АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«23» июня 2008 г. Дело № А41-К2-6933/08
Арбитражный суд Московской области в составе:
Судья Суворова А.А., протокол судебного заседания вела судья Суворова А.А.
рассмотрев заявление СНТ «ФИТО»
об отмене постановлений Госадмтехнадзор Московской области о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя – от Госадмтехнадзор Московской области – согласно протокола
установил:
СНТ «ФИТО» (Заявитель) обратился в арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Госадмтехнадзора Московской области по делу об административном правонарушении №7/291/32 и 7/291/33от 26марта 2008 года.
Заявитель считает, что у Госадмтехнадзор МО не было оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной п.1 ст.19, ч.1 ст.28 Закона Московской области № 161/2004-ОЗ, поскольку отсутствовал состав вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Госадмтехнадзор МО просил суд оставить постановления без изменения.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях явились сообщение и заявление физических (гражданка ФИО1) и юридических (ТСЖ «Ромашкино») лиц, указывающие на наличие, в действиях заявителя, событий административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Законом Московской области № 161/2004-03 от 30.11.2004г. «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» (далее Закон МО №161/2004-03).
19 марта 2008г., заместителем начальника территориального отдела № 7 Госадмтехнадзора МО - старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области ФИО2 составлены протоколы об административном правонарушении№7/291/32 и 7/291/33от 19.03.2008г..
Протоколами об административном правонарушении№7/291/32 и 7/291/33от 19.03.2008г. были зафиксированы административные правонарушения, квалифицируемые по ч.1 ст.28 Закона МО № 161/2004-03 - «Самовольная установка объектов, ограждений и прокладка коммуникаций» выразившееся в самовольном размещении санитарно-бытового сооружения, и по ч.1 ст. 19 Закона МО № 161/2004-03 - «нарушение правил подготовки и проведения земляных, ремонтных и иных видов работ» выразившееся в проведении земляных, ремонтных работ без соответствующего разрешения (ордера) на право производства работ, иного разрешительного документа. Протоколы об административном правонарушении№7/291/32 и 7/291/33от 19.03.2008г. были составлены в присутствии законного представителя СНТ «ФИТО» председателя Правления ФИО3, дал пояснения по ст.19 ч.1 Закона МО № 161/2004-03 -: » на данном участке забора СНТ «ФИТО» проводились работы по замене части секции. О необходимости оформления документов нам не было известно. В настоящее момент все работы прекращены. По ч.1ст.28 по Закона МО № 161/2004-03 - «самовольная установка объектов, ограждений и прокладка коммуникаций» выразившееся « в самовольном размещении санитарно-бытового сооружения» ФИО3, дал пояснения, что данная бытовка поставлена по решению Общего собрания СНТ «ФИТО» от 27.01.2008г. на земле, принадлежащей СНТ «ФИТО» на основании договора-купли продажи земельного участка, зарегистрированного в установленном порядке.
26 марта 2008г., инспектором Госадмтехнадзора Московской области ФИО2 вынесены постановления по делам об административных правонарушениях №7/291/32 о назначении СНТ «ФИТО» административного наказания в виде штрафа в размере 20.000 (двадцать тысяч) рублей, предусмотренных санкцией ч.1 ст. 28 Закона МО №161/2004-03, постановление по делу об административном правонарушении № 7/291/33 о назначении СНТ «ФИТО» административного наказания в виде штрафа в размере 50.000 (пятьдесят тысяч) рублей, предусмотренных санкцией ч.1 ст. 19 Закона МО №161/2004-03. Постановления по делам об административных правонарушениях №7/291/32 и № 7/291/33 от 26 марта 2008г., вынесены в присутствии законного представителя СНТ «ФИТО» председателя Правления ФИО3
1. Законом Московской области № 249/2005-ОЗ от 29.11.2005г. «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области» (далее Закон МО № 249/2005-ОЗ) установлены единые нормы и требования в сфере чистоты и порядка, надлежащего состояния и содержания объектов, расположенных на территории Московской области, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, обязательные к исполнению в том числе и для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений.
«Самовольная установка объектов, ограждений и прокладка коммуникаций» выразившееся « в самовольном размещении санитарно-бытового сооружения, и по ч.1 ст. 19 Закона МО № 161/2004-03 - «нарушение правил подготовки и проведения земляных, ремонтных и иных видов работ» выразившееся в проведении земляных, ремонтных работ без соответствующего разрешения (ордера) на право производства работ, иного разрешительного документа.
Пунктом 1 статьи 19 Закона Московской области № 161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» установлено:
Нарушение правил проведения земляных, ремонтных и иных видов работ, в том числе работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций, выраженное в отсутствии соответствующего разрешительного документа или проведении работ после окончания (приостановления) срока его действия, а также несоблюдение сроков производства работ влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 2 500руб. до 5 000руб., на юридических лиц – от 20 000руб. до 50 000 руб..
В соответствии с п.5.3 Правил при производстве земляных работ исполнитель должен получить ордер на право производства земляных работ. Всем юридическим лицам запрещается без ордера производство любых видов земляных работ, выполняемых как механизированным способом, так и вручную. На основании п.3, ч.2, ст.9 Закона МО № 249/2005-ОЗ юридическим и физическим лицам запрещается самовольная установка ограждений на территории муниципальных образований Московской области без получения разрешения в установленном порядке.
Порядок установки ограждений на территории Мытищинского муниципального района МО установлен «Правилами по обеспечении санитарного содержания и благоустройства территории муниципального образования «Мытищинский район МО РФ»» утвержденными решением Совета депутатов Мытищинского района МО от 28.07.2005г. №25/5 (далее «Правила»).
В соответствии с п. 11.1, ст. 11 «Правил Мытищинского района» строительство и установка оград, заборов, на территории муниципального образования, разрешается лишь по проектам, согласованным с соответствующими службами.
Из имеющихся в административном деле фотоматериалов усматривается, что при производстве работ по установке (строительству) нового ограждения, заявителем, проводились, в том числе, и земляные работы.
Таким образом, заявителем, нарушены требования ч.11 ст. 13 Закона МО № 249/2005-ОЗ - запрещающие проведение любых видов земляных работ без разрешения (ордера), а также п.9.8, ст.9 «Правил Мытищинского района» которым также установлен запрет всем юридическим и физическим лицам на проведение любых видов земляных работ, связанных со строительством объектов, инженерных сетей, их реконструкцией и ремонтом.
Факт проведения заявителем вышеуказанных работ подтверждается актами проверки соблюдения норм и правил градостроительства №41/08-зем от 06 марта 2008г., №45/08-град от 18 марта 2008г., составленными должностными лицами управления по соблюдению норм и правил землепользования, градостроительства и охраны окружающей среды Администрации Мытищинского муниципального района МО.
Факт проведения заявителем вышеуказанных работ без получения в установленном порядке разрешения органов местного самоуправления Мытищинского муниципального района МО подтверждается ответами на запросы: начальника управления архитектуры и градостроительства Администрации Мытищинского муниципального района МО №282 от 24.03.2008г., Главы сельского поселения «Федоскинское» Мытищинского муниципального района МО №1041 от 07.06.2008г..
Материалами дела (протокол об административном правонарушении, акт осмотра территории, фотографии) подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст.19 Закона Московской области № 161/2004-ОЗ и вина Общества в совершении данного правонарушения.
Факт отсутствия ордера на право производства земляных работ на территории Московской области в момент проверки заявителем не оспаривается.
В соответствии с ч.2 ст.2.1. КоАП РФ: «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.» У заявителя имелась такая возможность: Федеральным Законом РФ № 66-ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее Федеральный Закон №66-ФЗ) на GHT возложены права и обязанности, в том числе, и при организации и застройке территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
На основании п.4, ч.1 и п.8, ч.2, ст.19 Федерального Закона №66-ФЗ члены СНТ имеют право осуществлять строительство и перестройку жилых, хозяйственных строений и сооружений, но обязаны при этом соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы).
Суд полагает, что административный орган не нарушил при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, что заявителем в судебном заседании не оспаривается.
Суд полагает, что СНТ «ФИТО» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной п.1 ст. 19 Закона Московской области № 161/2004-ОЗ.
Однако, согласно ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В данном случае смягчающим обстоятельством суд считает, что ранее СНТ «ФИТО» к ответственности не привлекалось.
В оспариваемом постановлении не указано, что при определении наказания были учтены имеющиеся смягчающие ответственность СНТ «ФИТО» обстоятельства. Доказательств наличия отягчающих обстоятельств суду не представлено.
Однако, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.99 г. № 11-П, от 11.03.98года № 8-П, и от 12.05.98 года № 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
При указанных обстоятельствах суд в соответствии с ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ считает возможным уменьшить СНТ «ФИТОсумму штрафа с 50.000 рублей до 20.000 рублей.
Руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, суд признает незаконным оспариваемое постановление № 7\291\33 от 26.03.2008г. в части назначения наказания и изменяет его.
Далее, арбитражный суд полагает, что Постановление по делу об административном правонарушении № 7/291/32 от 26.03.2008г. является незаконным и подлежащем отмене по следующим основаниям:
В соответствии с п.1 ст. 28 Закона Московской области « О Государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» №161/2004 - самовольное размещение и (или) использование самовольно размещенных контейнеров, бункеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, навесов, санитарно-бытовых, складских сооружений, ангаров, временных объектов, предназначенных или приспособленных для осуществления торговли или оказания услуг, информационных и декоративных средств стабильного территориального размещения, ограждений, иных сооружений влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - в размере от20 000руб. до 40 000руб..
Согласно п.3, ч.2, ст.9 Закона МО № 249/2005-ОЗ юридическим и физическим лицам запрещается самовольная установка объектов, предназначенных для осуществления торговли, временных объектов, предназначенных для хранения автомобилей (металлических тентов,-«ракушек, пеналов и т. п.) хозяйственных и вспомогательных построек (деревянных сараев, будок, гаражей, голубятен, теплиц и др.) ограждений на территории муниципальных образований Московской области без получения разрешения в установленном порядке.
ГАТН ссылается на порядок установки хозяйственных и вспомогательных построек на территории Мытищинского муниципального района МО установленый «Правилами по обеспечении санитарного содержания и благоустройства территории муниципального образования «Мытищинский район МО РФ» утвержденного решением Совета депутатов Мытищинского района МО от 28.07.2005г. №25/5 (далее «Правила»).
В соответствии с п. 11.1, ст. 11 Правил Мытищинского района строительство и установка будок, на территории муниципального образования, разрешается лишь по проектам, согласованным с соответствующими службами - Администрацией Мытищинского района.
СНТ « Фито» привлечен к административной ответственности, предусмотренной п.1 ст. 28 Закона Московской области № 161/2005-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области». Размер штрафа составил 20 000 рублей.
В постановлении по делу об административном правонарушении № 7/291/32 от 26.03.2008года и протоколе по делу об административном правонарушении № 7/291/32 от 19 марта 2008 г. указано: СНТ «Фито» совершено административное правонарушение, выразившееся в самовольном размещении и установлена бытовка для охранников на въезде на территорию по СНТ по адресу: сельское поселение Федоскинское, в 1.5 км южнее д. Крюкова, на земельном участке принадлежащем гр. ФИО1 согласно свидетельством о праве на земельный участок.»
Согласно свидетельства государственной регистрации права от 03.09.2003г. гр. ФИО1 на праве собственности земельного участка, кадастровый номер 50 12 006 01 07 0013: Московская область, Мытищинский район, Федокский с. о., в 1,5 южнее д. Крюкова, участок 54.
Согласно свидетельства государственной регистрации права от 24.11.2006г. СНТ «Фито» на праве собственности земельного участка, кадастровый номер 50 12 040114 0012: Московская область, Мытищинский район, Федокский с. о., в 1,5 южнее д. Крюкова.
Согласно письма начальника Управления по соблюдению норм и правил землепользования, градостроительства и охране окружающей среды № 76 от 07.02.2008г. указав на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 50 12 040114 0012 самовольно установлена бытовка СНТ «Фито»
В то же время, самовольное размещение и установка бытовки СНТ «Фито» на территории Мытищинского муниципального района МО без разрешения, согласно п.1 ст. 28 Закона Московской области № 161/2005-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области», применяется ответственность по п.1 ст. 28. Закона МО когда нарушен порядок установки хозяйственных и вспомогательных построек на территории Мытищинского муниципального района МО. Поскольку бытовка установлена на земельном участке принадлежащем на праве собственности, но не на территории (земельном участке) Мытищинского муниципального района МО. Следовательно, разрешения у Мытищинского муниципального района МО не требуется.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что не имеется формальных наличий всех признаков состава правонарушения, ответственность за которые предусмотрена п. п. 1 ст. 28 Закона Московской области № 161/2004-ОЗ.
С учетом этих обстоятельств, суд находит, что у должностного лица Госадмтехнадзор МО отсутствовали правовые основания для привлечения СНТ«Фито» к административной ответственности.
Событие административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность п. 1 ст. 28 Закона МО от 26.03.2004 г. № 26/2004-04, не доказано, а поэтому Постановление по делу об административном правонарушении № 7\291\32 от 26 марта 2007года в отношении СНТ«Фито» подлежит отмене.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 150, ч. 2 ст. 211 АПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Изменить Постановление Госадмтехнадзора Московской области по делу об административном правонарушении № 7\291\33 от 26 марта 2007 г. в части избранной СНТ» Фито» меры наказания - уменьшить размер штрафа до 20.000 рублей.
Признать незаконным и отменить постановление Госадмтехнадзор Московской области по делу об административном правонарушении № 7\291\32 от 26 марта 2007года, вынесенное в отношении СНТ» Фито».
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А. А. Суворова