Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
22 марта 2021 года Дело №А41-67414/20
Резолютивная часть объявлена 16 марта 2021 года
Полный текст решения изготовлен 22 марта 2021 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Неяскиной Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бобровым К.М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А41-67414/20 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Трансгарант" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава в сумме 18 964 руб. 80 коп., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.,
Третье лицо: акционерное общество «Сибирская энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии в заседании согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Трансгарант" (далее - ООО "ФИРМА "ТРАНСГАРАНТ", ответчик) о взыскании задолженности по договору №15/Н от 22.08.2014 за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава в сумме 18 964 руб. 80 коп., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Сибирская энергетическая компания» (АО «СИБЭКО»).
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик, явившийся в судебное заседание, с доводами истца не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве, в соответствии с которым указал на необоснованность требований истца, представил контррасчет заявленных требований.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на исковое заявление (л.д.121-136).
Третье лицо в отзыве указало, что в спорный период перевозчиком неоднократно нарушалась установленная договором норма максимальной перерабатывающей способности, следствием чего и явился простой вагонов на путях общего пользования. В рассматриваемом случае ответчик выступает в отношениях с перевозчиком по приёму вагонов в пределах ограниченного объёма, обусловленного перерабатывающей способностью железнодорожного пути, установленной в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Третье лицо считает, что у ответчика отсутствует обязанность по приёму на пути необщего пользования вагонов с превышением объёма, установленного Договором.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, изучив их в совокупности, выслушав доводы представителей сторон суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.08.2014 между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "Фирма "Трансгарант" (Владелец) был заключен договор № 15/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Фирма "Трансгарант", примыкающего к станциям Новосибирск-Восточный, Иня-Восточная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", по условиям которого (в редакции дополнительных соглашений) осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом № 39 к соединительному пути № 9 станции Новосибирск-Восточный и расположенного на продолжении соединительного пути № 21 за стрелочным переводом № 10 станции Иня-Восточная, локомотивом Владельца. Границами железнодорожного пути необщего пользования являются знаки "Граница железнодорожного подъездного пути", которые установлены: со стороны станции Новосибирск-Восточный - напротив изостыка светофора "НВ", со стороны станции Иня-Восточная - напротив изостыка светофора "МТ". Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 32 776,76 метра, в том числе принадлежащей Владельцу - 15 547,66 метра, принадлежащей контрагентам - 17 229,1 метра.
Дополнительным соглашением от 25.02.2020 №30 стороны продлили срок действия договора до 01.05.2020.
Согласно параграфу 4 договора на станции Новосибирск-Восточный в границе полосы отвода железной дороги железнодорожным путем необщего пользования Владельца занят участок земли площадью 200 кв. м.
В параграфе 5 договора закреплено, что движение составов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования).
В соответствии с параграфом 6 договора передача (подача) вагонов, в т.ч. вагонов погруженных контейнерами, на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Пунктом 6.1. договора закреплено, что уведомление о времени предстоящей передачи (подачи) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования передается приемосдатчиком Перевозчика приемосдатчику Владельца в круглосуточном режиме по телефону.
В период с 30 апреля 2020 года по 1 мая 2020 года в адрес владельца и его контрагентов поступали порожние вагоны, не принадлежащие ОАО "РЖД", которые простаивали в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования в связи с занятостью путей необщего пользования по причине невыполнения грузополучателем норм на выгрузку вагонов, что отражено в актах общей формы за указанный период.
Согласно подпунктам "б", "г", "д" параграфа 18 договора №15/Н от 22.08.2014, Владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами, как принадлежности Перевозчику, так и собственных, и привлеченных вагонов, за время их нахождения на путях общего пользования в ожидании подачи.
В силу подпункта "б" параграфа 18 договора Владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими Перевозчику и прибывающими для Владельца и его контрагентов, по ставкам таблиц № 9 и №10 Тарифного руководства № 2 с учетом коэффициентов индексации, за все время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования станции в ожидании их подачи или приема по причинам, независящим от Перевозчика, а также задержанных в пути следования, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от Владельца или его контрагентов, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии с подпунктом "г" параграфа 18 договора Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, прибывающего в адрес Владельца или его контрагентов по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1, с учетом коэффициентов индексации.
В связи нахождением вагонов на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" начислило ООО "Фирма "Трансгарант" за период с 30 апреля 2020 года по 1 мая 2020 года 18 964 руб. 80 коп.
Поскольку требования истца об оплате указанной суммы в досудебном порядке ответчиком удовлетворены не были, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 39 Федерального закона № 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" закреплено, что за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Также за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Таким образом, названной нормой права предусмотрена уплата перевозчику платы за пользование принадлежащими ему вагонами и платы за пользование инфраструктурой.
При этом оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) (ч. 13 ст. 39 УЖДТ).
Согласно части 19 статьи 39 УЖДТ факт нахождения вагонов на путях общего пользования должен быть удостоверен актом общей формы.
В обоснование исковых требований представлены акты общей формы, с которыми были ознакомлены представители ответчика, подписавшие акты с возражениями.
Согласно статье 60 УЖДТ отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Заключенным между ОАО "РЖД" и ООО "Фирма "Трансгарант" договором № 15/Н от 22.08.2014 предусмотрена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, прибывающего в адрес Владельца или его контрагентов по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1, с учетом коэффициентов индексации.
В соответствии со статьей 58 УЖДТ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщегопользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами.
Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.
В параграфе 11 договора от 22.08.2014 сторонами согласовано условие о том, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются Перевозчику в количестве не менее 40 условных вагонов. При наличии у перевозчика возможности, по согласованию сторон, вагоны могут возвращаться перевозчику группами с меньшим количеством вагонов.
Согласно части 12 статьи 39 УЖДТ если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В части 13 названной статьи закреплено, что оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Договор № 15/Н от 22.08.2014 иных условий определения оплачиваемого времени ожидания не содержит.
Статьей 119 УЖДТ предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Доводы ответчика о том, что представленные в материалы дела акты общей формы составлены с нарушением требований действующего законодательства, отклоняются судом.
Как следует из пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45, акт общей формы (приложение № 2 к настоящим Правилам) составляется на станциях для удостоверения задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Таким образом, сам по себе акт общей формы является способом фиксации перевозчиком факта простоя вагонов по различным причинам.
Пунктом 3.2 Правил № 45 закреплено, что акты общей формы предъявляются для подписи уполномоченным представителям грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 4.6 . Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ № 26 от 18.06.2003, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
С учетом изложенного доказательствами задержки вагонов являются акты общей формы, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства в сфере железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 3.2.4 Правил № 45 акт общей формы составляется в случаях отказа или уклонения грузоотправителя (грузополучателя) от подписи памяток приемосдатчика и иных документов. Акт общей формы вместе с одним экземпляром неподписанной документации должен быть представлен руководителю предприятия. Почтовая квитанция на отсылку письма вместе с копией письма и актом общей формы подшивается к экземпляру неподписанного документа.
При этом, при оформлении, в акте №1/1119 от 01.05.2020 приемосдатчиком груза и багажа станции Иня-Восточная ошибочно неверно указано время получения уведомления о возможности приема вагонов Владельцем пути необщего пользования. При выявлении данного факта время исправлено. Факт исправления времени был зафиксирован актом общей формы №48, который был подписан уполномоченным представителем ООО Фирма «Трансгарант» (ФИО1 по доверенности № 134/19 ТГ). Время окончания простоя вагонов на путях общего пользования по акту № 1/1119 и время подачи вагонов на пути необщего пользования по памятке приемосдатчика на подачу вагонов №190 соответствует. Памятка №190 уполномоченным представителем Владельца подписана без возражений.
Аналогичная ошибка допущена в акте №1/1070 от 30.04.2020. Исправление времени оформлено актом №47, который также подписан уполномоченным представителем ООО Фирма «Трансгарант» (ФИО1 по доверенности № 134/19 ТГ).
В акте общей формы №1/1070 на окончание задержки подачи вагонов указаны следующие обстоятельства: «30.04.2020 в 23:00 часа получено уведомление Владельца пути необщего пользования о возможности приема вагонов. Окончание нахождения вагонов на пути общего пользования в ожидании подачи 30.04.2020 в 23:00 часа». Нарушений при оформлении акта общей формы №1/1070 нет. Аналогично без нарушений оформлен акт общей формы №1/1119 на окончание задержки подачи вагонов.
Уведомление о готовности 66 вагонов (прибывших 30.04.2020 на 02:30 часов) к подаче на путь необщего пользования 30.04.2020 на 06:30 часов направлено по телефону приемосдатчику ООО Фирма «Трансгарант» ФИО2 (копия Книгой уведомления о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку ф. ГУ-2 ВЦ вложена в комплект документов к претензии №ИСХ-14239/З-С ТЦФТО от 22.09.2020), однако из всей группы вагонов локомотив Владельца забрал только 4 вагона (памятка приемосдатчика на подачу вагонов №187 от 30.04.2020 на 06:30 часов). На оставшиеся 62 вагона согласно п. 8.1 Договора работниками станции Иня-Восточная оформлен акт общей формы №1/1065 от 30.04.2020 на 06:30 часов, фиксирующий нахождение вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от Владельца пути необщего пользования.
В акте общей формы №1/1065 от 30.04.2020 на начало задержки группы из 62 вагонов в письменных возражениях под актом общей формы представителем ООО Фирма «Трансгарант» указано, что на пути необщего пользования (на станции Угольная «СИБЭКО») под грузовыми операциями находится 97 вагонов.
Ранее подача вагонов на путь необщего пользования ООО Фирма «Трансгарант» происходила 28.04.2020 двумя партиями без задержки приема вагонов со стороны ООО Фирма «Трансгарант» по памяткам приемосдатчика на подачу вагонов №185 (28.04.2020 на 06:30 часов) и №186 (28.04.2020 на 23:40 часов) с разрывом между подачами 17 часов.
На момент оформления акта общей формы №1/1065 время нахождения под грузовыми операциями вагонов, поданных 28.04.2020, составило от 18:45 часов до 60:30 часов, что значительно превышает технологический срок оборота вагона (контейнера) - 7,84 часа, установленный §13 Договора на эксплуатацию пути необщего пользования ООО Фирма «Трансгарант», примыкающего к станциям Новосибирск-Восточный, Иня-Восточная №15/Н от 22.08.2014.
Выдача вагонов (поданных 28.04.2020) с пути необщего пользования ООО Фирма «Трансгарант» производилась до 05.05.2020, оформлена памятками приемосдатчика на уборку вагонов №№ 1032, 1035 от 29.04.2020, №1047 от 30.04.2020, №№1052, 1055 от 01.05.2020, №№1069, 1073 от 03.05.2020, №1091 от 05.05.2020.
Длительное нахождение вагонов на пути необщего пользования ООО Фирма «Трансгарант» происходило по причинам, зависящим от Владельца пути необщего пользования (занятость выставочного пути). Данный факт подтверждается актами общей формы станции Новосибирск-Восточный №№ 1/3333, 1/3356, 1/3359, 1/3366; №№ 1/3369, 1/3376, 1/3377, 1/34024.
Согласно §15 Договора установлена перерабатывающая способность по выгрузке угля: в летний период – 65 ваг/сут, в зимний – 48 ваг/сут. На момент оформления акта общей формы №1/1065 от 30.04.2020 на Западно-Сибирской железной дороге действовал летний период.
Судом установлено, что представленные в материалы дела акты общей формы за спорный период были подписаны представителем ответчика с возражениями и указанием причин простоя вагонов по независящим от владельца путей необщего пользования обстоятельствам (занятость путей грузополучателя, превышение перерабатывающей способности по выгрузке груза, ожидание уборки Перевозчиком ранее принятых у Владельца путей необщего пользования вагонов после выгрузки, нарушение Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом и др.). Возражения были приняты во внимание истцом при расчете суммы исковых требований.
Вместе с тем подписание актов с возражением не может расцениваться как несоответствие актов установленной форме или о нарушении порядка их составления и подписания, в связи с чем, данные акты являются надлежащими доказательствами.
При этом содержание актов ответчиком не оспаривается, равно как и не оспаривается зафиксированный истцом факт простоя вагонов на путях общего пользования.
Ссылка ответчика на то, что простой вагонов на путях общего пользования допущен ввиду превышения перерабатывающей способности по выгрузке угля, обусловленного подачей истцом вагонов в количестве, превышающим количество вагонов, согласованное в договоре от 22.08.2014 № 15/Н, несостоятельна по следующим основаниям.
Подписав акты общей формы с возражениями, в которых указано о готовности передать перевозчику вагоны в количестве меньше 40 установленных договором, ответчик подтвердил факт нарушения им параграфа 11 договора от 22.08.2014, а не ОАО "РЖД".
Указанные в исковом требовании контейнеры, вагоны согласно перевозочным документам прибывали на станцию назначения Новосибирск-Восточный и, следовательно, подача их на выставочные пути другой станции примыкания без выполнения переадресовки вагонов (изменения станции назначения) невозможна.
В соответствии с пунктом 2 Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 18.06.03 № 44) по заявлению в письменной форме грузоотправителя, грузополучателя либо владельца собственных порожних вагонов или иного полномочного лица, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, перевозчик может производить переадресовку с изменением грузополучателя, получателя и (или) железнодорожной станции.
В рассматриваемом деле таких заявлений, а, следовательно и оснований для переадресовки, не было.
Доводы ответчика об отсутствии вины ООО "Фирма "Трансгарант" в связи с занятостью путей грузополучателем АО «СИБЭКО» судом отклоняются.
Невыполнение ООО "Фирма "Трансгарант" условий договора № 15/Н от 22.08.2014 привело к систематической занятости выставочных путей и невозможности подачи вагонов на данные пути.
Исходя из подпункта "г" пункта 18 договора № 15/Н от 22.08.2014 установлению подлежит не вина ООО "Фирма Трансгарант" в нахождении подвижного состава на железнодорожных путях общего пользование, а возникновение причин, зависящих от владельца и его контрагентов.
Согласно пункту 2.7 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "Фирма Трансгарант", примыкающем к станции Новосибирск-Восточный, маневровый состав въезжает на подъездной путь ООО "Фирма Трансгарант" по разрешающему показанию светофора и далее следует по разрешающим показаниям маневровых светофоров.
В актах общей формы, книгах уведомлений указано, что ОАО "РЖД" передавало уведомления ответчику, однако самостоятельно передвигаться на путь необщего пользования истец не был вправе.
В соответствии со статьей 36 УЖДТ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.
Таким образом, выполняя условия договора перевозки, ОАО "РЖД" не вправе вмешиваться в договорные отношения с собственником вагонов, не вправе административно урегулировать количество подаваемых вагонов.
Пунктом 2.3. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено: «Договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания.
Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Кроме того, в указанных договорах (при среднесуточном грузообороте свыше 100 вагонов) устанавливается максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов.
Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается МПС России».
Согласно пункту 2.4. «Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов», утвержденного Приказом МПС России от 29.09.2003г. №67, суточная максимальная перерабатывающая способность места погрузки, выгрузки определяется исходя из количества и перерабатывающей способности погрузочно-разгрузочных механизмов и времени вынужденного простоя механизмов, связанного с подачей и уборкой вагонов.
Технологией функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологией функционирования железнодорожного пути необщего пользования, установленной единым технологическим процессом работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания, в соответствие с которыми заключен Договор, а также иными нормативно-правовыми актами РФ не предусмотрен порядок установления в договорах перерабатывающей способности станции по возможностям пути необщего пользования по количеству принятия вагонов.
Возможность пути необщего пользования по одновременному количеству принятия вагонов установлена в Договоре.
Приказом Минтранса России от 18.07.2018 № 266 утверждена «Методика определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Данная Методика предназначена для использования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, субъектами естественных монополий в сфере грузовых железнодорожных перевозок, выполняющими работы (оказывающими услуги), включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - субъект регулирования), тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, организациями, осуществляющими деятельность в сфере грузовых железнодорожных перевозок.
Пунктом 27 вышеуказанной методики установлено: «Наибольшее число грузовых поездов (вагонов), которые могут быть расформированы (сформированы) железнодорожной станцией за сутки при существующем путевом развитии и техническом оснащении, считается перерабатывающей способностью железнодорожной станции».
На основании вышеизложенного максимальная перерабатывающая способность по выгрузке угля, установленная Договором, рассчитана исходя из количества и перерабатывающей способности погрузочно-разгрузочных механизмов и времени вынужденного простоя механизмов, связанного с подачей и уборкой вагонов. Перерабатывающая способность железнодорожной станции определяется для установления провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования исходя возможности расформирования и формирования грузовых поездов.
Перерабатывающая способность по выгрузке угля и перерабатывающая способность железнодорожной станции разные значения по своему качеству и смыслу и не являются параметрами, установленными законодательством РФ, определяющим возможность пути необщего пользования по количеству принятия вагонов.
Кроме этого, согласно статье 39 ФЗ УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
На основании изложенного выше, оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Отзыв ответчика не содержит основанных на законе и подтвержденных доказательствами доводов, которые опровергали бы представленные истцом доказательства и которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении иска в полном объеме.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями статями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области
РЕШИЛ:
Взыскать с ООО "ФИРМА "ТРАНСГАРАНТ" в пользу ОАО "РЖД" задолженность в сумме 18 964 руб. 80 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Е.ФИО3