ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-79357/15 от 22.12.2015 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

29 декабря 2015 года                                           Дело №А41-79357/15

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2015 года

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2015 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Гапеевой Р.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.О.Баранец,   

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации городского поселения Истра Истринского муниципального района Московской области

к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция  Московской области» 

об оспаривании предписания № 39СЗ-8994/1 от 29.06.2015г.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 25.12.2014г.;

от заинтересованного лица – ФИО2 по  доверенности от 28.09.2015г., ФИО3 по доверенности от 13.08.2015г., ФИО4 по доверенности от 13.08.2015г.,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского поселения Истра Истринского муниципального района Московской области (далее  - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – Госжилинспекция, административный орган, заинтересованное лицо), в котором просит признать недействительным предписание № 39СЗ-8994/1 от 29.06.2015.

В судебном заседании представитель администрации поддержал заявленное  требование по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Госжилинспекции с заявлением не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.

Из материалов дела арбитражный суд установил следующее.

Актом   приема-передачи  от   25.02.2015  учетно-регистрационные  документы (учетные дела граждан, журналы учета) переданы в производство администрации г.п. Истра. Представлена   Книга   регистрации   заявлений   граждан   о   принятии   на   учет   в   качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

29.06.2015 Госжилинспекцией на основании Распоряжения  от 26.05.2015г.              № 39СЗ-8994 проведена плановая выездная проверка администрации. В результате проверки составлен акт проверки от 29.06.2015г. № 39СЗ-8994, в котором, в том числе, отражено, что  представленная Книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в нарушение п. 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) не соответствует форме, утвержденной и п. 2 распоряжением министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 25.01.2006г. № 2: есть не предусмотренная графа «место работы», отсутствуют графы «сведения о перерегистрации граждан, состоящих на учете», «решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения (дата, номер)», «решение органа местного самоуправления о снятии с учета (дата, номер)», «примечание».

 Указанным предписанием обществу предписано: «С 01.07.2015 обеспечить ведение Книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с утвержденной формой».

Не согласившись с указанным предписанием, администрация обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный  суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению. 

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.

Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.

Также, при вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него.  

 Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных правоотношений разграничены Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ).

В силу части 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в том числе, определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 7 статьи 13 ЖК РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из пояснений заявителя и материалов дела следует, что исполнение постановления руководителя администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - администрация района) от 03.12.2014  № 4561/12 «О передаче учета граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Постановление) документы, необходимые для исполнения публичной обязанности по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет граждан),  переданы администрацией района Администрации.

Согласно статье 1 Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-03 «О порядке ведения учета граждан в качестве  нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в  их внутреннем нормативном единстве, определяют, что ведение учета граждан осуществляется органом местного самоуправления, в котором создана общественная  комиссия по жилищным вопросам (далее - общественная комиссия).

Совет депутатов г.п. Истра решением от 27.03.2015г. № 4/2 утвердил

Соглашение о передаче органам местного самоуправления Истринского  муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов  местного значения органов местного самоуправления городского поселения Истра  Истринского муниципального района Московской области (далее – Соглашение).

Пунктом 1.2.7. Соглашения полномочия по принятию граждан, проживающих на  территории городского поселения Истра Истринского муниципального района на учет в  качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального  найма, переданы администрации Истринского  муниципального района.

Доказательств того, что решение Совет депутатов г.п. Истра от 27.03.2015г. №4/2 было оспорено и признано не подлежащим исполнению, а соглашение не заключено, суду не представлено.

Таким образом, с момента заключения Соглашения принятие нуждающихся в жилых помещениях граждан на учет, в том числе ведение Книги учета в соответствии с утвержденной формой,  должны осуществлять органы местного самоуправления Истринского  муниципального района Московской области. Доказательств обратного административным органом суду не представлено.

Довод  Госжилинспекции о том, что Книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не передана администрации Истринского  муниципального района, не принимается судом, так как это обстоятельство само по себе не налагает на администрацию обязанность по ведению Книги учета. Кроме того, административным органом не выяснялось наличие и ведение Книги учета Истринского  муниципального района в соответствии с  Соглашением.

Кроме того, при проверке не выявлено и в акте проверки от  29.06.2015 № 39СЗ-8994  не отражено, что в отношении кого-либо не исполнены действия по принятию на учет и отражение этого в Книге учета граждан.

Учитывая все вышеизложенное, суд считает, что заинтересованным лицом не доказано, что на администрации лежит обязанность по ведению Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что именно администрации необходимо с 01.07.2015 обеспечить ведение Книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с утвержденной формой.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Госжилинспекция не представило суду надлежащих доказательств (относимых и допустимых), подтверждающих законность и обоснованность оспариваемого заявителем предписания.

 Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

Руководствуясь ст.ст.  167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            Заявление Администрации городского поселения Истра Истринского муниципального района Московской области удовлетворить.

            Предписание № 39СЗ-8994/1 от 29.06.2015г., выданное  должностным лицом Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция  Московской области» в адрес Администрации городского поселения Истра Истринского муниципального района Московской области, признать незаконным.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

Судья                                                                                                Р.А. Гапеева