Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
29 апреля 2019 года Дело №А41-74446/18
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2019 года
Решение изготовлено полностью 29 апреля 2019 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующей судьи Худгарян М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаровой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ООО "ЧОП"ПОЛИГОН-2"
к МУ "СШ "ВИКТОРИЯ" и ООО "ЧОО "НК СТАТУС"
о признании недействительной сделки,
при участии в судебном заседании- согласно протоколу,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Полигон-2» (далее – ООО «ЧОП «Полигон-2», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Муниципальному учреждению «Спортивная школа «Виктория» (далее – МУ «СШ «Виктория», учреждение, ответчик) с иском о признании недействительным договора № 11 на оказание охранных услуг, заключенного между МУ «СШ «Виктория» и ООО «ЧОО «НК Статус» от 10.09.29018, обязании заказчика заключить договор с единственным участником ООО «ЧОП «Полигон-2» на оказание охранных услуг МУ «СШ «Виктория» с ценой договора 260000 руб., НДС не облагается, на условиях, предусмотренных в договоре на оказание охранных услуг, опубликованном заказчиком 30.08.208 на сайте market.mosreg.ru по закупке № 263390.
Определением от 29.01.2019 судом в качестве соответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «НК Статус» (далее – ООО «ЧОО «НК Статус», ответчик2).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования и просил признать недействительным договор № 11 на оказание охранных услуг, заключенный между МУ «Спортивная школа «Виктория» и ООО ЧОО «НК Статус» 10 сентября 2018 года.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал. Представители ответчиков возражали против заявленных требований.
Из материалов дела следует, что 30.08.2018 на официальном сайте market.mosreg.ru МУ «СШ «Виктория» было размещено предложение на право заключения договора по охране объектов имущества МУ «СШ «Виктория» с начальной максимальной ценой контракта 260000 руб., НДС не облагается. Плановая дата заключения договора - 10.09.2018 (л.д.7 т.1).
Согласно информации электронного магазина Московской области, 10.09.2018 МУ «СШ «Виктория» заключен договор с ООО «ЧОО «НК-Статус», предложившем цену 257400 руб. (л.д.9 т.1).
10.09.2018 договор подписан в письменном виде и скреплен печатями ответчиков (л.д.10 т.1).
10.09.2018 истец направил в адрес учреждения письмо, в котором указал, что просит заключить с ним договор на оказание охранных услуг, и сообщил, что 08.09.2018 поступила заявка от его представителя ФИО1 по цене 260000 руб. (закупка № 264490) (л.д.8, 36 т.1).
В претензии к учреждению истец указал, что является победителем по закупке № 264490 «Услуги по охране объектов и имущества» школы, т.к. иных заявок по данной закупке не было подано, просит заключить с ним договор на оказание охранных услуг (л.д.83 т.1).
Поскольку требования, изложенные в претензии, учреждением удовлетворены не были, общество обратилось в суд с заявленными требованиями о признании недействительным договора между учреждением и ООО «ЧОО «НК Статус», как заключенного по результатам электронного аукциона, проведенного с нарушением действующего законодательства (закона № 44-ФЗ, Постановления Правительства Московской области от 27.12.2013 № 1184/57 «О порядке взаимодействия при осуществлении закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд», распоряжения Комитета по конкурентной политике Московской области от 30.03.2017 № 28-01-15/17 1 «Об утверждении Регламента работы подсистемы «Электронный магазин» Единой информатизированной системы управления закупками Московской области), а именно: ООО «ЧОО «НК Статус» подало заявку на участие в аукционе не через электронный магазин, а в письменном виде, и по истечению установленного для подачи заявок срока, который установлен по 08.09.2018, заявка подана ответчиком2 только 10 сентября 2018 года.
Возражая против заявленных требований, ответчик1 указал, что ответчиком2 заявка на участие в закупке по заключению договора на оказание охранных услуг подана нарочным 07 сентября 2018 года, по цене 257400 руб., в то время как истцом предложена цена 260000 руб. Договор заключен с поставщиком, предложившем наиболее низкую цену договора.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
В силу п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 449 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 <Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства> при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
В соответствии с п. 3 ст. 447 ГК РФ в случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Как следует из оспариваемого договора № 11 от 10.09.2018 на оказание охранных услуг, он заключен в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 3 закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (ч. 2 ст. 24).
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (части 3, 4 ст. 24).
Согласно ч. 5 ст. 24 закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт (ч. 6 ст. 24).
В соответствии с ч. 1 ст. 34 закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 1 ст. 5 закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы.
Как следует из материалов дела, МУ «СШ «Виктория» избран способ определения поставщика услуг посредством электронного магазина (л.д.7 т.1).
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Распоряжением Комитета по конкурентной политике МО от 30.03.2017 N 28-01-15/17 "Об утверждении Регламента работы подсистемы "Электронный магазин" Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области", действовавшим на момент проведения аукциона (далее – регламент), регламент определяет порядок работы заказчиков и поставщиков с электронным магазином при осуществлении закупок малого объема.
Действие Регламента распространяется на следующие процедуры: регистрация в электронном магазине; авторизация в электронном магазине; порядок работы в электронном магазине; формирование и изменение заявок, предложений о продаже, предложений о закупке, предложений поставщиков на заявку; отмена (удаление) заявок, предложений о продаже, предложений о закупке, предложений поставщиков на заявку; регистрация заявок, предложений поставщиков на заявку, предложений о продаже, предложений о закупке; заключение контрактов с помощью электронного магазина; направление сведений о контрактах в ЕАСУЗ; формирование рейтинга поставщиков/заказчиков.
Пунктом 9 регламента установлены Порядок и сроки рассмотрения заказчиком предложений поставщиков.
Согласно п. 9.1, направленные предложения на заявку должны быть рассмотрены заказчиком не позднее 1 (одного) рабочего дня до плановой даты заключения контракта. Положения настоящего пункта не распространяются на "срочные закупки" (пункт 11 настоящего Регламента).
Пунктами 9.3.1, 9.3.2 установлено, что поступившие от поставщиков предложения на выполнение работ/оказание услуг автоматически считаются соответствующими техническому заданию заявки заказчика. Из предложений поставщиков заказчику автоматически для заключения контракта предлагается предложение поставщика, предложившего наименьшую цену и так далее в возрастающем порядке относительно цены предложения.
В соответствии с п. 9.7.4 регламента, заказчики осуществляют закупку вне электронного магазина в случае отсутствия предложений поставщиков на заявку, предложений о продаже по соответствующему наименованию товара, работы, услуги в электронном магазине либо при наличии у заказчика предложений о поставке соответствующего товара, выполнении соответствующих работ, оказании соответствующих услуг по более низкой цене, чем в содержащихся в электронном магазине предложениях поставщиков на заявку заказчика, предложениях о продаже.
С технической точки зрения электронный магазин представляет собой специализированное программное обеспечение (далее - продукт), которое позволяет заказчикам осуществлять выбор поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в онлайн-режиме. При этом потенциальные поставщики могут получать доступ к информации о закупках малого объема региональных (муниципальных) заказчиков, а также размещать предложения о своих товарах (работах, услугах).
Электронный магазин - это ресурс, использование которого направлено на расширение возможностей доступа хозяйствующих субъектов (по большей части это касается субъектов малого и среднего предпринимательства) к закупкам государственных и муниципальных заказчиков. Функционал многих магазинов также позволяет заказчику осуществлять поиск товаров, работ и услуг по прайс-листам поставщиков, зарегистрированных на таких площадках, сравнивать цены, условия доставки и прочие параметры исполнения контракта. Уполномоченные органы, а также органы финансового контроля получают доступ к статистике малых закупок, а также возможность их контролировать.
Таким образом, электронный магазин направлен в первую очередь, на удобство для обеих сторон – как заказчика, так и поставщика – посредством него заказчик узнает о наличии поставщиков, а поставщик – о наличии заказов.
Как следует из извещения о закупке № 264490 (л.д.7 т.1), МУ «СШ «Виктория» известила о закупке услуг по охране объектов и имуществе, начальная цена 260000 руб., дата и время начала предложений 30.08.2018, дата и время окончания подачи предложений 08.09.2018 в 18-00.
Обязательности направления заявок в электронной форме в извещении не содержится.
08.09.2018 в 17-59 в электронном виде на сайте электронного магазина Московской области поступила заявка ООО «ЧОП «Полигон-2», с предложением цены 260000 рублей (л.д.8 т.1).
Согласно информации о договоре от 10.09.2018, договор на оказание охранных услуг заключен с ООО «ЧОО «НК-Статус», предложившем цену договора 257400 рублей, подавшем заявку не в электронном виде (л.д.9 т.1).
Как усматривается из материалов дела, пояснений ответчиков, заявка на участие подана ответчиком2 в письменном виде 07 сентября 2018 года нарочным. К заявке ответчик2 приложил: письмо о невозможности размещения заявки в электронном магазине в связи со сбоем электронной площадки; коммерческое предложение; лицензия на осуществление частной охранной деятельности; основные данные организации; ИНН, ОГРН; декларация соответствия участника; декларация СМП; документы по служебному оружию; документы по служебному автотранспорту; приказ о создании дежурной части с круглосуточным графиком; решение № 2 учредителя ООО «ЧОО «НК Статус».
Факт подачи заявки ответчиком2 ответчику1 в письменном виде истцом не оспаривается, а кроме того, подтверждается документацией электронного аукциона о выборе ответчика2 поставщиком охранных услуг и о заключении с ним договора.
Рассмотрев указанную заявку, учреждение приняло ее к рассмотрению.
Таким образом, в аукционе на право заключения договора на оказание охранных услуг 10.09.2018 приняли две организации: ООО «ЧОП «Полигон-2» и ООО «ЧОО «НК Статус». Победителем признано ООО «ЧОО «НК Статус» как предложившее наименьшую цену договора.
Доводы истца о нарушениях ответчиками требований законодательных актов и регламента электронного магазина судом не принимаются, поскольку ими в действовавшей на момент проведения аукциона и заключения договора редакции не была установлена обязательность подачи заявки только в электронном виде в электронном магазине. Такая обязательность не следует также из представленной в дело документации о проведении аукциона.
В данном случае подача ответчиком2 заявки не в электронном, а в письменном виде (к тому же имевшая место в связи со сбоем у ответчика2 электронной площадки в сети Интернет), ничем не нарушила права и законные интересы истца, а, напротив, обеспечила для заказчика (бюджетного учреждения) наличие конкуренции и позволило выбрать поставщика услуг с наиболее низкой предложенной ценой договора.
Истец не доказал, что если бы ответчик подал заявку в электронном виде, то договор был бы заключен с истцом, а не с ответчиком.
С учетом изложенного, суд не усматривает наличие нарушений в заключении оспариваемого договора на оказание услуг, а также нарушений прав и законных интересов истца действиями ответчиков.
На иные основания недействительности оспариваемого договора истец не ссылается.
Кроме того, суд также считает необходимым отметить, что договор на оказание охранных услуг от 10.09.2018 № 11 сторонами исполнялся, признание его недействительным по формальным основаниям приведет к негативным и неблагоприятным последствиям как для исполнителя ответчика2, так и для учреждения – заказчика.
При данных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья М.А. Худгарян