Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
24 декабря 2021 года Дело №А41-69711/21
Резолютивная часть объявлена 15 декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2021 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Москатовой Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузиной К.С., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ГЕЛИО Д" (адрес: 115035, <...>, ком. 6, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 13.02.2003, ИНН: <***>), общества с ограниченной ответственностью "ГРАНД" (адрес: 117452 <...>, эт. 5, пом. 3, к. 5, оф. 4, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.01.2017, ИНН: <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (адрес: 143403, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 21.12.2004, ИНН: <***>) с требованиями о признании, обязании
при участии в судебном заседании - согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГЕЛИО Д", общество с ограниченной ответственностью "ГРАНД" (далее - заявитель) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра) с требованиями:
1. Признать незаконным выраженный в уведомлении № КУВД-001/2021-11427764/3 от 12.07.2021 отказ государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав ООО «Гелио Д» и ООО «ГРАНД» на газопровод среднего давления общей протяженностью 43 м. 2009 года постройки, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Мытищи, деревня Грибки.
2. Обязать поставить газопровод среднего давления общей протяженностью 43 м. 2009 года постройки, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Мытищи, деревня Грибки на государственный кадастровый учет, осуществить государственную регистрацию прав долевой собственности в пользу ООО «Гелио Д» и ООО «ГРАНД» доля в праве ½ для каждого из Заявителей и выдать выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую право собственности Заявителей, в установленный законом срок.
3. Взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Представитель заявителей обеспечил явку в судебное заседание, заявленные требования поддержал.
Заинтересованное лицо не обеспечило явку представителя в судебное заседание, извещено надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «Гелио Д» и ООО «ГРАНД», владеют на праве общей долевой собственности (доля в праве ½ у каждого из заявителей) земельным участком кадастровый № 50:12:0080205:7, адрес Московская обл., Мытищинский р-н, городское поселение Мытищи, северо-восточнее с. Виноградово, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2019 № 77/100/409/2019-471
26.03.2021 заявители обратились в Управление Росреестра через Отдел МБУ «МФЦ городского округа Мытищи» Московской области с заявлением № MFC-0555/2021-635907-1 о постановке на государственный кадастровый учет и о государственной регистрации права собственности на линейный объект — газопровод среднего давления общей протяженностью 43 м. 2009 года постройки (далее — Газопровод), что подтверждается описью № MFC-0555/2021-635907-1 от 26.03.2021 документов, принятых для оказания государственных услуг
К вышеуказанному заявлению были приложены документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, документы об оплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий и Технический план сооружения от 01.03.2021.
12.04.2021 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области уведомлением № КУВД-001/2021-11427764/1 сообщило Заявителям о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании пункта 7 части 1 статьи 26 № 218-ФЗ по следующим основаниям.
- согласно представленным документам, учетно-регистрационным действиям подлежит объект недвижимости, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080203:145. Указанный земельный участок входит в охранную зону инженерных коммуникаций поэтому на момент строительства заявленного к учетно-регистрационным действиям объекта недвижимости, застройка земельного участка с кадастровым № 50:12:0080203: 145 должна была быть согласована с сетевой организацией.
- с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
- не представлены документы, необходимые для осуществления учетно-регистрационных действий, а именно оригиналы документов, подтверждающих наличие, возникновения права собственности на объект недвижимости.
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено созданное сооружение.
- в нарушение п. 43 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений (далее — Требования к техплану), утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждение формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларация об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее — Приказ № 953) некорректно заполнена строка «5» (адрес (описание) местоположения) здания) раздела «Характеристики здания».
- некорректно заполнена строка «Адрес (местоположение) объекта недвижимости» Декларации в соответствии с пунктом 12 Приложения № 4 к Приказу №953 «Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений» (далее — Требования к декларации).
- представленный технический план в форме электронного документа, оформлены в виде файла в формате XML составлен с нарушением п.п. 4 п. 43 Требований к техплану, а именно необходимо указание кадастрового номера земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимы комплекс.
В целях устранения выявленных нарушений Заявителями 27.04.2021 в Управление Росреестра через Отдел МБУ «МФЦ городского округа Мытищи» Московской области с заявлением № MFC-0555/2021-928980-1 о предоставлении дополнительных документов поданы дополнительные документы, что подтверждается описью № MFC-0555/2021-928980-1 от 27.04.2021 документов, принятых для оказания государственных услуг.. Таким образом, Заявителями Заинтересованному лицу были все необходимые дополнительные документы.
30.04.2021 Управлением Росреестра вынесено Уведомление № КУВД-001/2021-11427764/2 о неустранении причин приостановления, в котором содержались аналогичные причины приостановления, что и в Уведомлении о приостановлении от 12.04.2021.
12.07.2021 Управлением Росреестра вынесено Уведомление № КУВД-001/2021-11427764/3 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании ст.27 № 218-ФЗ в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правоотношения в сфере осуществления на территории Российской̆ Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащих регистрации и учету регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации, Закон № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
Статьей 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочего, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (п. 5 ст. 18 Закона о регистрации), если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации.
Пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В материалы дела Заявителями представлен технический план в редакции от 21.04.2021 (том 1 л.д. 29-40) с устранением недостатков, перечисленных Управлением Росреестра.
В указанном Техническом плане в разделе «Характеристики объекта недвижимости» дополнен недостающий кадастровый номер земельного участка (кадастровый номер 50:12:0080203:145), под которым частично располагается Газопровод, а в пункте 5 того же раздела — недостающий номер кадастрового квартала; также скорректирован адрес Газопровода, в местоположения которого указано наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС), а именно: Российская Федерация, Московская область, городской округ Мытищи, деревня Грибки;
Также в прилагаемой к Техническому плану Декларации об объекте недвижимости адрес объекта был изменен аналогичным образом, в разделы 3 и 4 внесены данные о втором земельном участке и кадастровом квартале.
Заявителями были устранены соответствующие недостатки Технического плана и Декларации к нему, послужившие основанием для приостановки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Таким образом, суд приходит к выводу, что повторное указание на вышеуказанную причину для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права является необоснованным.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное на таком земельном участке сооружение осуществляются по заявлению собственника земельного участка.
В соответствии с Техническим планом от 21.04.2021 надземный контур Газопровода расположен па земельном участке с кадастровым № 50:12:0080205:7, находящемся в собственности Заявителей, а подземный контур входит за границы указанного земельного участка и попадает на земельный участок с кадастровым № 50:12:0080203:145, не принадлежащий Заявителям.
В силу пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Из положений пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) следует, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопровод, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения статьи 1 ГрК РФ, статьи 90 ЗК РФ, а также то, что инженерные коммуникации, строительство которых осуществлялось в строгом соответствии с законом и введенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки, по которым проходят объекты трубопроводного транспорта.
Заявители как собственники земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080205:7, на котором расположена надземная часть газопровода, являются в соответствии со статьи 15 Закона о регистрации надлежащим заявителем по вопросу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на газопровод, поэтому отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права по этой причине также является незаконным и необоснованным.
В соответствии с подпунктом 4.4 части 17 статьи 51 выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно (п. 4.4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 № 330-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 № 298-ФЗ), при этом редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации на момент подачи заявления о регистрации спорного объекта строительства (№ MFC-0555/2021-635907-1 от 26.03.2021), указано, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.
Согласно Строительному паспорту подземного (надземного) газопровода (газового ввода) (том 1 л.д. 51) и Акта разграничения ответственности по техническому обслуживанию газопроводов среднего давления и энергоблока (том 1 л.д. 59), представленных в материалы дела, судом установлено, что газопровод осуществляет транспортировку природного газа под давлением 0,3 мегапаскаля. Соответственно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, что согласуется с положением части 15 статьи 55 ГрК РФ.
В части замечаний Заинтересованного лица относительно согласования сетевой организации на проведение строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0080203:145 необходимо указать, что в силу пункта 10 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» письменное решение сетевых организаций о согласовании строительства в пределах охранных зон требуется на момент проведения строительных работ. Факт приемки законченного строительством газопровода в эксплуатацию и его функционирование в настоящее время свидетельствуют о том, что строительные работы были проведены со всеми необходимыми согласованиями. Подтверждением этому также являются акты разграничения балансовой принадлежности газопроводов среднего давления и разграничения ответственности по техническому облуживанию газопроводов среднего давления и энергоблока от 01.11.2019 (том 1 л.д. 60).
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно указанному положению законодательства Заявители представили все необходимые документы для регистрации объекта.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона №218-ФЗ о регистрации и требованиям принятых в соответствии с указанным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о регистрации или иными федеральными законами.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в которой указано, что органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг.
Заинтересованным лицом позиции по заявлению не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, признается судом незаконным.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд обязывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Гелио Д» и общества с ограниченной ответственностью «ГРАНД», доля в праве ½ для каждого на газопровод среднего давления общей протяженностью 43 м 2009 года постройки, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Мытищи, деревня Грибки.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями ст. 110, 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав № КУВД-001/2021-11427764/3 от 12.07.2021.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право долевой собственности в пользу общества с ограниченной ответственностью «Гелио Д» и общества с ограниченной ответственностью «ГРАНД», доля в праве ½ для каждого на газопровод среднего давления общей протяженностью 43 м 2009 года постройки, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Мытищи, деревня Грибки.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГЕЛИО Д" 3000 руб. расходов по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья Д.Н.Москатова