Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
25 февраля 2022 года Дело №А41-67687/21
Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Шайдуллиной А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Блохиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
Общества с ограниченной ответственностью "ГОРЕТОВО"
к Администрации Можайского округа Московской области
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании - согласно протоколу,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "ГОРЕТОВО" (далее – ООО «Горетово», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Можайского округа Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 6.11 КоАП МО № АК/7/133/2021 от 27.08.2021 г. и №АК/132/2021 от 27.08.2021.
В судебное заседание обеспечена явка представителя заявителя.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, представило отзыв.
В соответствии ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее- АПК РФ) суд рассмотрел дело по существу в отсутствие Администрации Можайского округа Московской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 28.06.2021г. в 16 час. 26 мин. сотрудниками административного округа при осмотре земельного участка по адресу: Московская область, Можайский городской округ, на участке с кадастровым номером 50:18:0070211:2953, установлено, что мероприятия по удалению с земельного участка борщевика Сосновского не проводятся, при этом земельный участок с кадастровым номером 50:18:0070211:2953 находится в собственности у ООО «ГОРЕТОВО», что отражено в акте проверки.
В связи с выявленными нарушениями административным органом в отношении ООО «ГОРЕТОВО» составлен протокол № ЗК-239Ю/2021 от 11.08.2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 5 статьи 6.11 Закона Московской области от 04.05.2016г. № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».
27.08.2021г. Административной комиссией № 7 Можайского городского округа Московской области в отсутствие представителя Общества вынесено постановление №АК-7/133/2021 о назначении административного наказания, которым ООО «ГОРЕТОВО» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 6.11 Закона Московской области от 04.05.2016г. № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
27.08.2021г. Административной комиссией № 7 Можайского городского округа Московской области в отсутствие представителя Общества так же вынесено постановление №АК-7/132/2021 о назначении административного наказания, которым ООО «ГОРЕТОВО» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 6.11 Закона Московской области от 04.05.2016г. № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» по земельному участку с кадастровым номером 50:18:000 0000:16001, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными административным органом постановлениями по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 6.11 Закона Московской области от 04.05.2016г. № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» непроведение мероприятий по удалению с земельных участков борщевика Сосновского влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник, то есть лицо, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из текста оспариваемого постановлений следует, что Обществу вменяется нарушение требований ч. 14 ст. 56 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области».
Закон Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти Московской области по вопросам предупреждения ситуаций, которые смогут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, путем установления в пределах компетенции Московской области единых требований к состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Московской области, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ.
Согласно части 14 статьи 56 Закона о регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области правообладатели земельных участков обязаны проводить мероприятия по удалению борщевика Сосновского с земельных участков, находящихся в их собственности, владении или пользовании.
Мероприятия по удалению борщевика Сосновского могут проводиться следующими способами:
- химическим - опрыскивание очагов произрастания гербицидами и (или) арборицидами;
- механическим - скашивание, уборка сухих растений, выкапывание корневой системы;
- агротехническим - обработка почвы, посев многолетних трав.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Отменяя оспариваемое постановление административного органа, суд принимает во внимание следующее.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на то, что заседания Административной комиссии № 7 Можайского городского округа Московской области, на котором в отношении ООО «ГОРЕТОВО» вынесены постановления от 27.08.2021г. о назначении административного наказания юридическому лицу по делу об административном правонарушении № АК-7/132/2021, № № АК-7/133/2021 являлись неправомочными, поскольку при их вынесении на заседании комиссии присутствовало 7 из 13 членов комиссии, т.е. менее половины утвержденного численного состава.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Московской области от 26.12.2017 № 243/2017-ОЗ «Об административных комиссиях в Московской области» заседание административной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины от ее утвержденного численного состава.
Постановлением главы Можайского городского округа Московской области от 19.07.2018г. № 13-ПГ утвержден состав административной комиссии Можайского городского округа Московской области; с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации Можайского городского округа Московской области от 20.06.2019г. № 72-ПГ, в состав административной комиссии Можайского городского округа Московской области входит 13 человек.
Согласно ч. 4 ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, при вынесении постановлений от 27.08.2021г. о назначении административного наказания юридическому лицу по делу об административном правонарушении присутствовало семь человек от утвержденного численного состава, что не соответствует части 4 статьи 8 Закона Московской области от 26.12.2017 № 243/2017-ОЗ «Об административных комиссиях в Московской области».
В соответствии с ч. 5 ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона Московской области от 26.12.2017 № 243/2017-ОЗ «Об административных комиссиях в Московской области» председателем административной комиссии назначается заместитель главы администрации городского округа Московской области, а в случае отсутствия в штатном расписании администрации городского округа Московской области должности «заместитель руководителя администрации городского округа Московской области» - иной муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы главной группы должностей муниципальной службы категории «руководители» в соответствии с реестром должностей муниципальных служащих городского округа Московской области, к компетенции которого отнесены вопросы благоустройства в городском округе Московской области.
Однако, как следует из оспариваемых постановлений, они подписаны председательствующим в заседании – ФИО1, однако в состав комиссии, рассматривающей 27.08.2021г. дело об административном правонарушении в отношении ООО «ГОРЕТОВО», указанное должностное лицо не входило.
Кроме того, в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, решением Совета депутатов Можайского городского округа Московской области от 27.04.2021г. № 825/54 ФИО1 избран на должность Главы Можайского городского округа Московской области; согласно п. 3 указанного решения дата начала исполнения обязанностей ФИО1 – 28.04.2021г.; таким образом, на дату вынесения оспариваемого постановления (27.08.2021г.) председателем Административной комиссии № 7 Можайского городского округа Московской области ФИО1 являться не мог.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
На основании вышеизложенного, требование заявителя о признании незаконными постановлений от 27.08.2021г. о назначении административного наказания юридическому лицу подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь ст. ст. 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление ООО "ГОРЕТОВО" удовлетворить.
Признать незаконными, не соответствующими требованиям действующего законодательства, и отменить постановления Административной комиссии № 7 Можайского городского округа Московской области от 27.08.2021г. № АК-7/132/2021, 27.08.2021г. № АК-7/133/2021.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня принятия.
Судья А.С. Шайдуллина