ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-60711/22 от 22.09.2022 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

           107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

30 сентября 2022 года                                                                                    Дело № А41-60711/22

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2022 года.                                                            

Арбитражный суд Московской области в составе судьи В.С. Желонкина, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Силагава, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 01.03.2013) к Государственному бюджетному учреждению Московской области «Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ «Мособлгеотрест» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 26.04.2016, юридический адрес: 143006, Московская область, Одинцово город, Восточная улица, дом 2) дополнительный адрес (127015, <...>)

Третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 10.07.2012, юридический адрес: 143407, <...>), Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 18.12.2002, юридический адрес: 143407, <...>)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7 об отсутствии наложений на земли лесного фонда, обязании исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7 о наложении на земли лесного фонда в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле - согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1 обратился в суд с заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству по Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, ГБУ МО "Мособлгеотрест"  со следующими требованиями:

1. Признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.

2. Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021106:7 об отсутствии наложений на земли лесного фонда и не внесении изменения в границы.

3. Признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.

4. Признать незаконным бездействие ГБУ МО «Мособлгеотрест», выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.

5. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.

6. Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7 о наложении на земли лесного фонда и внести изменения в границы Ногинского, Рахмановского лесничеств об отсутствие пересечения границ земельного участка с границами лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.

7. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.

8. Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД Московской области, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.

9. Обязать ГБУ МО «Мособлгеотрест» исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД, РГИС Московской области, в отношении земельных участков с кадастровым номером 50:17:0021106:7 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Определением от 03 августа 2022 года по делу №А41-9273/22 следующие требования к ГБУ МО «Мособлгеотрест» были выделены в отдельное производство:

- Признать незаконным бездействие ГБУ МО «Мособлгеотрест», выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.

- Обязать ГБУ МО «Мособлгеотрест» исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД, РГИС Московской области, в отношении земельных участков с кадастровым номером 50:17:0021106:7 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование своих требований заявитель сослался на положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и указал на то, что несовершение заинтересованным лицом действий по исключению из ИСОГД и РГИС соответствующих сведений нарушает его права и законные интересы.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.

Суд в соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель заинтересованного лица и представители третьих лиц возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве и пояснениях.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером  50:17:0021106:7, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, 650 м юго-западнее ул. Степуринская, участок № 131– земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Заявителем в материалы дела представлены справки о пересечении границ земель лесного фонда с границами вышеуказанного земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности.

29.06.2021 заявитель обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением, в котором просил привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в ГЛР и материалах лесоустройства в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером  50:17:0021106:7.

Рассмотрев указанное заявление, Комитет лесного хозяйства Московской области принял решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости. В указанном решении сказано, что в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществление внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», Мособлкомлесом в течение месяца будет утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра. Акт будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств.

Однако, как указывает заявитель, согласно справкам Комитета лесного хозяйства Московской области от 27.05.2021, от 26.10.2021 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, наложение земельных участков с землями лесного фонда по-прежнему имеется. Данные сведения отражены в ИСОГД Московской области и в РГИС Московской области.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия)  органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые  акты (действия,  бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.

На основании статьи 12 ГК РФ осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемыми требования, заявитель ссылается на незаконное бездействие уполномоченного органа по невнесению необходимых изменений в сведения ИСОГД и РГИС МО в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, нарушающее права и законные интересы заявителя.

В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).

В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).

С учетом приведенных положений следует признать, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

Согласно п.12.33 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.

Таким образом, Мособлкомлес уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.

Согласно ч. 3 ст. 91 ЛК РФ документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.

Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в   соответствии   с   требованиями   настоящего   Кодекса    информационные   системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Частью 1 статьи 57 ГрК РФ предусмотрено, что создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Указанные органы или учреждения являются операторами таких государственных информационных систем.

Согласно части 1.1 статьи 57 ГрК РФ ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подведомственными им государственными бюджетными учреждениями), органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов в пределах компетенции указанных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 231/9 создана государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Московской области (далее - ГИСОГД Московской области) и утверждено положение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (далее - Положение).

Собственником ГИСОГД Московской области на основании пункта 3 Положения является Московская область. Информация, содержащаяся в ГИСОГД Московской области, является государственным информационным ресурсом Московской области.

Пунктом 3 постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 № 231/9 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области» определено, что оператором ИСОГД Московской области является государственное бюджетное учреждение Московской области «Трест геолого-геодезических и картографических работ «Мособлгеотрест» (далее - ГБУ МО «Мособлгеотрест»), которое в силу пунктов 28, 30 Положения осуществляет функции по учету, регистрации и размещению сведений, документов и материалов в ГИСОГД Московской области, переданных в рамках межведомственного взаимодействия, в форматах данных, используемых для ведения ГИСОГД Московской области.

Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области на основании пункта 3.2 постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 № 231/9 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области», пунктов 4, 5 Положения определен в качестве уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего правомочия обладателя информации, зарегистрированной в ГИСОГД Московской области, и является органом, ответственным за создание, развитие и эксплуатацию (ведение) ГИСОГД Московской области, за координацию информационного взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов   местного   самоуправления   муниципальных   образований   Московской   области, организаций, находящихся в их ведении, иных органов и организаций в процессе информационного наполнения ГИСОГД Московской области.

На основании пункта 22 Положения Мособлархитектура обеспечивает создание, развитие и эксплуатацию (ведение) ГИСОГД Московской области, оператор ГИСОГД Московской области - ГБУ МО «Мособлгеотрест» осуществляет создание, развитие и эксплуатацию (ведение) ГИСОГД Московской области, а поставщики информации ГИСОГД Московской области обеспечивают достоверность и актуальность информации, предоставляемой в ГИСОГД Московской области.

Согласно п.п. 5 п. 6 Положения ведения информационной системы представляет собой мероприятия по обеспечению сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения в электронной форме сведений, документов, материалов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Понятия «документ», «материал» и «сведения», раскрывающие значения и используемые для данной информационной системы, содержатся в пункте 6 Положения.

В соответствии с пунктом 23 Положения ведение ГИСОГД Московской области осуществляется в электронной форме путем:

1)         получения сведений, документов, материалов, подлежащих размещению в ГИСОГД Московской области, от поставщиков информации ГИСОГД Московской области;

2)         сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения в электронной форме сведений, документов, материалов, подлежащих размещению в ГИСОГД Московской области;

3)         подготовки, согласования и утверждения сведений, документов, материалов с использованием ГИСОГД Московской области и предусмотренных правовыми актами Московской области в области архитектуры и градостроительной деятельности.

ГИСОГД Московской области содержит сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные сведения, необходимые для осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области (пункт 2 Положения).

Пунктом 21 Положения предусмотрено, что ГИСОГД Московской области включает в себя, в том числе актуализированные сведения, документы, материалы в текстовой форме и в виде графических материалов, представленные Поставщиками информации ГИСОГД Московской области.

При этом текстовые данные и чертежи (схемы) размещаются в форматах PDF, XML, DOC, DOCX, TXT, RTF, XLS, XLSX, ODF (n. 38 Положения), а сведения, документы, материалы, содержащие пространственные (картографические) данные, размещаются в форматах векторной и (или) растровой модели (п. 39 Положения), указанных в пунктах 40 и 41 Положения.

Следовательно, для актуализации градостроительной документации, сведений и материалов, размещенных в ГИСОГД Московской области, помимо текстовых данных, необходимы графические (пространственные) сведения в форматах данных, используемых для ведения ГИСОГД Московской области.

Частью 2 статьи 57 ГрК РФ предусмотрено, что процесс наполнения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется посредством направления уполномоченными органами документов и материалов, в которых содержатся сведения, подлежащие размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

При этом данной нормой прямо предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации (подведомственные им государственные бюджетные учреждения), уполномоченные на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляют размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности документов, материалов, сведений о документах, материалах, поступивших в рамках межведомственного взаимодействия.

С учетом вышеизложенного, актуализация ранее размещенной градостроительной документации в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в рассматриваемом случае документированной информации и сведений о пространственных границах лесничеств Московской области в ГИСОГД Московской области, осуществляется оператором на основании документов, материалов, сведений о документах, материалах, поступивших в рамках межведомственного взаимодействия от государственного органа исполнительной власти, уполномоченного в области лесных отношений.

Размещение, по своему усмотрению, каких-либо иных сведений и документов, которые в рамках межведомственного взаимодействия не передавались, действующим нормативно-правовым регулированием не предусмотрено, что также следует из положений постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 № 231/9 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области».

Полномочиями по корректировке документированной информации и пространственных границ лесничеств, в том числе по изменению (установлению) границ соответствующих лесничеств, ГБУ МО «Мособлгеотрест» не обладают.

Согласно пункту 31 Положения оператор ГИСОГД Московской области не несет ответственность за полноту и достоверность информации, предоставляемой для размещения в ГИСОГД Московской области.

Аналогичная норма закреплена в п. 21 Постановления Правительства Московской области от 30.01.2017 № 49/3, согласно которой оператор РГИС не несет ответственности за достоверность и полноту данных РГИС, предоставляемых Поставщиками информации.

Таким образом, система действующего правового регулирования не предусматривает полномочия для органов, ответственных за ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, по установлению (корректировке) границ лесного фонда и документов которыми указанные границы установлены, а тем более включению (изменению) по своему усмотрению в ГИСОГД и в ГПЗУ каких-либо сведений о границах лесного фонда, не основанных на сведениях, полученных в установленном порядке и составе из предусмотренных законодательством источников.

Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Московской области на основании статей 56, 57 ГрК РФ, постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 № 231/9 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области», относится к государственным информационным системам обеспечения градостроительной деятельности, в связи с чем сведения и документы, направленные уполномоченными органами в рамках межведомственного взаимодействия, и размещенные в указанной системе, сами по себе не могут нарушать какие-либо права и законные интересы заявителя, указанная информационная система является лишь организованным в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированным сводом документированных сведений о развитии территорий,   их   застройке, о  земельных участках и иных сведений, необходимых для    осуществления    градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Как следует из заявленных требований индивидуальный предприниматель полагает, что со стороны ГБУ МО "Мособлгеотрест" имеется бездействие в части не отражения изданных Комитетом лесного хозяйства Московской области актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра в РГИС МО и ИСОГД Московской области.

Между тем, указанные доводы являются необоснованными и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

В соответствии с пунктом 6.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 26.03.2021 № 28РВ-5, в случае принятия решения о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости по форме, приведенной в приложении 1 к административному регламенту, Мособлкомлесом составляется акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение». Электронный образ указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.

Судом установлено, что ГБУ МО «Мособлгеострест» в ИСОГД МО в слое уточнение границ ГЛФ размещены акты об изменении документированной информации ГЛР (№3751/2/11-12/2021/ЛА от 16.09.2021, 3753/2/11-09/2021/ЛА от 16.09.2021, зарегистрированные в ИСОГД МО Рег. № 46759000_10_622277 от 18.11.2021, 46759000_10_622425 от 18.11.2021) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021106:7, переданные письмом Комитета лесного хозяйства Московской области от 16.11.2021 № ИСХ-34360/18.

С учетом изложенного, доводы заявителя о не учете в ГИСОГД Московской области вышеуказанных актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра не соответствуют действительности и опровергаются материалами дела.

Кроме того, обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявителем в нарушение вышеуказанных норм не указаны действия, которые ГБУ МО «Мособлгеотрест» обязано было совершить в силу своих полномочий, которые, по мнению заявителя, не были исполнены, как и не указано, какие распорядительные документы или иная градостроительная документация, направленная в адрес Мособлархитектуры, не была отражена в информационной системе ИСОГД Московской области.

Более того, из заявления также не усматривается каким требованиям действующего законодательства не соответствуют оспариваемые действия (бездействие) ГБУ МО «Мособлгеотрест» по ведению ИСОГД Московской области, РГИС МО, а также не приведены конкретные нормы права, которые предусматривали бы обязанность или возможность совершить те действия на которые ссылается заявитель в рамках настоящего дела.

Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание, что в установленном порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 57 ГрК РФ, оператором ИСОГД Московской области обеспечено размещение всей поступившей градостроительной документации, в том числе актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении земельных участков в ИСОГД Московской области, а также тот факт, что
ГБУ МО «Мособлгеотрест» лишены возможности в отсутствие иной градостроительной документации, включающей соответствующее решение уполномоченного органа и сведения об актуализации пространственных границ лесничеств, обеспечить размещение в ИСОГД Московской области иных сведений и документов о пространственных границах соответствующих лесничеств, оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.

В части  требований  о  порядке  ведения  РГИС  МО, суд полагает необходимым отметить следующее.

Постановление Правительства Московской области от 30.01.2017 № 49/3 создана государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС).

Пунктом 13 Постановления Правительства Московской области от 30.01.2017 № 49/3 предусмотрено, что поставщиками информации являются, в том числе центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении. При этом поставщики информации (в настоящем случае Комитет лесного хозяйства Московской области) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.

Таким образом, достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, размещаемых в указанной системе в области лесных отношений, возложена на Комитет лесного хозяйства Московской области, а не на оператора РГИС.

Пунктом 21 Постановления Правительства Московской области от 30.01.2017 № 49/3 предусмотрено, что оператор РГИС не несет ответственности за достоверность и полноту данных РГИС, предоставляемых Поставщиками информации.

Судом установлено, что с целью размещения в РГИС пространственных данных относительно объектов, указанных в актах об изменении документированной информации Комитет лесного хозяйства Московской области в адрес ГБУ МО «Мособлгеотрест» не обращался.

Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание вышеприведенные положения и фактические обстоятельства дела, оснований для удовлетворения заявленных требований к ГБУ МО «Мособлгеотрест» не имеется.

Руководствуясь статьями 110,167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения. 

            Судья                                                                                                          В.С. Желонкин