ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-70251/22 от 07.11.2022 АС Московской области

 Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

07 ноября 2022 года                                                                                               Дело №А41-70251/22

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2022 года

Арбитражный суд Московской области в составе:

судьи Кузьминой О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Курбановой Х.З.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Межрегионального управления РОСПРИРОДНАДЗОРА по Московской и Смоленской областям (117342, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Коньково, Обручева ул., д. 46, этаж 6 помещ. 2, ОГРН: 1046758325118, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2004, ИНН: 6730054024, КПП: 772801001) к

МП "Лотошинское ЖКХ" (143800, Московская обл., Лотошино г.о., Лотошино рп., Лотошино рп., Сушзаводская ул., д. 6, ОГРН: 1115004003894, Дата присвоения ОГРН: 17.10.2011, ИНН: 5071005886, КПП: 507101001, директор: Круль Игорь Олегович)

о взыскании

при участии: согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление РОСПРИРОДНАДЗОРА по Московской и Смоленской областям обратилось в суд с иском к МП "Лотошинское ЖКХ" со следующими требованиями:

1.  Взыскать с МП «ЛОТОШИНСКОЕ ЖКХ» задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. в размере 1 435 560 рублей 34 копеек, пени по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 151 212 рублей 35 копеек, а всего 1 586 772 рубля 69 копеек (Один миллион пятьсот восемьдесят шесть тысяч семьсот семьдесят два рубля 69 копеек);

2.  Взыскать с МП «ЛОТОШИНСКОЕ ЖКХ» задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г. в размере 1 507 419 рублей 01 копейки, пени по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 12 059 рублей 35 копеек, а всего 1 519 478 рубля 36 копеек (Один миллион пятьсот девятнадцать тысяч четыреста семьдесят восемь рублей 36 копеек).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Через систему «Мой Арбитр» от МП "Лотошинское ЖКХ" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором ответчик также пояснил, что не возражает относительно заявленных требований истца.

Суд, в отсутствие возражений сторон и руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела судом первой инстанции.

Дело рассмотрено в порядке статей 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении, установил следующее.

Муниципальное предприятие «Лотошинское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МП «ЛОТОШИНСКОЕ ЖКХ») в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям представлена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, в соответствии с которой, сумма платы, подлежащая внесению в бюджет, составила 1 435 560,34 руб. (т. 1 л.д. 33-69).

МП «ЛОТОШИНСКОЕ ЖКХ» в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям представлена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г. в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, в соответствии с которой, сумма платы, подлежащая внесению в бюджет, составляет 1507419,01 руб. (т.1 л.д. 77-105).

В связи с тем, что ответчик не исполнил обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, ответчику начислены пени за 2020 год в размере     151 212, 35 руб., за 2021 год в размере 12 059, 35 руб.

Истцом в адрес ответчика направлены требования о довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно:

- требование № 03-51/5594 от 16.06.2022 о погашении задолженности по плате за НВОС в размере 1 435 560, 34 руб. (т.1 л.д. 27-28);

- требование № 03-51/8570 от 24.08.2022 об уплате пени в размере 151 212, 35 руб. (т.1 л.д. 30-31);

- требование № 03-51/3809 от 27.04.2022 о погашении задолженности по плате за НВОС в размере 1 507 419, 01 руб. (т.1 л.д. 70-71);

- требование № 03-51/8569 от 24.08.2022 об уплате пени в размере 12 059, 35 руб. (т. 1 л.д. 74-75).

Межрегиональное управление РОСПРИРОДНАДЗОРА по Московской и Смоленской областям также уведомило ответчика, что в случае не внесения платы по задолженности и пени за указанные периоды в течение 10 дней со дня получения требований истец обратится в суд.

 Вместе с тем, денежные средства перечислены не были, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям, действующее на основании Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (утв. Приказом Росприроднадзора от 16.02.2022 г. № 99), Бюджетного кодекса РФ (ст. 160.1), является администратором доходов в бюджет и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду").

Согласно п.5 указанного Постановления, плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 (ред. от 24.01.2020) "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".

Методические рекомендации по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными Приказ Росприроднадзора от 19.04.2017 № 188, разработаны в целях повышения эффективности выполнения территориальными органами Федеральной службы по  надзору в сфере природопользования функций главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду и экологического сбора.

Кроме того, в соответствии с Письмом Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» указывается, что по итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики исчисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном ст. 16.3 Федерального Закона № 7-ФЗ. При этом исчисленные суммы платы уплачиваются с учетом внесенных авансовых платежей и указываются в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899"  утверждены форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее представления.

Обязанность по ведению и представлению отчетности по обращению с отходами предусмотрена Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления".

Частью 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 утвержден порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с п.2, п.3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

В материалы дела истцом представлен расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021гг.   

Суд, проверив расчет, признает его верным.

С учетом изложенного, требования в части взыскания долга подлежат удовлетворению.

Также истцом заявлено требование о взыскании пени за 2020 год в размере 151 212, 35 руб., за 2021 год в размере 12 059, 35 руб.

Одним из способов обеспечения исполнения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ является неустойка.

В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

Порядок начисления пени изложен в п. 7 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022).

Истцом в материалы дела представлен расчет неустойки.

Суд, проверив расчет истца, признает его верным.

С учетом изложенного, требования в данной части также подлежат удовлетворению.

Согласно п. 4.70 Приказа Росприроднадзора от 16.02.2022 N 99 "Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям" Управление выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

В соответствии с приложением, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.06.2021 N 361 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" за Управлением закреплены источники доходов федерального бюджета.

 В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ч.1 ст.66 АПК РФ).

Согласно ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Поскольку ответчик не оспаривает требования истца и доказательств отсутствия задолженности в суд не представлено, требования подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика (ст. 110 АПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 65, 68,70, 71, 75, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с МП «ЛОТОШИНСКОЕ ЖКХ» в пользу Межрегионального управления РОСПРИРОДНАДЗОРА по Московской и Смоленской областям задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. в размере 1 435 560 рублей 34 копеек, пени по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 151 212 рублей 35 копеек, а всего 1 586 772 рубля 69 копеек (Один миллион пятьсот восемьдесят шесть тысяч семьсот семьдесят два рубля 69 копеек);

Взыскать с МП «ЛОТОШИНСКОЕ ЖКХ» в пользу Межрегионального управления РОСПРИРОДНАДЗОРА по Московской и Смоленской областям задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г. в размере 1 507 419 рублей 01 копейки, пени по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 12 059 рублей 35 копеек, а всего 1 519 478 рубля 36 копеек (Один миллион пятьсот девятнадцать тысяч четыреста семьдесят восемь рублей 36 копеек).

Взыскать с МП «ЛОТОШИНСКОЕ ЖКХ» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 38 531 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

                    Судья                                                   Кузьмина О.А.