Арбитражный суд Московской области
053 , ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
01 июля 2013 года Дело №А41-7334/13
Резолютивная часть объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 01 июля 2013 года.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Кулматова Т.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шапенко Г.Н., рассмотрел дело по заявлению ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1"
к Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области,
третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области,
с требованиями:
признать недействительным Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, выданное Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области № 6/629и, датированное 30 августа 2012 г., в части отмены:
- постановления Главы городского округа Химки Московской области № 1159 от 25.08.2011 г. «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания части территории микрорайона № 4 г. Химки, Московской области в границах: Юбилейный проспект - Нагорное шоссе - пешеходная дорожка к комплексу «Весна» - территория развлекательного комплекса «Весна»;
-постановления Главы городского округа Химки Московской области № 535 от 11.05.2010 г. «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка по адресу: <...> вблизи д. № 66 а, площадью 8959 кв.м.. кадастровый номер 50:10:010107:21;
-постановления Главы городского округа Химки Московской области № 536 от 11.05.2010 г. «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка по адресу: Московская область, г. Химки, между домом № 82 по Юбилейному проспекту и школой № 10, площадью 6632 кв.м., кадастровый № 50:10:010104:23;
-постановления первого заместителя главы администрации городского округа Химки ФИО1 от 12.07.2012 г. № 1117 «Об утверждении корректировки проекта планировки части территории микрорайона № 5 г. Химки, Московской области в границах: улица Дружбы -проспект Мельникова - улица Родионова - улица 9 Мая;
разрешения на строительство № RU 50301000-26 для строительства жилого дома с подземным гаражом по адресу: Московская область, Юбилейный пр., вблизи дома № 66а,
при участии представителей сторон согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области (далее – заинтересованное лицо, управление) с требованиями:
- признать недействительным Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, выданное Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области № 6/629и, датированное 30 августа 2012 г., в части отмены:
- постановления Главы городского округа Химки Московской области № 1159 от 25.08.2011 г. «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания части территории микрорайона № 4 г. Химки, Московской области в границах: Юбилейный проспект - Нагорное шоссе - пешеходная дорожка к комплексу «Весна» - территория развлекательного комплекса «Весна»;
-постановления Главы городского округа Химки Московской области № 535 от 11.05.2010 г. «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка по адресу: <...> вблизи д. № 66 а, площадью 8959 кв.м.. кадастровый номер 50:10:010107:21;
-постановления Главы городского округа Химки Московской области № 536 от 11.05.2010 г. «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка по адресу: Московская область, г. Химки, между домом № 82 по Юбилейному проспекту и школой № 10, площадью 6632 кв.м., кадастровый № 50:10:010104:23;
-постановления первого заместителя главы администрации городского округа Химки ФИО1 от 12.07.2012 г. № 1117 «Об утверждении корректировки проекта планировки части территории микрорайона № 5 г. Химки, Московской области в границах: улица Дружбы -проспект Мельникова - улица Родионова - улица 9 Мая;
- разрешения на строительство № RU 50301000-26 для строительства жилого дома с подземным гаражом по адресу: Московская область, Юбилейный пр., вблизи дома № 66а.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора Администрация городского округа Химки Московской области.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель управления в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее также АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица,извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается информацией официального сайта «Почта России» - http://почта-россии.рф/ - отслеживание почтовых отправлений, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте ВАС РФ http://kad.arbitr.ru/.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности возложен на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 12.22 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.11.2007 № 858/28 (далее - Положение о Главархитектуре МО), полномочия по осуществлению функции государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления Московской области законодательства о градостроительной деятельности возложены на Главархитектуру МО.
В целях реализации данной государственной функции распоряжением Главархитектуры МО от 17.12.2008 № 44 утвержден Административный регламент Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области по исполнению функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (с изменениями, внесенными распоряжением Главархитектуры МО от 27.07.2012 № 48а (далее - Административный регламент).
Принимая во внимание, что порядок организации и проведения проверок соблюдения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности федеральным законодательством не установлен (соответствующие федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Министерства регионального развития Российской Федерации, отсутствуют), Главархитектура МО при организации и проведении проверок руководствуется общими положениями, содержащимися в статье 8.1. ГрК РФ, и Административным регламентом.
Учитывая поступление в Главархитектуру МО многочисленных обращений граждан, проживающих на территории городского округа Химки, с жалобами на действия администрации городского округа Химки при принятии градостроительных решений, а также решение Межведомственной Комиссии по градостроительнбму регулированию и организации территории Московской области (протокол от 13.07.2012 № 12), руководствуясь ст. 8.1. ГрК РФ, пунктом 12.22 Положения о Главархитектуре МО, пунктом 11 Административного регламента Приказом начальника Главархитектуры МО ФИО2 от 31.07.2012 № 36 назначена комиссия по проведению комплексной внеплановой проверки градостроительной деятельности администрации городского округа Химки Московской области.
Опираясь на основные вопросы, затронутые в обращениях граждан, был составлен план проведения проверки (далее - План проведения проверки).
Письмом Главархитектуры МО от 31.07.2012 № 6/530и в адрес администрации городского округа Химки был направлен приказ о проведении проверки, план проведения проверки для подготовки должностными лицами органа местного самоуправления соответствующих документов и материалов, а также указана дата выездной комиссионной проверки - 2 августа 2012 года (далее - Уведомление).
В день, указанный в Уведомлении о проведении проверки, должностными лицами Главархитектуры МО была произведена выездная комиссионная проверка соблюдения - администрацией городского округа Химки законодательства о градостроительной деятельности.
При проведении проверки должными лицами администрации городского округа Химки сотрудникам Главархитектуры МО предоставлялись копии документов и материалов по вопросам и объектам, изложенным в Плане проведения проверки.
По окончании выездной проверки и истребования необходимых документов и материалов должностными лицами Главархитектуры МО был составлен протокол проведения проверки с указанием на необходимость предоставления в Главархитектуру МО недостающих документов.
По результатам анализа и исследования документов и материалов должностными лицами Главархитектуры МО были выявлены нарушения законодательства о градостроительной деятельности со стороны администрации городского округа Химки.
Руководствуясь пунктом 18 Административного регламента должностными лицами Главархитектуры МО, принимавшими участие в проведении проверки, был составлен Акт проверки соблюдения органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, датированный 06.08.2012 (на 17 страницах).
Исполняя обязанность должностных лиц органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, установленную пунктом 1 части 3 статьи 8.1 ГрК РФ, на основании Акта проверки было подготовлено Предписание в адрес и.о. главы городского округа Химки.
Предписание подписано уполномоченным должностным лицом Главархитектуры МО - начальником Главархитектуры МО, что соответствует требованиям пункта 18 Положения о Главархитектуре МО и пункту 23 Административного регламента.
Акт проверки и Предписание 30 августа 2012 года были вручены представителю администрации городского округа Химки - заместителю главы городского округа, о чем имеется — соответствующая отметка в Акте проверки и Предписании - с визой должностного лица администрации городского округа.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 3 статьи 8.1. ГрК РФ письмом Главархитектуры от 12.09.2012 № 7/666и Акт проверки и Предписание были направлены в Прокуратуру Московской области для принятия мер прокурором.
В связи с обнаружением технической ошибки (опечатки) в дате составления Акта проверки, врученного представителю администрации городского округа Химки - 06 августа 2012 года, вместо 29 августа 2012 года, было подготовлено соответствующее обращение в администрацию городского округа с приложением Акта проверки с откорректированной датой (далее - Акт проверки). Данное обращение и откорректированный акт 13 сентября 2012 года были вручены заместителю главы городского округа ФИО3, о чем имеется соответствующая отметка в Акте проверки с визой должностного лица администрации городского округа.
01 декабря 2012 года на собрании участников долевого строительства многоквартирного дома по адресу: <...>., вблизи д. 66а, Закрытому акционерному обществу «ХИМКИНСКОЕ СМУ МОИС-1» стало известно, что Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области направило в Администрацию городского округа Химки Московской области (далее - Администрация) на имя и.о. главы городского округа Химки ФИО4 Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности № 6/629и, датированное 30 августа 2012 г., в котором требует отменить Постановление Главы городского округа Химки Московской области № 1159 от 25.08.2011 г. «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания части территории микрорайона № 4 г. Химки, Московской области в границах Юбилейный проспект – Нагорное шоссе – пешеходная дорожка к комплексу «Весна» - территория развлекательного комплекса «Весна», Постановление Главы городского округа Химки Московской области № 535 от 11.05.2010 г. «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка по адресу: <...> вблизи д. № 66 а, площадью 8959 кв.м. кадастровый номер 50:10:010107:21», Постановление Главы городского округа Химки Московской области № 536 от 11.05.2010 г. «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка по адресу: Московская область, г. Химки, между домом № 82 по Юбилейному проспекту и школой № 10, площадью 6632 кв.м., кадастровый № 50:10:010104:23, Постановление первого заместителя главы администрации городского округа Химки ФИО1 от 12.07.2012 г. № 1117 «Об утверждении корректировки проекта планировки части территории микрорайона № 5 г. Химки, Московской области в границах: улица Дружбы -проспект Мельникова - улица Родионова - улица 9 Мая и Разрешение на строительство № RU 50301000-26 для строительства жилого дома с подземным гаражом по адресу: Московская область, Юбилейный пр., вблизи дома № 66а.
ЗАО «ХИМКИНСКОЕ СМУ МОИС-1» посчитав, что Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности № 6/629и от 30.08.2012 г. об отмене вышеуказанных Постановлений Главы городского округа Химки Московской области и Разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает права более 368 (трёх ста шестидесяти восьми)участников долевого строительства многоквартирных домов на получение, в соответствии с действующим законодательством, объектов долевого строительства - квартир, препятствует возникновению у них права собственности на квартиры и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также нарушает гарантии защиты прав участников долевого строительства многоквартирного дома, их законных интересов и их имущества, установленных ст. 1 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. От 17.06.2010) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», а, в конечном счёте, их право на жилище, гарантированное п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, п. 2 которой, в частности, установлено, что органы местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище, обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) государственного органа является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
При обращении с рассматриваемыми требованиями, заявитель обязан был указать на одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Предписание, оспариваемое заявителями, в соответствии с положениями ст. 8.1 ГрК РФ направлено на устранение выявленных нарушений действующего законодательства, которые, по мнению Главархитектуры Московской области были допущены должностными лицами органа местного самоуправления - администрацией городского округа Химки Московской области.
Предписание главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 30.08.2012 вынесены в отношении администрации городского округа Химки Московской области, соответственно, неисполнение данного предписания может повлечь последствия лишь для администрации. В них не зафиксированы какие-либо нарушения, допущенные заявителями, им не предписано совершить какие-либо действия по прекращению конкретного нарушения, то есть оспариваемое предписание напрямую не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Те негативные последствия, на которые указывают заявители, могут быть вызваны какими-либо актами и действиями (бездействием) администрации городского округа Химки Мсковской области, но не рассматриваемым по настоящему делу предписанием.
Пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Пунктом 2 статьи 9 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1" отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде.
Судья Т.Ш.Кулматов