ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-6198/08 от 26.06.2008 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996

www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

30 июня2011 г.

Дело № А41-К2-6198/08

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2008 года,

решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2008 года.

АрбитражныйсудМосковскойобласти всоставе:

судьи   Суворовой А.А.

протокол судебного заседания вела судья Суворова А.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Управление жилищного хозяйства» Одинцовского муниципального района Московской области (далее – МУП «Управление жилищного хозяйства» Одинцовского муниципального района Московской области, предприятие)

к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – Государственная жилищная инспекция Московской области)

о   признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 3-0122-2008 от 3 марта 2008 года

при участии в заседании:

- от заявителя – представитель Абросимов Ю. В., доверенность от 26.05.2008г.

- от заинтересованного лица – представители Лебедев М. Ю. доверенность от 22.10.2007г., Азанова А. Г. доверенность от 22.10.2007г.

Установил:

В Арбитражный суд Московской области обратилось МУП «Управление жилищного хозяйства» Одинцовского муниципального района Московской области» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Московской области по делу об административном правонарушении № 3-0122-2008 от 3 марта 2008 года по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Заявитель ссылается на следующее: МУП «УЖХ Одинцовского муниципального района Московской области»» не виновно в нарушение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (не покрашены стены, трещины по рустам на 10 этаже, имеются следы потеков с 5 этажа и выше, локальные разрушения напольного плиточного покрытия на 10 этаже, на площадках подъезда имеются разрушения штукатурного слоя, почтовые ящики находятся в неудовлетворительном состоянии, проводка в неудовлетворительном техническом состоянии, двери на переходные лоджии на 5 этаже закрыта неплотно), поскольку МУПУЖХ является муниципальным предприятием и финансируется из районного бюджета, а производство капитального ремонта финансируется из бюджета Московской области. Недостаточное финансирование муниципальных предприятий явилось причиной того, что в данном жилом фонде не был произведен капитальный и текущий ремонт.

В судебном заседании представитель Госжилинспекции Московской области просил отказать в удовлетворении заявления и пояснил: МУП «УЖХ Одинцовского муниципального района Московской области»» обоснованно привлечено к административной ответственности, установленной статьей 7.22. КоАП РФ, поскольку является ответственным лицом за содержание, ремонт и техническую эксплуатацию жилищного фонда по адресу Московская область, гор. Одинцово, ул. Верхнее-Пролетарская, дом 1, корп. 2.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительном заявлении.

Из материалов дела следует:

На основании статьи помещенной в газету Московский комсомолец » У парадного подъезда», Распоряжением начальника Государственной жилищной инспекции Московской области № 3-0122-2008 от 31 января 2008 года предписано провести мероприятия по государственному контролю в отношении МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» в целях проверки жилищного фонда по адресу Московская область, гор. Одинцово, ул. Верхнее-Пролетарская, дом 1, корп. 2.(л. д.30-31).

19 февраля сотрудником Главного управления Московской области Государственной жилищной инспекции ТО № 10 было вынесено уведомление № 3-0122-2008 о проведению мероприятий по государственному контролю и составлении протокола об административном правонарушении 21 февраля 2008 г. в 14 часов 30 минут. Данное уведомление было отправлено в адрес МУП «Управление жилищного хозяйства» Одинцовского муниципального района Московской области» по почте и через приемную получено предприятием 20.02.2008г. вх. № 173, о чем имеется соответствующая отметка.(л. д.32).

21 февраля 2008 года Государственной жилищной инспекцией Московской области в отношении МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» были проведены мероприятия по государственному контролю, о чём был составлен соответствующий Акт № 3-0122-2008г.(л. д.33).

В результате проведённых проверочных мероприятий Государственной жилищной инспекции Московской области были выявлены нарушения МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» выразившееся в том, что не применялись меры по ремонту жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Верхнее-Пролетарская, дом 1, корп.2, а именно: подъезд данного жилого дома находится в неудовлетворительном состоянии, не покрашены стены, трещины по рустам на 10 этаже, имеются следы потеков с 5 этажа и выше, локальные разрушения напольного плиточного покрытия на 10 этаже, на площадках подъезда имеются разрушения штукатурного слоя, почтовые ящики находятся в неудовлетворительном состоянии, проводка в неудовлетворительном техническом состоянии, двери на переходные лоджии на 5 этаже закрыта неплотно. Было выявлено нарушение пунктов 3.2.8, п. 3.2.9, п.4.8.4, п.4.8.2, п.4.8.9, п.4.8.5, п.5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003г.

21 февраля 2008 года сотрудниками административного органа был составлен протокол об административном правонарушении № 3-0122-2008 в отношении МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» и предписание № 3-0122-2008 об устранении выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий нарушений в срок до 15 июля и 1 мая 2008 года.(л. д.35-38). Протокол вынесен без представителя МУП, надлежащим образом уведомленным о дате и времени расследования административного дела, были сделаны фото.

В этот же день сотрудниками административного органа было вынесено определение № 3-0122-2008 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 03 03.2008г.. Данное определение было направлено в адрес предприятия по почте (л. д.39).

27.02.2008г. директор МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» М. Г. Вартапетян заявил ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении назначенное на 03 03.2008г. без их участия и дал пояснения по проведению текущего ремонта дома с 1995гпо 2007г.(л. д.40)..

03 марта 2008 года заместителем начальника Главного управления Московской области Государственная жилищная инспекция Московской области » в отношении МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» вынесено Постановление № СЗ-0111-9-2007 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 40 000 рублей.(л. д.41).

Не согласившись с вынесенным постановлением, МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» обратилось в арбитражный суд.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в полном объеме, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7.22. КоАП РФ установлено, что нарушение лицами ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000руб. до 5000руб.; на юридических лиц – от 40 000руб. до 50 000 руб.

В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.21 – 7.23 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции, а согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003г. № 729/47, Госжилинспекция Московской области является государственным органом Московской области, специально уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности и осуществляет указанные функции на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии со ст. 26.1. КоАП РФ должностное лицо Госжилинспекции Московской области при проведении действий в рамках дела об административном правонарушении обязано выяснить наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Суд находит, что событие административного правонарушение, а именно – невыполнение лицом, ответственным за содержание жилого дома по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Верхнее-Пролетарская, дом 1, корп.2, правил содержания и ремонта жилых домов, установлено собранными по делу доказательствами: актом проведения планового (внепланового) мероприятия по контролю и протоколом об административном правонарушении.

Как следует из объяснений директора МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» М. Г. не отрицает что подъезд жилого дома находится в неудовлетворительном состоянии, не покрашены стены, трещины по рустам на 10 этаже, имеются следы потеков с 5 этажа и выше, локальные разрушения напольного плиточного покрытия на 10 этаже, на площадках подъезда имеются разрушения штукатурного слоя, почтовые ящики находятся в неудовлетворительном состоянии, проводка в неудовлетворительном техническом состоянии, двери на переходные лоджии на 5 этаже закрыта неплотно, но объясняет не проведение текущих и капитальных работ необходимостью финансирования собственником имущества Администрацией Одинцовского муниципального района согласно ст.210 ГК РФ.

Заявителем же не было представлено каких-либо доказательств того, что проводился ремонт указанных подьездов. Как следует из материалов дела 23 ноября 2007 года между жильцами дома №-1 корпус 2 ул. Верхие-Пролетарская гор. Одинцово Московской области и МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» заключен договор управления многоквартирным домом № 1. По настоящему договору предприятие по заданию собственника за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представлять и отстаивать интересы собственника перед ресурсоснабжающими организациями в бесперебойном предоставлении ему коммунальных ресурсов, а также услуг по водоотведению, В случае привлечение третьих лиц для выполнения работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и оказания прочих услуг контролировать исполнение ими договорных обязательств.

Таким образом, суд считает, что МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома 1 корп. 2 по ул. В. Пролетарская гор. Одинцово Московской области.

Согласно п.3.3.3 договора № 1 собственники дома обязуются за свой счет осуществлять содержание и ремонт принадлежавшего собственнику имущества, оборудования, находящегося внутри его помещения, не относящемуся к общему имуществу.

Согласно общим положениям раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных постановлением Госстроя РФ №-170 от 27 сентября 2003 года, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т. д.

Таким образом, лицом, ответственным за содержание жилого дома дом 1, корп.2, ул. Верхнее-Пролетарская, г. Одинцово не были осуществлены действия, обязанность выполнения которых предусмотрена п. п. 3.2.8, п. 3.2.9, п.4.8.4, п.4.8.2, п.4.8.9, п.4.8.5, п.5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003г., а именно: покраска стен, устранения трещин по рустам на 10 этаже, следов потеков с 5 этажа и выше, обеспечение устранения локальных разрушений напольного плиточного покрытия на 10 этаже, восстановление разрушенного штукатурного слоя, приведение почтовых ящиков в удовлетворительное состояние, проводки в удовлетворительное техническое состояние, дверей на переходные лоджии на 5 этаже плотное закрытие.

Как следует из материалов дела, МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» располагает рабочим проектом плана графика и титульного списка на 2008г по ремонтным работам. Доводы заявителя относительно того, что отсутствие финансирования собственника не может дать возможности провести текущий ремонт подъезда дома, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и вины предприятия, не принимаются судом, поскольку в силу норм Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при обнаружении неудовлетворительного технического состояния здания, приводящих в негодность жилой фонд, должны быть приняты срочные меры по обеспечению устранений и предупреждению дальнейшего развития приведения в негодное состояние вверенного жилогофонда.

Согласно положениям устава МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» предприятие было создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, для достижения указанных целей МУП «Управление жилищного хозяйства» наделено возможностью осуществлять в числе прочих следующие виды деятельности:

- поддержание в надлежащем состоянии и развитие, принятых от собственника в управление, объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами представления жилищно-коммунальных услуг;

- выполнение функций единого заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории Одинцовского района, в том числе на реконструкцию, модернизацию, текущий и капитальный ремонт объектов жилья;

- формирование объемов муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг жилищно-коммунального назначения на территории Одинцовского района;

- организация и проведение в порядке, определенном органами местного самоуправления, конкурсов на право предоставления жилищно-коммунальных услуг и заключения договоров в условиях конкурентной среды;

- отбор жилых домов для включения в титульный список на капитальный ремонт;

- выполнение работ по содержанию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда (в том числе встроено-пристроенных нежилых помещений);

- составление сметной документации на ремонтные работы (расценочные описи, сметы, сметно-финансовые расчеты, дефектные ведомости и др.);

- выполнение функций генерального подрядчика по капитальному ремонту жилищного фонда.

В соответствии с распоряжением Главы Одинцовского района Московской области «О создании муниципального унитарного предприятия «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» от 30.12.1995г. предметом деятельности заявителя является выполнение функций по управлению муниципальным жилищным фондом и жилищным фондом других форм собственности на договорных основах, а также обеспечение населения Одинцовского района и организаций жилищно-коммунальными услугами.

Тот факт, что заявитель является лицом ответственным за содержание жилого дома 1 корп.2, ул. Верхнее-Пролетарская, в г. Одинцово помимо положений устава МУП Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» подтверждается условиями договора № 1 от 23.11.2007г., заключенного между предприятием и Администрацией Одинцовского муниципального района, которым на МУП Управление жилищного хозяйства» возложены функции по организации и осуществлению содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, общего имущества многоквартирного дома и объектов инженерной инфраструктуры, за подготовкой к сезонной эксплуатации в соответствии с действующими нормами и правилами, а также за обеспечением бесперебойного и качественного предоставления потребителям г. Одинцово, Верхнее-Пролетарская, дом 1 коммунальных услуг (п.2.1.,2.1.1-1.2.5 договора). Кроме того, пунктами 2.1.2. указанного договора предусмотрены обязанность заявителя выполнять функции по организации работ по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома путем привлечения на равноправной основе третьих лиц, а также выполнять иные необходимые действия (функции, обязанности) в отношении муниципального объекта жилищно-коммунального назначения, в пределах полномочий, установленных данным договором.

Суд считает, что ответственность за содержание жилого дома № 1 корп., ул. Верхнее-Пролетарская г. Одинцово, равно как и обязанность соблюдения правил содержания и ремонта данного жилого дома возникли у МУП со дня начала срока действия договора № 1 от 23.11.2007г.

Судом установлено также, что заявитель в силу условий договора № 1 от 23.11.2007г. (п. 2.1.3.), определял порядок движения денежных средств, поступающих от населения в качестве оплаты за выполненные работы по ремонту (текущему и капитальному) общего имущества многоквартирного жилого дома; информировал организацию, осуществляющую начисление и сбор платежей, о необходимости произвести пользователям жилищно-коммунальных услуг перерасчет в случае отсутствия либо недопоставки указанных услуг. Уставом же МУП предусмотрено осуществление деятельности по аккумулированию на своих счетах денежных средств, поступающих из бюджета и внебюджетных источников на содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, заявитель имел возможность за счет средств, полученных от населения, выполнить либо организовать выполнение (путем заключения соответствующего договора подряда с третьим лицом) первоочередных и срочных работ, направленных на обеспечение безопасности людей и предупреждение дальнейшего развития ухудшения состояния жилого фонда (дома).

Факт нахождения жилого дома №-1 №-1 корп. 2 по ул. В. Пролетарская гор. Одинцово Московской области на балансе МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» заявителем не оспаривается, и подтверждается, в свою очередь, договором на управление многоквартирным домом № 1 от

23 ноября 2007 года.

Согласно разделу 4 Договора № 1 Размер платы за услуги управления, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также перечня таких работ и услуг определяется решением общего собрания собственников помещения с учетом мнений Управляющей организации. Размер указанной платы рассчитывается по тарифам установленным (рекомендованным) Органами местного самоуправления.

Заявителя считает, что отсутствует его вина в нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстрой РФ №-170 от 27 сентября 2003 года, в отношении дома №-1 корп. 2 по ул. В. Пролетарская гор. Одинцово Московской области в связи с тем, что собственники дома №-1 корп. 2 по ул. В. Пролетарская г. Одинцово Московской области не передавали ему возложенную на них ответственность за надлежащее техническое состояние общего имущества многоквартирного дома

В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 24 декабря 2004 года, ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного жилого дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса РФ.

В качестве одного из доказательств того, что МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» является лицом, ответственным за содержание и текущий ремонт названного выше жилого дома, заинтересованное лицо указывает на получение им платежей от населения за оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе содержание и текущий ремонт.

На основании изложенного Государственная жилищная инспекция Московской области пришла к выводу, что МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» является лицом, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.

Суд не принимает довод заявителя о том, что у предприятия не было возможности обеспечить проведение работ по ремонту до дня выявления административного правонарушения, т. к. работы по текущему ремонту оплачиваются из средств бюджета муниципального образования и ремонт должен проводить МУП « УЖХ», а не заявитель. МУП УЖХ» является собственником и несет ответственность за ненадлежащее состояние дома. МУП Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» при отсутствии финансирования собственником не может бесплатно выполнять работы, поскольку заявителем не были представлены доказательства обращения к органам местного самоуправления для финансирования капитального и текущего ремонта дома № 1.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Суд полагает также, что Госжилинспекцией Московской области при вынесении постановления не было допущено нарушений норм процессуального права.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Исследовав фотоснимки имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что выявленные административным органом в ходе внеплановой проверки нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №-170, МУП «Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» правильно квалифицировало административной правонарушение по ст. 7.22 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, суд находит, что заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22. КоАП РФ обоснованно; подлежащие в соответствии со ст. 26.1. КоАП РФ выяснению обстоятельства были всесторонне, полно и объективно выяснены Госжилинспекцией Московской области.

Постановление о привлечении МУП Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» к административной ответственности вынесено в срок, установленный ст. 4.5. КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд отказывает в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 3-0122-2008 от03.03.2008г.

На основании изложенного, руководствуясь 170 и 211 АПК РФ, п.1 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать МУП Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области» в удовлетворении заявления в части признания незаконным и отмены постановления Главного управления Московской области «Государственной жилищной инспекции Московской области» № 3-0122/2008 от 3 марта 2002 года.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ч. 5 ст. 211, ст. 259, 260, 275-277 АПК РФ.

Судья

А.А. Суворова