ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-71984/14 от 30.12.2014 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

30 декабря 2014 года Дело № А41-71984/14

Резолютивная часть решения объявлена 30 декабря 2014 года

Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2014 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Обарчука А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Башинским П.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Товарищества собственников жилья «Восход-2004» (ОГРН.1045005510461)

к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»

об оспаривании предписания,

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания от 30.12.2014г.

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Восход-2004» (далее – заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – учреждение, ГУ МО Госжилинспекция) о признании недействительным предписания от 22.10.2014 № 39ОГ-24843-22-7-2014.

В судебном заседании представители заявителя просили признать незаконным предписание, указав, что производит расчет коммунальных платежей в соответствии с действующим законодательством.

Представитель управления против удовлетворения заявленных требований возражал.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, объективно и всесторонне исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора в полном объёме, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 21.10.2014г. в связи с поступившим обращением гражданки ФИО1 на основании распоряжения от 20.10.2014 № 39ОГ-24843-22-7-2014 проведена внеплановая проверка деятельности товарищества на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки выявлено нарушение заявителем пунктов 2, 3 и 4 статьи 154, пункта 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:

в связи с принудительным ограничением услуги канализации собственнику квартиры № 101, расположенной по адресу: <...>, гражданке ФИО1 выставлен в июле 2014 года счет на оплату услуг по строке «монтаж заглушки канализации» и «демонтаж заглушки канализации» на общую сумму 6 500 рублей (Акт проверки от 21.10.2014 № 39ОГ-24843-22-7-2014).

По результатам проверки в адрес заявителя выдано Предписание от 22.10.2014 №39ОГ-24843-22-7-2014, которым в срок до 20 декабря 2014 года товариществу указано на необходимость произвести перерасчет начисленного размера платы и снять начисления по строке «монтаж заглушки» и «демонтаж заглушки канализации».

Не согласившись с выданным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 № 485/27 (далее – Порядок), государственный жилищный надзор осуществляется Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области».

Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 3 Порядка).

В силу пункта 22 Порядка уполномоченные должностные лица Госжилинспекции Московской области при осуществлении государственного жилищного надзора, в том числе, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.

В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно пункту 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Между тем, как видно из содержания Извещения за 07.2014г. и пояснений товарищества, такие работы как «монтаж заглушки» и «демонтаж заглушки канализации» были произведены товариществом с целью ограничения предоставления коммунальной услуги водоотведения ввиду наличия у жильцов квартиры № 101 задолженности по оплате на сумму 20 223 рублей 30 копеек.

Таким образом, названные работы не являются коммунальной услугой «водоотведение», нельзя их отнести и к плате за содержание и ремонт жилого помещения, ввиду чего они не могли быть включены в счет на оплату услуг.

Вопреки доводам заявителя, несмотря на то, что Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 № 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, в нее могут быть внесены лишь суммы, подлежащие оплате в связи с оказанием коммунальных услуг либо внесением платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Кроме того, размер платы за оказанные услуги по монтажу/демонтажу заглушки канализации не был определен товариществом на общем собрании собственников дома, в связи с чем, являлся произвольно установленным.

Довод товарищества, что включение в извещение строк «монтаж заглушки» и «демонтаж заглушки канализации» являлось предложением оплатить расходы по указанным работам в добровольном порядке суд не соответствует действительности, поскольку суммы отраженные в платежном документе являются обязательными к оплате и в силу части 2.2 статьи 155 ЖК РФ подлежат внесению до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

О том, что включенные в платежный документ суммы за «монтаж заглушки» и «демонтаж заглушки канализации» подлежали уплате в добровольном порядке непосредственно в Извещении не указано.

Пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, упоминает о «расходах по истребованию задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг», а настоящем случае «монтаж заглушки»/«демонтаж заглушки канализации» не может быть отнесен к процедуре «истребования задолженности», т.е. взыскания задолженности (направление претензии, обращение в суд и пр.).

Таким образом, оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных управлению полномочий и при наличии к тому достаточных оснований.

Суд считает необходимым отметить, что понесенные товариществом расходы на монтаж и демонтаж заглушки канализации могут расценены как убытки, причиненные ему неплательщиком коммунальных услуг, которые подлежат взысканию в судебном порядке, однако не могут быть включены в платежный документ – извещение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что выданное предписание от 22.10.2014 № 39ОГ-24843-22-7-2014 не подлежит отмене, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных Товариществом собственников жилья «Восход-2004» требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья А.А. Обарчук