявителя, изложенные в письменных возражениях на отзыв, о том, что таможней нарушены основные принципы проведения таможенного контроля и порядок проведения таможенных проверок.

Выездная таможенная проверка в отношении ООО «Москва Карго», в рамках которой 25.12.2018 наложен арест на принадлежащий ООО «Евразия Транс Сервис», в силу статьи 333 ТК ЕАЭС, должна была быть закончена 02.11.2017г., то есть за 13 месяцев до наложения ареста на товар.

Если же проведение указанной выездной проверки приостанавливалось, то срок приостановления не мог превышать 9 месяцев.

В представленном таможней акте выездной таможенной проверки от 10.12.2021
№ 10005000/210/101221/А000031 отсутствуют сведения о том, что выездная таможенная проверка приостанавливалась.

Соответственно действия должностных лиц таможни по выездной таможенной проверки от 02.08.2017 № 10005000/210/020817/Р0031 в отношении ООО «Москва Карго» после 02.11.2017 незаконны, в том числе наложение ареста на принадлежащий
ООО «Евразия Транс Сервис» товар.

К моменту наложения ареста на принадлежащий ООО «Евразия Транс Сервис» товар (25.12.2018), данная проверка с момента ее начала (02.08.2017) длилась 16 месяцев, в нарушении сроков проведения выездной таможенной проверки, установленных
пунктом 22 статьи 333 ТК ЕЭС.

Таким образом, выездная таможенная проверка 02.08.2017
№ 10005000/210/020817/Р0031 в отношении ООО «Москва Карго», с учетом ее приостановления на максимальный срок, и с учетом продления, должна была быть закончена через 12 месяцев с даты начала, то есть 02.08.2018 и, соответственно проведение каких либо действий должностными лицами таможни в рамках указанной проверки за пределами сроков ее проведения являются незаконными.

При этом суд учитывает постановления старшего дознавателя по особо важным делам отдела дознания Шереметьевской таможни от 20.01.2020 № 22, от 19.03.2021 № 22, согласно которым отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного пунктом «г» части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, зарегистрированному 06.09.2019 в КУСП № 1 Шереметьевской таможни за № 292.

Из содержания данных постановлений следует, что в ходе проверки установлено, что товар, прибывший в адрес ФИО2 по авианакладным
№№ 555-11170390, 555-11170375, 555-11170386, 555-11170401, принадлежит ООО «Евразия Транс Сервис» и ввезен на таможенную территорию ЕАЭС законно по ДТ
№ 41781002/080918/0010104. Согласно имеющейся в распоряжении дознания информации по данной ДТ все необходимые платежи уплачены в установленном порядке. Также в распоряжении отдела дознания Шереметьевской таможни отсутствуют какие-либо данные, позволяющие объективно свидетельствовать о признаках преступления в действиях лиц при перемещении товаров внутри Евразийского экономического союза. Отсутствует событие преступления.

В силу статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 3 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу приведённых норм права и фактических обстоятельств дела, арбитражный суд приходит к выводу о достаточных, допустимых доказательствах в материалах дела, по признанию незаконными действия (бездействия) таможни, выразившиеся в нарушении сроков окончания выездной таможенной проверки от 02.08.2017
№ 10005000/210/020817/Р0031, не составлении акта по результатам проверки и отказе в выдаче принадлежащего заявителю груза по авианакладным №№ 555-11170390,
555-11170375, 555-11170386, 555-11170401.

Доказательств обратного заинтересованным лицом, в нарушение требований
статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.

Оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что применительно к обстоятельствам настоящего дела оспариваемые действия (бездействия) таможни допущены при отсутствии предусмотренных законом оснований, с нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. наличествует необходимая совокупность условий для признания их незаконными и отмене, а требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При рассмотрении вопроса о государственной пошлине суд считает необходимым отметить, что поскольку требования заявителя подлежат удовлетворению, то
в силу статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействия) должностных лиц Шереметьевской таможни, выразившиеся в нарушении сроков окончания выездной таможенной проверки
от 02.08.2017 № 10005000/210/020817/Р0031, не составлении акта по результатам
проверки и отказе в выдаче принадлежащего заявителю груза
по авианакладным № 555-11170390, № 555-11170375, № 555-11170386, № 555-11170401.

2. Взыскать с Шереметьевской таможни ФТС России (141400, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХИМКИ ГОРОД, ШЕРЕМЕТЬЕВСКОЕ ШОССЕ, 7, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.02.2003, ИНН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Евразия Транс Сервис» (720011, <...>
) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья А.В. Цховребова