ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-80772/16 от 03.04.2017 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

   053 , г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва             

04 апреля 2017 года                                                                                    Дело №А41-80772/16

Резолютивная часть объявлена 03 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Солдатова Р.С.,

при ведении протокола секретарем Москатовой Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А41-80772/16

по исковому заявлению

ФГУП "ГКНПЦ ИМ.М.В.ХРУНИЧЕВА" (ИНН 7730052050, ОГРН 1027739198090)

к Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области (ИНН 5030010950, ОГРН 1035005901820)

третьи лица: Министерство социального развития Московской области

Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Наро-Фоминскому району,

Главное Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Московской области

о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг.

При участии в судебном заседании - согласно протоколу.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

ФГУП "ГКНПЦ ИМ.М.В.ХРУНИЧЕВА" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области  с исковым заявлением (с учетом уточненных исковых требований заявленных в соответствии со ст. 49 АПК РФ и принятых судом к своему производству) о взыскании с Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее – ответчик) задолженности по оплате оказанных услуг в размере 19 250 400 руб.

В судебном заседании представитель ответчика и представители третьих лиц возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121-124, 153, 156  Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее также АПК РФ) в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается информацией  официального сайта  «Почта России» - http://почта-россии.рф/ - отслеживание почтовых отправлений, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте ВАС РФ http://kad.arbitr.ru/.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева (далее - ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», «Предприятие») в рамках правоотношений с Администрацией Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее -«Администрация») оказывало содействие во временном социально-бытовом обустройстве, в том числе проживании, питании и транспортных расходах, граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находившихся в пункте временного размещения (далее - «беженцы») на территории Наро-Фоминского муниципального района Московской области - Базе отдыха «Зеленая горка», являющейся структурным подразделением ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», в период с 01.02.2015 года по 02.02.2016 года.

Статус Базы отдыха «Зелёная горка», как пункта временного размещения на территории Наро-Фоминского муниципального района Московской области, определен Постановлением Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 20.01.2009 года №20.

В обоснование исковых требований истец указывает, что за период с 01.02.2015 года по 02.02.2016 года Руководителем Администрации Наро-Фоминского муниципального района ФИО1 утверждены, врио Начальника отдела УФМС России по Московской области в Наро-Фоминском районе согласованы списки граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находившихся в пункте временного размещения на территории Наро-Фоминского муниципального района Московской области - Базе отдыха «Зеленая горка».

Таким образом, между Предприятием и Администрацией сложились фактические отношения по возмездному оказанию услуг по временному социально-бытовому обустройству беженцев.

Действия Администрации, выразившиеся в подписании указанных выше списков, подтверждают факт оказания услуг Предприятием по временному социально-бытовому обустройству, в том числе проживанию, питанию и транспортных расходах беженцев, а также объем и качество оказанных услуг в надлежащем порядке.

Кроме того, факт оказания ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» услуг гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке Администрацией Наро-Фоминского муниципального района Московской области не опровергается, подтверждается письмом и.о. Руководителя Администрации Наро-Фоминского муниципального района № 153-01исх-14200/2015 от «25» декабря 2015 года.

Общая задолженность Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области перед ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» по оплате оказанных услуг за период с 01.02.2015 года по 02.02.2016 года согласно подписанным сторонами спискам составляет19 250 400 руб.

Исследовав в полном объеме все представленные в материалы дела письменные доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Московской области  полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового Положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России. Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Министерству внутренних дел Российской Федерации передаются функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 данного Указа, Министерство внутренних Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы (далее - ФМС)

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 18.07.2006 № 109 - ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон 109-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции осуществляет миграционный учет, контроль за соблюдением иностранными гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона 109-ФЗ в перечень полномочий территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции входит в том числе, регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания, контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 8 Закона 109-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для постановки на миграционный учет является факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина   или   лица   без   гражданства   в   Российской   Федерации   -   жилое

помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 7 указанной статьи стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации является, в том числе юридическое лицо у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания.

В соответствии с п. 44 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9, при прибытии иностранного гражданина в санаторий, дом отдыха, организацию социального обслуживания, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона 109-ФЗ, а также п. 45 указанных Правил при убытии иностранного гражданина из указанных организаций администрация данных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1502, (далее - Постановление 1502), одним из условий предоставления бюджетам субъектам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов является наличие списков граждан Украины и лиц без гражданства с указанием фактической продолжительности пребывания (дней) на территории Российской Федерации и информации о постановке на миграционный учет в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.

В соответствии с ч. 3 Постановления 1502, иные межбюджетные трансферты предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральной миграционной службе на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения, в том числе расходов на временное размещение, питание и транспортных расходов.

Согласно ч. 6 Постановления 1502 предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения между ФМС и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении иных межбюджетных трансфертов.

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 25.06.2015 № 501/24 «Об обеспечении временного социально-бытового обустройства граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения на территории Московской области» уполномоченным органом по обеспечению социально-бытового обустройства определено Министерство социального развития Московской области, на которое возложены обязанности по социально-бытовому обустройству, размещению, питанию, расходы на транспорт, а также формирование списка. Кроме того, данным постановлением утвержден перечень пунктов временного содержания (далее - ПВР) на территории Московской области, в числе которых ФГУП ГКНПЦ База отдыха «Зеленая Горка» (Наро-Фоминский район Московской области, г. Верея), а также утверждена новая форма списков лиц, находящихся в ПВР.

Администрация обязательств по возмещению Предприятию затрат в связи с оказанием услуг по временному социально-бытовому обустройству указанных категорий граждан в период с 01.02.2015 по 02.02.2016 не принимала, заказчиком услуг не является, муниципальный контракт (соглашение) между Администрацией и Предприятием об оказании вышеназванных услуг на ука¬занный период времени не заключался, следовательно правовые основания для оплаты услуг за счет средств бюджета Наро-Фоминского муниципального района, указанные в исковом заявлении (ст.ст. 781,307,309,310 ГК РФ) отсутствуют.

Согласно части 2 ст. 14 Федерального закона от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах», в случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц, ходатайствующих о признании беженцами или о предоставлении временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 п.1 ст.1 данного Федерального закона, места пребывания данных лиц и условия их содержания определяются Правительством РФ.

Финансовое обеспечение на реализацию мероприятий по приему, проезду и размещению лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также расходы на прием лиц, получивших временное убежище, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О беженцах», отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации.

Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, в силу указанных норм, расходование средств бюджета Наро-Фоминского муниципального района на выполнение полномочий, не отнесенных действующим законодательством и соглашением к полномочиям Администрации, запрещено.

Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления установле­ны Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Соответственно заключение договоров для органов местного самоуправления допускается только для решения вопросов местного значения в преде­лах полномочий, определенных Федеральным законом №131-Ф3 (статья 54) (в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), а также по исполнению преданных государственных полномочий. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Таким образом, порядок заключения договора Администрации с Предприятием во испол­нение переданных государственных полномочий по временному размещению граждан Украины определяется законодательными актами Российской Федерации и Московской области (Поста­новление Правительства РФ от 12.09.2014 №926, от 26.12.2014 №1502, от 31.10.2015 №1177, от 26.01.2016 №37, Постановление Правительства Московской области от 12.08.2014 №638/32, от 25.06.2015 №501/24).

В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение меро­приятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1502, предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется при наличии списков граждан Украины, находившихся в пункте временного размещения, с указанием фактической продолжительности пребывания и информации о постановке на миграционный учет в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ по согласованию с территориальными органами ФМС (субъекта федерации).

Положениями статей 38 и 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмот­рено, что бюджетные ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств с соблюдени­ем принципа адресности и целевого характера. Местным бюджетам иные межбюджетные трансферты могут быть предоставлены из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Московской области от 12.08.2014 №638/32 (в послед­ствии постановление Правительства МО от 25.06.2015 №501/24) предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Мос­ковской области, в целях защиты прав граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно про­живавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения на территории Московской области, обеспечения финансирования мероприятий по их социально-бытовому обустройству.

Диспозиция указанного нормативного акта свидетельствует о направленности предоставления бюджетных средств в целях компенсации затрат по проживанию и пита­нию конкретных граждан, вынужденно по кинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения.

Финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству указанных категорий граждан в форме предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется в соответствии с Правилами предоставления в 2015 и в 2016 годах (далее - Правила), утвержденными, соответственно, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №1502 и от 26.01.2016 №37.

Контроль за целевым использованием иных межбюджетных трансфертов осуществляется Федеральной миграционной службой России (в настоящее время Министерством внутренних дел Российской Федерации - Главное Управление по вопросам миграции МВД РФ) и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области  полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются между сторонами в соответствии со ст.ст. 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Возвратить ФГУП "ГКНПЦ ИМ.М.В.ХРУНИЧЕВА" из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную по платежному поручению № 2454  от 16.11.2016г. государственную пошлину в размере 5 204 руб.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                       Р.С. Солдатов