Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
21 апреля 2022 года Дело №А41-6861/22
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2022 года
Арбитражный суд в составе судьи А.В. Цховребовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
к обществу с ограниченной ответственностью «НИКА»
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «НИКА» (далее – заинтересованное лицо, общество,
ООО «НИКА») к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела заявитель явку представителей в судебное заседание не обеспечил, заявив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, дело в порядке
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителей Управления.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании изложил процессуальную позицию доверителя, представил дополнительные документы в обоснование своих доводов.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителя общества, арбитражный суд установил следующее.
ООО «НИКА» состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Наро-Фоминску Московской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>). Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является прочие виды переработки и консервирования фруктов и овощей.
Как следует из материалов дела, в рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий административным органом установлено, что 19.10.2021 в адрес общества поступила партия семян масленичных культур для пищевых целей – сырых ядер арахиса лущенного общей массой 72 тонн, контейнеры № BEAU5936601, № TRHU5134233,
№ MSDU8000500, коносамент № МSDUBV146411, фитосанитарный сертификат от 22.11.2020 № SCZ-102958, изготовитель Многонациональное Государство Боливия.
27.10.2021 обществом оформлена декларация о соответствии ЕАЭС
№ RU Д-ВО.РА02.В.06946/21. Указанная декларация оформлена на основании протокола испытаний № 00230/ПМ/102021 от 27.10.2021, выданного Испытательной лабораторией «Проминдустрия».
При проверке декларации, на основании которой обществом задекларировано зерно, управлением установлено, что в отношении Испытательной лаборатории «Проминдустрия», выдавшего протокол испытаний, имеются недостоверные сведения.
Так, 17.12.2021 управлением в адрес Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям направлено письмо исх. № 180-03 от 17.12.2021 с просьбой подтвердить нахождение и осуществление деятельности Испытательной лаборатории «Проминдустрия» по адресу осуществления деятельности, указанному в протоколе испытаний
№ 00230/ПМ/102021 от 27.10.2021 (123007, Россия, <...> 13с23).
В ответ на данное письмо от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям получен ответ от 27.12.2021 № 14/10419 (вх. № 03/992 от 27.12.2021) с приложением акта от 20.12.2021 № 94, согласно которому, по указанному адресу находятся складские помещения Автокомбината № 11. Со слов сотрудника охранной организации на их территории есть организация Проминдустрия, но они занимаются изговлением строительных блоков. Каких либо испытательных лабораторий нет по данному адресу.
В соответствии с информацией, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве (выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.12.2021 № КУВИ-002/2021-167668460), собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Москва, Хорошево-Мневники, пр-д Силикатный 1-й, д. 13, строен. 23 является ООО «ИНГЕОКОМ-ИНВЕСТ СТРОЙ».
ООО «ИНГЕОКОМ-ИНВЕСТ СТРОЙ» в договорных и/или иных отношений с Испытательной лаборатории «Проминдустрия» не состоит, здание по адресу: <...> является цехом по производству крупногабаритных железобетонных изделий» (письмо от 23.12.2021 № 291-12/21 (вх. № 12/3428 от 23.12.2021).
Кроме того, 24.11.2021 в пункте пропуска МПП «Большой порт Санкт-Петербург», ФКП «Угольная Гавань», 198096, Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, 22, пом. 1-22 государственным инспектором управления отобран образец продукции для проведения экспертизы в целях установления соответствия подконтрольной продукции обязательным требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна».
При проведении испытаний пробы, отобранной от партии арахиса лущеного (масса партии - 72 т, контейнеры № BEAU5936601, № TRHU5134233, № MSDU8000500), выявлено содержание афлатоксина В1 в количестве 0,177 мг/кг, что подтверждено протоколом испытаний № 204743 от 03.12.2021, выданным испытательным центром
ФГБУ «Ленинградская МВЛ».
29.12.2021 управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.12.2021 № КСЗ-01/21-374 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 и статьей 14.44 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по вменяемому административному правонарушению, предусмотренному частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела по существу и оценив доказательства по делу в совокупности, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела
о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол
об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции.
Недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии. Такие действия заключаются в том, что виновным лицом при декларировании соответствия продукции в установленном законом порядке указывается информация о технических характеристиках и качествах продукции, не соответствующей фактической действительности и реальным качествам продукции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) под декларированием соответствия понимается форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Пунктом 1 статьи 24 Закона № 184-ФЗ определено, что декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Согласно пункту 2 данной статьи при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
В пункте 3 указанной статьи установлено, что при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
В силу пункта 2 статьи 28 Закона № 184-ФЗ заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, разработан Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (далее - ТР ТС 015/2011).
Данный Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна (пункт 2 статьи 1 названного Технического регламента).
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 ТР ТС 015/2011 показатели токсичных элементов, микотоксинов, бенз(а)пирена, пестицидов, радионуклидов, зараженности вредителями и вредных примесей в зерне, поставляемом на пищевые цели, не должны превышать предельно допустимых уровней, указанных в приложениях 2, 3 к настоящему техническому регламенту.
Пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 015/2011 предусмотрено, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 указанной статьи каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации.
Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям рассматриваемого Технического регламента проводится в формах: 1) подтверждения (декларирования) соответствия зерна; 2) государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна (статья 6 данного Технического регламента).
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 015/2011 зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
Декларирование соответствия зерна осуществляется по схемам 1д, 2д, 3д, 4д и 6д (пункт 5 статьи 7 ТР ТС 015/2011). На основании пункта 7 рассматриваемой статьи схема декларирования 2д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; проведение испытаний образцов зерна; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения. Заявитель проводит испытания образцов зерна для обеспечения подтверждения заявленного соответствия партии зерна требованиям настоящего технического регламента. Испытания образцов зерна проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
В ходе проверки административным органом установлено, что обществом при оформлении декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-ВО.РА02.В.06946/21 на семена масличных культур для пищевых целей – сырых ядер арахиса лущенного, представлен протокол испытаний № 00230/ПМ/102021 от 27.10.2021.
Указанный протокол испытаний выдан Испытательной лабораторией «Проминдустрия».
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что указанная декларация о соответствии, принятая на семена масличных культур для пищевых целей – сырых ядер арахиса лущенного, выдана Испытательной лабораторией «Проминдустрия», отсутствующим на сайте Росаккредитации в реестре аккредитованных лиц.
Из содержания пункта 2.3.4 ГОСТ 31894-2012 следует, что в рамках Таможенного союза испытательной лабораторией признается только испытательная лаборатория, аккредитованная в национальной системе аккредитации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации (пункт 1 статьи 4).
Национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 12 статьи 4).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации») является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-ВО.РА02.В.06946/21, оформленная на основании протокола испытаний № 00230/ПМ/102021 от 27.10.2021, выдана Испытательной лабораторией «Проминдустрия».
При проверке декларации, на основании которой обществом задекларировано зерно, управлением установлено, что в отношении Испытательной лаборатории «Проминдустрия», выдавшего протокол испытаний, имеются недостоверные сведения, Испытательная лаборатория «Проминдустрия» не находится и не осуществляет деятельность по адресу, указанному в протоколе испытаний № 00230/ПМ/102021 от 27.10.2021 (123007, Россия, <...> 13с23).
Исходя из вышеизложенного, протокол испытаний№ 00230/ПМ/102021 от 27.10.2021, выданный Испытательной лабораторией «Проминдустрия» является недействительным.
Доказательств обратного в ходе судебного разбирательства не представлено.
С учетом изложенного арбитражный суд считает, что административным органом доказано совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из обстоятельств дела усматривается, что у общества имелась возможность для соблюдения обязательных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к соблюдению установленных законом требований, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений судом не выявлено. О времени и месте составления протокола общество было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 20.12.2021 № 3839-18, врученной 21.12.2021 специалисту ФИО2.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения судом дела не истек.
Санкция части 1 статьи 14.44 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом характера совершенного обществом административного правонарушения, обстоятельств рассматриваемого спора, суд приходит к выводу о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд:
РЕШИЛ:
1. Заявление Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору удовлетворить.
2. Привлечь ООО «НИКА» (143345, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НАРО-ФОМИНСК ГОРОД, СЕЛЯТИНО РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК, ГОСПИТАЛЬНАЯ УЛИЦА, ДОМ 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.06.2015, ИНН: <***>) к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по г. Санкт-Петербургу (Северо-Западное межрегиональное управление Россельхознадзора)
ИНН получателя платежа 7805365021
КПП получателя платежа 780501001
ОКТМО 40339000
Номер счета получателя платежа 03100643000000017200
Наименование банка СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК
по г. Санкт-Петербургу. г. Санкт-Петербург
Номер счета банка получателя 40102810945370000005
БИК 014030106
КБК 08 16 01141 01 0044 140.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
Обязанность об уведомлении суда об уплате административного штрафа возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Суд разъясняет, что в случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, судебный акт на основании статьи 32.2 КоАП РФ будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Московской области.
Судья А.В. Цховребова