ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-8012/09 от 10.08.2009 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

«14» августа ___ 2009 г. Дело № _А41-8012/09

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2009г.

В полном объеме решение изготовлено 14 августа 2009г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего ___судьи Жоголевой Е.Н._____________________________________ судей (заседателей) ________________________________________________________________ протокол судебного заседания вел __судья Жоголева Е.Н.______________________________

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО «ЗемПроект»

к ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР»

о __взыскании 7.204.636, 34 рублей.

И встречное исковое заявление ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР»

при участии в заседании представителей сторон согласно протоколу.

установил:

ООО «ЗемПроект» обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» о взыскании 7.204.636, 34 рублей – суммы задолженности за выполненные, но не оплаченные услуги по Государственному контракту № 07/07-08 от 22.08.2008г.

Ответчиком - ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» было заявлено 30.04.2009г. встречное исковое заявление о расторжении государственного контракта на выполнение услуг для государственных нужд № 07/07-08 от 22.08.2008г., и взыскание с ООО «ЗемПроект» денежных средств в размере 249.391, 29 рублей – предоплата по государственному контракту.

Истец настаивает на исковых требованиях по мотивам, изложенным в исковом заявлении. Одновременно просит в удовлетворении встречного искового заявления отказать.

Ответчик с исковыми требованиями не согласен, просит удовлетворить встречное исковое заявление.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

22.08.2008г. между ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» (Заказчик) и ООО «ЗемПроект» (Исполнитель) был заключен Государственный контракт №07/07-08 на выполнение услуг по подготовке и оформлению правоустанавливающей документации на земельные участки, необходимые для установления полос отвода автомобильных дорог Московской области для государственных нужд длительностью более года.

В соответствии с пунктом 1.1 Государственного контракта Заказчик поручил Исполнителю и обязался оплатить проведение услуг по подготовке и оформлению правоустанавливающей документации на земельные участки, необходимые для установления полос отвода автомобильных дорог Московской области длительностью более года, а Исполнитель обязался оказать вышеуказанные услуги.

Стоимость услуг по Государственному контракту установлена пунктом 2.1 Контракта и определена в твердых ценах и составляет 7 758 841 рублей.

Согласно условиям Технического задания, целью предоставляемых услуг является подготовка землеустроительной документации, обеспечивающей предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды, ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для государственных нужд Московской области в целях размещения автомобильных дорог Московской области и сооружений на них (пункт 2.1.1 Технического задания).

Пунктом 2.1.2 Технического задания определены следующие задачи при реализации Государственного контракта:

- Выполнение комплекса подготовительных землеустроительных и кадастровых работ;

- Сбор исходных данных для определения стоимости земельных участков, в том числе находящихся на них объектах недвижимости, и расчёта размера иных экономических характеристик(показателей), связанных с возмещением собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причинённых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате работ по строительству(реконструкции) автомобильных дорог;

- Подготовка пакета документов, необходимых для принятия решения уполномоченными исполнительными органами государственной власти РФ и Московской области о переводе земельных участков из одной категории в земли транспорта;

- Проведение мероприятий, обеспечивающих постановку на государственный кадастровый учет земельных участков полосы отвода автомобильных дорог, собственность на которые не разграничена.

Приложением № 3 к Государственному контракту (Календарный план оказания услуг) установлено подробное содержание работ (услуг).

Так, в соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 Календарного плана, в комплекс землеустроительных работ входят работы по земельно-кадастровой съемке земельных участков и работы по сбору информации о земельных участках и объектах недвижимости.

6 октября 2008 г. Исполнителем в адрес Заказчика представлены результаты работ, определенных пунктами 1.1 и 1.2 Календарного плана, а также предложены для подписания акты сдачи-приемки результатов работ по указанным этапам.

Результаты работ по пунктам 1.1 и 1.2 Календарного плана были переданы Заказчику в виде технического отчета по определению координат поворотных точек границ земельного участка, где были непосредственно отражены необходимые результаты работ.

15 октября 2008 г. Заказчик отказался от приемки результатов работ и подписания соответствующих актов сдачи-приемки, указав при этом в своем письме исх. №02.1/182-1 от 15.10.2008 г., что Исполнитель не выполнил требования п.п. 3.3 и 3.4 Государственного контракта в части соответствия переданных Заказчику комплектов документов условиям Государственного контракта. Актом проверки № 1 от 14.10.2008 г. Заказчик предложил Исполнителю устранить разночтения и представить результаты работ по пунктам 1.1 и 1.2 Календарного плана в виде технического отчета по каждому из этих этапов.

Впоследствии, Исполнителем в адрес Заказчика были представлены результаты работ, оформленные с учетом пожеланий Заказчика.

Так, письмами исх. № 395-05, № 401-05 от 17.10.2008 г. в адрес Заказчика были представлены результаты работ по пункту 1.1 Календарного плана в виде технического отчета о земельно-кадастровой съемке, а письмом исх. №548-05 от 22.12.2008 г. результаты работ по пункту 1.2 Календарного плана в виде кадастровых планов территории.

Однако Государственный заказчик отказался от принятия и этих результатов работ, не указав обоснованных мотивов.

Письмом исх. № 02.1/254 от 30.10.2008 г. Заказчик в очередной раз отказался от принятия результатов работ по пункту 1.1 Календарного плана указав на этот раз в акте проверки № 2 от 29.10.2008 г. о необходимости проведения Исполнителем работ и предоставления им документов, не предусмотренных Государственным контрактом.

Так, государственный заказчик указал, что земельно-кадастровая съемка земельных участков должна быть произведена путем создания геодезической и картографической основ государственного кадастра недвижимости, в связи с чем Исполнителю рекомендовано сделать это, а также представить копии разрешительной документации на проведение таких работ.

Возражая мотивировкам отказа Заказчика от принятия результата работ, определенных п. 1.1 Календарного плана, 07.11.2008 г. Исполнителем в адрес Заказчика была направлена Претензия исх.№428-05, обосновывающая отсутствие мотивов отказа от принятия работ.

Также, в подтверждение позиции Исполнителя и подтверждение отсутствия у Заказчика мотивов отказа от принятия работ, Государственному заказчику был передан ответ Федерального Агентства геодезии и картографии (Московское УГК), где сказано, что «земельно-кадастровая съемка» не относится к виду топографической съемки, поскольку такая съемка не обеспечивает топографическое отображение всех элементов местности, включая рельеф. А поскольку проводимые Исполнителем работы по «земельно-кадастровой съемке» связаны с существующими автомобильными дорогами, которые представляют собой линейные сооружения, расположенные в пределах отведенных для них земель, а также эти работы связаны с выносом в натуру границ землепользователей для этих дорог, то такие работы не требуют регистрации и выдачи разрешений в территориальных органах Роскартографии.

19.12.2008 г. Государственный заказчик в очередной раз отказался от принятия результатов работ по пункту 1.1 Календарного плана, настаивая на проведении данных работ способом, не предусмотренным Государственным контрактом.

22.12.2008 г. Государственному заказчику также были представлены результаты работ определенные пунктами 1.7, 1.8 и 2.1 Календарного плана. Также Заказчику предоставлялись отчеты о ходе выполнения работ, в которых Исполнителем указывалось о том, что работы предусмотренные пунктами 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.9, 1.10, 1.11 Календарного плана не могут быть выполнены по причине отсутствия предмета и основания, предусмотренного данными пунктами, для проведения данных работ.

29.12.2008 г. Государственный заказчик отказался и от принятия результатов работ, определенных пунктами 1.2, 1.7, 1.8, 2.1 Календарного плана, указав на не выполнение Исполнителем пунктов 3.3 и 3.4 Государственного контракта.

Согласно указанным пунктам Государственного контракта, передача Заказчику оформленных в должном порядке результатов услуг по Контракту, производится с приложением сопроводительных документов Исполнителя (п. 3.3 Контракта). При завершении оказания услуг Исполнитель предоставляет Заказчику Акт сдачи-приемки результатов услуг или отдельных этапов с приложением к нему комплекта документации обусловленной техническим заданием (п. 3.4 Контракта).

Техническим заданием к Государственному контракту определены основные цели и задачи выполнения Исполнителем услуг по Контракту, при этом, пунктом 4.2 Технического задания указывается, что состав работ и технические требования к землеустроительной документации определяются в соответствии с требованиями Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г., «Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 г., и осуществить в объеме достаточном для выполнения требований п.п. 8.3 Технического задания.

Пунктом 8 Технического задания определены основные требования к сдаче материалов Заказчику, в частности п.п. 8.3 определены требования к окончательному результату работ по Государственному контракту, который должен состоять в виде выписки из государственного кадастра недвижимости (кадастровые паспорта на земельные участки под существующие автомобильные дороги и земельные участки, собственность на которые не была разграничена).

Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. В связи с чем, учитывая неоднократные немотивированные отказы Заказчика от принятия результатов работ (услуг) и подписания актов сдачи-приемки, Исполнителем были составлены акты сдачи-приемки, подписанные в одностороннем порядке, с пометкой об отказе Заказчика от подписания данных актов.

Истец считает, что работы (услуги) выполняемые по Государственному контракту полностью соответствуют требования Контракта, Техническому заданию и иным приложениям к Контракту, а также требованиям действующего законодательства РФ.

Отказы Государственного заказчика от принятия результатов работ по Контракту являются не мотивированными и не основанными на положениях Государственного контракта и его приложениях, а также на требованиях действующего законодательства РФ, поскольку Исполнителем соблюдена последовательность и поэтапность выполняемых по Государственному контракту работ (услуг) направленных на достижение результата работ (услуг) по Контракту, который во взаимосвязи с п. 1.1 Контракта, п. 2 и 8.3 Технического задания и п. 2.2 Календарного плана выражается в получении выписок из государственного кадастра недвижимости на объект.

В настоящий момент Исполнителем проведен весь комплекс работ (услуг) направленных на достижение результата работ, что подтверждается выполнением работ обусловленных п. 2.1 Календарного плана завершающего этапа - Комплекса услуг по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, а также поданным в орган кадастрового учета Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

Согласно пункту 2.5 Государственного контракта, приемке и оплате подлежат полностью законченные результаты услуг по подготовке и оформлению правоустанавливающей документации на земельные участки, необходимые с целью установления полос отвода для автомобильных дорог Московской области или результаты услуг на отдельных этапах, поименованные в календарном плане.

Учитывая, что целью выполняемых услуг, согласно п. 2.1.1 Технического задания, является подготовка землеустроительной документации, обеспечивающей предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды, ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для государственных нужд Московской области в целях размещения автомобильных дорог Московской области и сооружений на них, Исполнителем были осуществлены все необходимые и предусмотренные Государственным контрактом действия, направленные на достижение поставленной цели, а результаты работ были переданы Заказчику, который, по мнению истца, безосновательно отказывается от приемки работ.

Мотивы отказа Заказчика от приемки результатов работ (услуг) по Контракту связаны с предъявлением им претензий к качеству работ (услуг), однако требования, предъявляемые Заказчиком к результатам работ (услуг) Государственным контрактом не предусмотрены.

В обоснование отсутствия у Заказчика мотивов для отказа от приёмки работ(услуг) и не подписания актов сдачи-приёмки, истце обращает внимание суда также на то, что качество выполняемой Исполнителем работы (услуги), учитывая цели предоставляемых услуг, полностью соответствуют условиям Контракта, а разработанная документация требованиям, предъявляемым к ней Законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.

Также, результат выполненной Исполнителем работы (услуги) обладает всеми свойствами, указанными Контрактом для постановки объектов, в отношении которых подготавливалась землеустроительная документация, на государственный кадастровый учет.

Качественной выполнение работ (услуг) по Государственному контракту подтверждается подачей Исполнителем в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, являющегося объектом по Государственному контракту.

Стоимость услуг по Государственному контракту составляет 7 758 841 рубль. Из них в качестве аванса Исполнителю было оплачено 249 391,29 рублей, оставшаяся часть, в размере 7 509 449,71 рублей, Заказчиком не оплачена, а, учитывая сумму в размере 304813,37 рублей подлежащей оплате после получения выписок из государственного кадастра недвижимости, сумма задолженности Заказчика составляет 7 204 636,34 рублей.

Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.

Истец основывает свои исковые требования на ст.ст. 9, 11, 12, 309, 310, 721, 753, 783 ГК РФ.

Суд считает исковые требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.702 Гражданского кодекса Российской Федерации, между сторонами возникли гражданские права и обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных её этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Таким образом, у истца возникло право получить стоимость выполненных работ, а у ответчика – обязанность оплатить стоимость, выполненных работ в сроки, установленные договором.

На основании ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона и условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).

Истец выполнил принятые на себя обязательства по государственному контракту № 07/07-08 от 22.08.2008г. Предоставил результаты оказанных услуг по контракту.

Ответчик свои обязательства по оплате не выполнил, отказался от подписания акта сдачи –приёмки работ.

Ответчиком заявлено встречное исковое заявление.

В обоснование ссылается на то, что в соответствии с п. 3.2. Гос. Контракта приёмка и оценка оказанных услуг на отдельных этапах по каждому объекту определяется в соответствии с видами и этапами оказания услуг, указанных в Календарном плане.

Ответчик утверждает, что Исполнителем не представлены:

- акты сдачи-приёмки по этапам 1.3-1.6,1.9.-1.11;

-документы, подтверждающие выполнение услуг по этапам 1.7.-1.8.,2.1.;

- по этапам 1.1.-1.2. представлен не полный комплект документов в соответствии с Техническим заданием и Календарным планом.

Суд не может согласится с данным доводом ответчика по следующим основаниям.

Согласно ст. 721 ГК РФ качество выполняемой подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемым требованиям, и в пределах разумного срока быть пригодными для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

В соответствии с п. 2.5. Гос.Контракта приёмке и оплате подлежат полностью законченные результаты услуг по подготовке и оформлению правоустанавливающей документации на земельные участки, необходимые с целью установления полос отвода для автомобильных дорог Московской области или результаты услуг на отдельных этапах, поименованные в календарном плане, прилагаемом к настоящему Контракту.

В приложении к встречному исковому заявлению Истец указал, что конечным результатом работ по контракту является:

Межевой план;

Кадастровый паспорт.

Ответчик, по встречному исковому заявлению, предоставил истцу описание границ земельного участка по объекту, указанному в приложении к контракту, который в соответствии с приказом Минэкономрахвития № 412 от 21.11.2008г. и письма № 20581-ИМ/Д23 от 26.12.2008г.предоставляется вместо межевых планов для постановки на кадастровый учёт земельных участков, соответственно, требования о предоставлении межевого плана Истцу Ответчиком выполнены. Также Ответчиком предоставлен кадастровый паспорт на земельный участок, являющийся предметом контракта.

Таким образом, Исполнитель выполнил свои обязательства по Гос.Контракту, а Заказчик в нарушение ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке отказался от исполнения принятых обязательств по оплате выполненных истцом работ.

На день проведения заседания доказательств оплаты выполненных работ ответчиком не представлено.

На основании изложенного, заявленные требования о взыскании суммы основного долга являются обоснованными, подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению в сумме 7.204.636, 34 рублей.

А встречное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче настоящего иска судом было удовлетворено ходатайство истца о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины в соответствии с п. 2 ст. 333.22 НК РФ.

В связи с чем, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета в размере 47.523, 18 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.102, 110, 112, 167-171, 176 АПК РФ, суд Р Е Ш И Л:

Взыскать с ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» в пользу ООО «ЗемПроект» сумму задолженности в размере 7.204.636, 34 рублей.

Взыскать с ГУ МО «Управление автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 47.523, 18 рублей.

Во встречном иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятом арбитражном апелляционном суде в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья Е.Н.Жоголева