ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-6361/16 от 19.04.2016 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

  053 , ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

05 мая 2016 года                                                                      Дело №А41-6361/16

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2016 года

Полный текст решения изготовлен 05 мая 2016 года

Арбитражный суд в составе судьи М.В. Афанасьевой,

протокол судебного заседания ведет секретарь судебного заседания                   М.А. Старостина,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО "ОТЛК"

к Московской областной таможне

о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2015 года №10130000-142/2015,

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания

установил:

ООО «ОТЛК» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской областной таможне (далее – таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене  постановления по делу об административном правонарушении от 22.12.2015 года №10130000-142/2015.

Судом, в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебном заседании 12.04.2016 объявлялся перерыв до 19.04.2016.

  В судебном заседании представитель общества заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях.

Представитель таможни заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Из пояснений представителей лиц, участвующих в деле и материалов дела следует, что ООО «ОТЛК» включено в Реестр владельцев таможенных складов.

ООО «ОТЛК» обратилось в Московскую областную таможню с заявлением от 26.11.2014 № 88 (вх. № 43028 от 28.11.2014) о внесении изменений в Реестр владельцев таможенных складов.

В числе сведений об открытых банковских счетах, указанных в заявлении, у ООО «ОТЛК»  имеются открытые банковские счета в ОАО АКБ «РОСБАНК» (Москва) и в ЗАО «Райффайзенбанк» (Москва).

В соответствии с указанным заявлением, ООО «ОТЛК» выдано новое свидетельство от включении в Реестр владельцев таможенных складов №10130/024/А от 16.12.2014.

В целях соблюдения условия включения в Реестр владельцев таможенных складов, ООО «ОТЛК» в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов представлена банковская гарантия № 00170-02-0010206 от 16.09.2015, выданная АО «ЮниКредит Банк».

Указанная банковская гарантия принята таможней с выдачей таможенного приходного ордера № 10130000/180915/ТС-4293819. В числе сведений о «Принципале», содержащихся в указанной банковской гарантии, у ООО «ОТЛК»  имеется банковский счет № 40702810300060480413 в АКБ «РосЕвроБанк» (АО).

Ввиду отсутствия в таможне направленного в установленном законом порядке уведомления от ООО «ОТЛК»  об открытии указанного счета в АКБ «РосЕвроБанк» (АО), в адрес владельца таможенного склада направлен запрос от 23.09.2015 исх. № 09-16/56103 о представлении подтверждения из банка об открытых в нем счетах с указанием даты открытия.

29.09.2015 в таможню поступило письмо ООО «ОТЛК» от 29.09.2015 исх. № 142 (вх. № 35451 от 29.09.2015), информирующее об открытии обществом счета в АКБ «РосЕвроБанк». В подтверждение данного факта представлена справка банка от 23.09.2015 № СРЮД/ВЛКЛ/23/790/060. Сведения о дате открытия банковского счета в справке отсутствовали.

15.10.2015 ООО «ОТЛК», на запрос таможни, с сопроводительным письмом от 12.10.2015 исх. №156 в Московскую областную таможню представлена справка АКБ «РосЕвроБанк» (АО) от 07.10.2015 исх.                                                                                № СРЮД/ВЛКЛ/23/790/068, подтверждающая открытие ООО «ОТЛК» расчетного    счета         № 0702810300060480413 от 15.09.2015.

Дата представления  ООО «ОТЛК»  информации об открытии иного банковского счета, не указанного в заявлении о включении в Реестр владельцев таможенных складов (о внесении изменений в Реестр владельцев таможенных складов), установлена до 22.09.2015 включительно. В таможню информация представлена 29.09.2015 (вх. МОТ № 35451 от 29.09.2015), т.е. с нарушением предельного срока на 7 дней.

По данному факту в отношении общества, 16.12.2015 таможней  составлен протокол об административном правонарушении № 10130000-1421/2015, а 22.12.2015 вынесено постановление № 10130000-1421/2015, которым  ООО «ОТЛК» признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Общество, полагая, что данное постановление не отвечает требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до пятисот рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ, составляет несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Включение юридических лиц в реестр владельцев таможенных складов осуществляется на условиях, установленных статьей 29 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), статьями 54, 75 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ).

Для включения в реестр владельцев таможенных складов юридическое лицо обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 77 Федерального закона, и представляет документы, подтверждающие такие сведения, по перечню, установленному ч. 2 ст. 77 Федерального закона.

Согласно п. 2) ч. 1 ст. 77 Федерального закона, заявление о включении в реестр владельцев таможенных складовдолжно содержать, помимо прочего, сведения об открытых банковских счетах заявителя.

В силу п. 9 ст. 31 ТК ТС, ч. 1 ст. 55 Федерального закона установлена обязанность владельца таможенных складовинформировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев таможенных складов, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.

Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона № 311-ФЗ, в случае изменения сведений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 54 настоящего Федерального закона, указанных в заявлении о включении в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо в прилагаемых к нему документах, юридическое лицо, включенное в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (его правопреемник в случае преобразования юридического лица), обязано сообщить таможенному органу в письменной форме об этих изменениях в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении, и представить документы, в которые внесены изменения либо которыми подтверждается изменение сведений.

Таможенный орган в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанной в части 1 настоящей статьи информации, проверяет соответствие вновь указанных сведений условиям, установленным для включения юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, принимает решение о внесении изменений в указанный реестр и, если изменяются сведения, подлежащие указанию в свидетельстве о включении лиц в соответствующий реестр, выдает новое свидетельство о включении в соответствующий реестр (часть 2 статьи 55 Федерального закона).

Согласно ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В данном случае материалами дела подтверждается, что в целях соблюдения условия включения в Реестр владельцев таможенных складов, ООО «ОТЛК» в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов представлена банковская гарантия № 00170-02-0010206 от 16.09.2015, выданная АО «ЮниКредит Банк».

Указанная банковская гарантия принята таможней с выдачей таможенного приходного ордера № 10130000/180915/ТС-4293819. В числе сведений о «Принципале», содержащихся в указанной банковской гарантии, у ООО «ОТЛК»  имеется банковский счет № 40702810300060480413 в АКБ «РосЕвроБанк» (АО).

29.09.2015 в таможню поступило письмо ООО «ОТЛК» от 29.09.2015 исх. № 142 (вх. № 35451 от 29.09.2015), информирующее об открытии обществом счета в АКБ «РосЕвроБанк». В подтверждение данного факта представлена справка банка от 23.09.2015 № СРЮД/ВЛКЛ/23/790/060. Сведения о дате открытия банковского счета в справке отсутствовали.

На запрос таможни, 15.10.2015 ООО «ОТЛК» с сопроводительным письмом от 12.10.2015 исх. №156 в Московскую областную таможню представлена справка АКБ «РосЕвроБанк» (АО) от 07.10.2015 исх.                                                                                № СРЮД/ВЛКЛ/23/790/068, подтверждающая открытие ООО «ОТЛК» расчетного    счета         № 0702810300060480413 от 15.09.2015.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что заявителем  приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

Общество не проявило должную меру заботливости и осмотрительности, необходимую для сообщения таможенному органу в установленный срок информацию об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Суду не представлены доказательств того, что заявитель не мог узнать о дате открытия счета до 23.09.2015 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.23 КоАП РФ, а также тот факт, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых названной нормой предусмотрена административная ответственность.

В ходе проверки соблюдения административным органом процессуальных требований, сроков давности привлечения к административной ответственности, нарушений не выявлено.

Составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о назначении административного наказания осуществлено уполномоченным органом с соблюдением предоставляемых привлекаемому к ответственности лицу административным законодательством прав.

Между тем, суд считает, что наложенная санкция в размере 2 000 рублей в рассматриваемом случае, с учетом конкретных обстоятельств дела, не оправдывает установленной законом цели - справедливости, целесообразности и законности.

Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкцией части 3 статьи 16.23 КоАП РФ за совершение юридическим лицом действий, изложенных в диспозиции данной нормы, предусмотрено назначение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от  двух тысяч до десяти тысяч рублей

Учитывая изложенное, а также фактические обстоятельства дела, отсутствие отягчающих обстоятельств (на что указано в оспариваемом постановлении), суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания, заменив наказание в виде наложения административного штрафа в размере 2 000 рублей на предупреждение.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление от 22.12.2015 года №10130000-142/2015, принятое Московской областной таможней в отношении ООО "ОТЛК" изменить в части назначенного наказания, заменив штраф в размере 2 000 рублей на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья                                                          М.В.Афанасьева