ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-65472/13 от 09.07.2014 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

09 июля 2014года Дело №А41-  65472/2013

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Морхата П.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Власовой С.Ю., рассмотрел дело по заявлению

ГУ – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 22 по г. Москве и Московской области

к МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 27 «Лесная сказка»

о взыскании штрафа

при участии в заседании: согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 22 по г. Москве и Московской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 27 «Лесная сказка» (далее ответчик, МДОУ детский сад № 27) штрафа в сумме 16 250,48 руб., за нарушение срока представления в территориальные органы Страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного учета).

МДОУ детский сад № 27 представило отзыв на заявление.

Заинтересованное лицо заявило ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, с самостоятельными требованиями представителя Муниципального казенного учреждения Воскресенского муниципального района «Централизованная бухгалтерская отрасль «Образование»», так как начисление и отправку в ПФР РФ страховых взносов осуществлял работник МКУ «ЦБ отрасли «Образование», а не детский сад.

Заявитель возражал.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил.

Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 22 по г. Москве и Московской области на основании акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 44 от 05.12.2012 в отношении ответчика вынесено решение от 16.05.2013 № 3492 о привлечении к ответственности за предоставление недостоверных сведений индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания штрафа в размере 16 250,48 руб.

Требование от 10.06.2013 № 3492 об уплате в добровольном порядке соответствующей суммы штрафа (л.д. 16) в установленный срок до 01.07.20113 ответчиком не исполнено.

ГУ-УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской области была проведена плановая проверка достоверности индивидуальных сведений, представленных МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 27 «Лесная сказка» за период с 2009 года по 2011год.

По результатам проверки, был составлен акт документальной проверки № 44 от 05.12.2012, которым выявлено, что страхователем представлены недостоверные индивидуальные сведения на ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщика страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий; осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда; обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием.

В соответствии со статьей 14 указанного закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" возлагает обязанности по контролю за достоверностью сведений о стаже и заработке, представленных страхователем, на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статья 16 данного Закона определяет права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, в числе которых значится обязанность Пенсионного фонда осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, и право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

В Акте документальной проверки № 44 от 05.12.2012г. отражено, что представитель страхователя поставлен в известность о необходимости предоставления в отдел администрирования страховых взносов и взыскания задолженности и персонифицированного учета, корректирующих форм индивидуальных сведений (согласно акту проверки) вместе с индивидуальными сведениями за отчетный период, в котором была обнаружена недостоверность представленных сведений.

Акт документальной проверки № 44 от 05.12.2012 был подписан заведующей МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 27 «Лесная сказка» ФИО6 и главным бухгалтером ФИО7

Однако, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27 «Лесная сказка» корректирующие формы индивидуальных сведений за работников, указанных в акте документальной проверки за период с 2009 года по 2011 год не представило, что и повлекло взыскание штрафа в соответствии со ст. 17 Закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

На основании ст. 25 Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 17 Закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 01.04.96 №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ взыскание указанной суммы осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке.

Заинтересованное лицо направило в адрес суда отзыв на заявление.

В соответствии с отзывом, ответчик не признает требования по следующим основаниям.

Об изменении кодов педагогической деятельности с 28 ПД на 27 ПД страхователю МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 27 «Лесная сказка» стало известно только при проведении документальной проверки и составлении акта 05 декабря 2012 года, хотя коды педагогической деятельности были изменены документами ПФР и вступили в силу еще 07 июля 2011года.

До проведения документальной проверки представители территориального отделения ГУ -УПФР № 22 по г. Москве и Московской области не сообщали об этом страхователю, а наоборот, принимали от страхователя индивидуальные сведения на застрахованных лиц с отметкой «ошибок нет», что подтверждается распиской от 18.07.2011 в приеме документов с ЭПЦ содержащих сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц, переданных по электронным каналам связи (приняла ФИО8)., протоколом проверки файлов от 27.07.2011, сведениями от 18.07.2011 о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 1 полугодие 2011года на ФИО9, ФИО10 ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО2; распиской от 17.10.2011года в приеме документов с ЭПЦ содержащих сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц, переданных по электронным каналам связи (приняла ФИО13), протоколом проверки файлов от 17.10.2011г., сведениями от 14.10.2011г. о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2011года на ФИО9, ФИО10 ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО2

Учитывая то, что изменения кода педагогической деятельности произведены ПФР и вступили в силу только с 07 июня 2011 года, ПФР не имеет права предъявлять требования и утверждать, что на застрахованное лицо ФИО10 были представлены недостоверные индивидуальные сведения, т.к. требования предъявляются за 2 полугодие 2010 года и за 2 квартал 2011 г., когда данный нормативный акт еще не вступил в законную силу.

Изучив представленный отзыв, суд счел доводы заинтересованного лица обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с нормами Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Несоблюдение названных норм является нарушением, которое может выражаться в непредставлении в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений. К страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии со ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В материалы дела поступил отзыв на рассматриваемое заявление, в соответствии с которым заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, мотивируя тем, что, по мнению учреждения, органом пенсионного фонда указанные ошибки и штрафные санкции начислены только в период документальной проверки сведений за период с 2009-2011 гг., при представлении сведений в 2011 году они принимались органом пенсионного фонда без выявления каких-либо ошибок. Кроме того, по мнению учреждения, код педагогической деятельности относится к параметрам, используемым при заполнении документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а не к сведениям о застрахованном лице.

В соответствии со ст. 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.

Страхователи обязаны представлять в органы пенсионного фонда по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

В орган пенсионного фонда представляются сведения обо всех лицах, работающих у страхователя по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы. Сведения представляются в Пенсионный фонд в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и Инструкциями (ст. 8 Закона № 27-ФЗ).

Одной из форм документов являются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица, в которой отражаются, в том числе, условия для досрочного назначения трудовой пенсии (СЗВ-6-1).

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

В соответствии с приложением к Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» данному условию для назначения пенсии по старости ранее достижения возраста соответствовал код 28-ПД.

На основании Федерального закона № 319-ФЗ от 30.12.2008 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утратил силу.

Одновременно Федеральным законом № 319-ФЗ статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дополнена подпунктом 19 п. 1, в силу которого трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу этого в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 192п постановлением № 59п от 24.03.2011 внесены изменения, в соответствии с которыми графа «Срок действия кода» строки 28-ПД после слов «с 01.01.2002» дополнена словами «по 31.12.2008»; после строки 28-ПД дополнение новой строкой 27-ПД со сроком действия кода с 01.01.2009 и основанием для его указания – подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что разница обозначения кодов заключается исключительно в их наименовании и периоде действия, существо данного кода не изменилось.

При таких обстоятельствах, указание кода 28-ПД вместо кода 27-ПД в рассматриваемом случае не может быть квалифицировано в качестве недостоверных сведений.

Более того, согласно статье 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органы Пенсионного фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Орган пенсионного фонда таким правом не воспользовался.

Кроме того, орган Пенсионного фонда Российской Федерации не проверил обстоятельство того, имеют ли застрахованные лица право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необоснованном привлечении организации к ответственности и, как следствие, не усматривает оснований для взыскания начисленной суммы штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 216, 319 АПК РФ, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении заявления государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 22 по г. Москве и Московской области отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Морхат П.М.