Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107053, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
А41-70823/15
«__» ___________ 20__ г. Дело № _____________________
Резолютивная часть решения оглашена 20 октября 2015г.
Резолютивная часть решения изготовлена 23 октября 2015г.
судьи Бобковой С.Ю. секретарь судебного заседания Зайцева Д.Н.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего ____________________________________________________________ судей (заседателей) _________________________________________________________________ протокол судебного заседания вел ____________________________________________________
ООО «Львовский дом»
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ______________________________
ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Московской области
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
к _________________________________________________________________________________
оспаривании отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________о ________________________________________________________________________________
от заявителя: ФИО1 от заинтересованного лица: ФИО2
при участии в заседании ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
установил:
ООО «Львовский дом» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Московской области о признании незаконным решений №№МО-15/РКФ-242071, МО-15/РКФ-242089, МО-15/РКФ-242140, МО-15/РКФ-242103, МО-15/РКФ-242085, МО-15/РКФ-242133, МО-15/РКФ-242112, МО-15/РКФ-241811, МО-15/РКФ-242097, МО-15/РКФ-241980 от 30.06.2015 г. об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости:
- помещение №21 по плану (кладовая, 3.1 м2), находящемся в помещении №2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул.Красная, д. 18,
- помещение №22 по плану (коридор, 9.0 м2), находящемся в помещении №2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, т.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение №23 по плану (основное, 12.9 м2), находящемся в помещении №2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение №24 по плану (основное, 11.7 м2), находящемся в помещении №2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение №25 по плану (основное, 14.2 м2), находящемся в помещении №2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение №26 по плану (коридор, 2.9 м2), находящемся в помещении №2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18, и выдать на указанный объект недвижимости кадастровый паспорт;
- помещение №27 по плану (основное, 13.9 м2), находящемся в помещении №2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение №28 по плану (основное, 11.0 м2), находящемся в помещении №2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение №29 по плану (основное, 12.7 м2), находящемся в помещении №2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение №30 по плану (коридор, 31.9 м2), находящемся в помещении №2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18;
обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Московской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет указанного имущества как ранее учтенного и выдать на указанные объекты недвижимости кадастровые паспорта.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявления.
Заинтересованное лицо по заявлению возражало по основаниям, изложенным в выступлении представителя в судебном заседании, представило материалы кадастровых дел.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, 19.06.2015г. ООО «Львовский дом» обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Московской области с заявлениями №№50-0-1-71/3001/2015-363, 50-0-1-71/3001/2015-364, 50-0-1-71/3001/2015-365, 50-0-1-71/3001/2015-366, 50-0-1-71/3001/2015-367, 50-0-1-71/3001/2015-368, 50-0-1-71/3001/2015-369, 50-0-1-71/3001/2015-370, 50-0-1-71/3001/2015-371, 50-0-1-71/3001/2015-372 о внесении в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
В качестве ранее учтенных объектов заявитель указал принадлежащие ему на праве собственности помещения, находящиеся на 1-м этаже здания, помещении №2 расположенного по адресу: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул.Красная, д.18 - в отношении следующих номеров (по плану)помещений: №21 (кладовая, 3,1 м2), №22 (коридор, 9,0 м2), №23 (основное, 12,9 м2), №24 (основное, 11,7 м2), №25 (основное, 14.2 м2), №26 (коридор, 2.9 м2), №27 (основное, 13.9 м2), №28 (основное, 11.0 м2), №29 (основное, 12.7 м2), №30 (коридор, 31.9 м2).
Орган кадастрового учета вынес решения №№МО-15/РКФ-242071, МО-15/РКФ-242089, МО-15/РКФ-242140, МО-15/РКФ-242103, МО-15/РКФ-24208 5, МО-15/РКФ-242133, МО-15/РКФ-242112, МО-15/РКФ-241811, МО-15/РКФ-242097, МО-15/РКФ-241980 от 30.06.2015 г. об отказе во внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в обоснование отказа ссылаясь на отсутствие в представленных документах оснований для внесений в ГКН сведений об объекте недвижимости как ранее учтенном, а именно отсутствием документов, надлежаще оформленных в соответствии с действующим законодательством.
Вышеуказанное решение заявитель считает не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заинтересованное лицо по заявлению возражало, ссылаясь на то, что спорные объекты как подлежащие кадастровому учету отдельные объекты недвижимости, не являются ранее учтенными.
Пунктом 3 ч. 1. ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон от 24.07.2007 №221-ФЗ) в качестве документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета предусмотрено предоставление заявителем Технических планов или копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Перечень является исчерпывающим.
Согласно п. 1 ст. 45 Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ объекты недвижимости, в отношении которых был проведен государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным законом.
Согласно п. 7 ст. 45 Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, орган кадастрового учета обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Порядком ведения государственного кадастра недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. № 42) предусмотрена процедура внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (п. 4, 18, 20 указанного Порядка).
Таким образом, действующее законодательство устанавливает возможность обращения заинтересованного лица с заявлением об учете ранее учтенного объекта недвижимости.
Согласно требованиям п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ заявителем были предоставлены документы:
- Заявления о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости
- свидетельство о праве собственности на общежитие, 5-этажное с техническим подпольем, общая площадь 4834,4кв.м, в том числе основная 2834,6 кв.м, вспомогательная 199,8 кв.м, инв.№7657, лит.А адрес объекта: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул.Красная, д.18, кадастровый номер: 50:27:01:01249:001,
- Технический паспорт здания общежития по адресу: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул.Красная, д.18.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 25 Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы. Правила данной части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.
В силу действия п. 3 ст. 1 Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, определен в ст. 22 Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ.
Судом установлено, что здание общежития, 5-этажное с техническим подпольем, общая площадь 4834,4кв.м, в том числе основная 2834,6 кв.м, вспомогательная 199,8 кв.м, инв.№7657, лит.А адрес объекта: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул.Красная, д.18, кадастровый номер: 50:27:01:01249:001 действительно является ранее учтенным.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» если собственник здания в соответствии со статьей 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» принимает решение о выделении из состава здания одного или нескольких помещений, то при внесении в реестр записей об образовании самостоятельных объектов недвижимости прекращается право собственности на здание в целом ввиду утраты зданием правового режима объекта недвижимости, на который может быть установлено право собственности одного лица, о чем делается соответствующая запись в реестре.
Положения Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ не содержат запрета на осуществление государственного кадастрового учета отдельно здания и отдельно каждого помещения в таком здании.
Как усматривается из материалов дела, заявитель обратился в ФГБУ «ФПК Росреестра» по Московской области с заявлениями о постановке на кадастровый учет не здания общежития по адресу: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул.Красная, д.18, кадастровый номер: 50:27:01:01249:001, действительно являющегося ранее учтенным, а отдельных помещения в данном здании, ранее не поставленных на кадастровый учет, представив Свидетельство о праве собственности на общежитие, 5-этажное с техническим подпольем, общая площадь 4834,4кв.м, в том числе основная 2834,6 кв.м, вспомогательная 199,8 кв.м, инв.№7657, лит.А адрес объекта: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул.Красная, д.18, кадастровый номер: 50:27:01:01249:001 и Технический паспорт здания общежития по адресу: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул.Красная, д.18.
Однако Технический план на здание конкретизирует информацию, содержащуюся в техническом плане здания в целом, а не отдельных помещений, в связи с чем совпадение сведений о здании в целом и помещений в нем невозможно, и Технический план на здание не является документов, достаточным для постановки на кадастровый учет отдельных помещений как самостоятельных объектов учета.
При таких условиях, суд считает, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учета совершен правомерно и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не лишен возможности произвести постановку вышеуказанного имущества на кадастровый учет с соблюдением норм действующего законодательства.
При таких условиях, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.
Руководствуясь ст.ст.197-201,176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Бобкова С.Ю.