Арбитражный суд Московской области
053 , ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
30 декабря 2015 года Дело №А41-81884/15
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2015 года
Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Н.В. Севостьяновой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Е. Чуповым, рассматривает в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ОКНА ФИО4» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 21.07.1998, адрес: 141802, <...>)
к Администрации Дмитровского муниципального района Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 09.01.2003, адрес: 141800, <...>); Министерству имущественных отношений Московской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 18.08.2000, адрес: 143969 ,<...>)
о признании незаконным решения Межведомственной Комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (протокол от 09.07.2015 г. № 26)и об обязании Администрации Дмитровского муниципального района Московской области заключить с Заявителем договор аренды
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 11/082 от 19.11.2015, Паспорт РФ
от заинтересованных лиц:
от Администрации: ФИО2, представитель по доверенности № 3959/01 от 09.09.2015, Паспорт РФ
от Минмособлимущества: ФИО3, представитель по доверенности № 650 от 09.08.2015, Удостоверение № 00632
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ОКНА ФИО4» (далее – ООО «ОКНА ФИО4», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Дмитровского муниципального района Московской области (далее – Администрация), Министерству имущественных отношений Московской области (далее – Минмособлимущество) со следующими требованиями:
1)Решение Межведомственной Комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (протокол от 09.07.2015 г. №26) признать недействительным;
2)Обязать Межведомственную Комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области и Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении участка в аренду;
3)Обязать Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области заключить с Заявителем договор аренды.
Через канцелярию Арбитражного суда Московской области от заявителя поступило ходатайство об уточнении требований. Представитель заявителя не настаивал на принятии судом уточнения требований.
Представитель заявителя в судебном заседании требования, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменные пояснения.
Выслушав представителей сторон, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 24.01.2013 заявитель письмом №07/07 от 23.01.2013 обратился к Главе Администрации Дмитровского муниципального района Московской области с просьбой выделить под производственные цели земельный участок площадью 0,4 га, примыкающий к территории предприятия по производству сайдинга и оконного профиля из ПВХ с размещением дополнительных объектов производственного назначения и предназначенный для его дальнейшего расширения, участок расположен по адресу: <...> (л.д.46).
Администрация Дмитровского муниципального района Московской области письмом №6/165з от 03.06.2013 сообщила заявителю, что рассмотрев на заседании № 6 от 03.06.2013 Комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков на территории Дмитровского муниципального района Московской области заявление ООО «ОКНА ФИО4» о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 4 000 кв.м., расположенного по адресу: <...> для производственных целей, сообщает, что для дальнейшего рассмотрения данного вопроса, необходимо, в соответствии с заключением отдела архитектуры и градостроительства Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 27.05.2013 №79-к, предоставить проект/раздел специализированного предприятия по выполнению определенных мероприятий, связанных с укреплением существующих откосов и ведением строительно-монтажных работ и работ, связанных с благоустройством вновь отведенной территории в районе подошвы существующих откосов (л.д.51)
Администрация Дмитровского муниципального района Московской области письмом №14/53з от 06.11.2013 сообщила заявителю, что по результатам рассмотрения на заседании №14 от 06.11.2013 Комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков на территории Дмитровского муниципального района Московской области заявления ООО «Окна Роста - Дмитров» о предоставлении земельного участка в аренду для производственных целей по адресу: <...> площадью 4 000 кв.-м., сообщает, что комиссией принято решение: направить материалы в Отдел архитектуры и градостроительства Администрации Дмитровского муниципального района Московской области для изготовления акта выбора и выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...> площадью 4 000 кв.м., для производственных целей, с целью последующего предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка (л.д.50).
Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области №4791-П от 16.07.2014 решено предварительно согласовать ООО «ОКНА ФИО4» место размещения объектов производственного назначения по адресу: <...> при выполнении условий филиала « Северные электрических сетей» ОАО МОЭСК, МЦТЭТ ОАО «Ростелеком», заявленных в акте выбора земельного участка № 1033 от 03.12.2013 (л.д.57).
06.10.2014 вх. №3592 заявитель с письмом №07/380 от 01.10.2014 ( получено комитетом по управлению муниципальным имуществом 02.10.2014 вх.3788з) обратился к Главе Администрации Дмитровского муниципального района Московской области с просьбой в аренду сроком на 5 (пять) лет земельный участок площадью 3 953+/-44 кв.м., расположенный по адресу: <...> для произведённых целей (л.д.48).
Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области №8542-П от 21.11.2014 решено назначить публичные слушания на территории городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области по вопросу предоставления разрешения на условно разрешительный вид использования земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010203:138 площадью 3 953+/-44 кв.м., расположенный по адресу: <...> для произведённых целей (л.д. 58).
Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области №10397-П от 29.12.2014 решено считать состоявшимися публичные слушания и установить условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010203:138 площадью 3 953+/-44 кв.м., расположенный по адресу: <...> для произведённых целей (л.д.60,60-61).
05.03.2015 заявитель с письмом №07/078 от 05.03.2015 обратился к Главе Администрации Дмитровского муниципального района Московской области с просьбой предоставить в аренду сроком на 5 (пять) лет земельный участок площадью 3 953+/-44 кв.м., расположенный по адресу: <...> для производственных целей (л.д.49).
Администрация Дмитровского муниципального района Московской области по результатам рассмотрения обращения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010203:138, письмом №з-577 от 03.08.2015 сообщила заявителю, что по результатам рассмотрения Межведомственной Комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (протокол от 09.07.2015 № 26), вынесено следующее решение, что земельный участок является смежным по отношению к земельным участкам, находящимся в собственности заявителя, предоставить земельный участок путем перераспределения для устранения изломанности границ в соответствии со ст.29.28 Земельного кодекса РФ, либо реализовать право аренды путем проведения аукциона (л.д.52,53-56).
Заявитель считает, что Администрацией и Министерством имущественных отношений Московской области нарушен порядок применения права: при принятии решения о предоставлении земельного участка применялись нормы, которые начали действовать с 01.03.2015, хотя обращение заявителя было в 2013 году, Заявитель действовал в рамках закона, действующего на момент обращения (ст. 31 ЗК РФ в редакции до 01.03.2015), и до 01.01.2015 выполнил все условия для принятия решения о предоставлении участка., в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела и представленные суду доказательства в полном объеме, арбитражный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду не представлены.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 107 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями Московской области» с 01 января 2015 года принятие решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области. Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2014 г. № 1154/51 в п.п. 2 п. 3 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области.
В соответствии с вышеизложенным, Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области был сформирован пакет документов в отношении заявления ООО «ОКНА ФИО4» от 05.03.2015г. №07/078 о предоставлении земельного участка по адресу: МО, <...> в аренду на 5 лет и направлен в Министерство имущественных отношений Московской области.
В соответствии с Положением о Градостроительном Совете Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 N 180/9 "О Градостроительном Совете Московской области" для предварительной проработки вопросов к рассмотрению на заседаниях Совета с целью формирования позиции органов исполнительной власти, подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях и проектов решений Совета образовываются постоянно действующие Архитектурная комиссия, а также межведомственные комиссии:
Межведомственная комиссия по вопросам градостроительной деятельности;
Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений;
Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов подключения к инженерным сетям тепло-, водо-, газо- и электроснабжения.
Межведомственные комиссии формируются из руководителей органов исполнительной власти Московской области и их заместителей. Положения о Межведомственных комиссиях и их составы утверждаются председателем Совета.
Согласно пункту 22 Положения о Градостроительном Совете Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 N 180/9, решения совета вступают в силу с даты подписания протокола заседания совета и учитываются органами местного самоуправления при принятии решений по вопросам градостроительной деятельности.
Органом, который дает согласие на предоставление земельных участков, является Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (далее - МВК).
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 3 сентября 2012 N 1078/31, Межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области - является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам изменения категории земельных участков, приобретения земельных участков в собственность Московской области, передачи земельных участков из собственности Московской области в собственность муниципальных образований Московской области, передачи Московской области полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, об участии Московской области в проектах государственно-частного партнерства.
В соответствии с Протоколом Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области № 26 от 09.07.2015 был рассмотрен вопрос о согласовании проекта договора аренды администрации Дмитровского муниципального района Московской области по ранее утвержденному акту о выборе (предварительное согласование места размещения объекта) земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010203:138, площадью 3 853 кв.м., категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — для производственных целей, местоположение: <...>.
По результатам рассмотрения вышеуказанного вопроса, Межведомственной комиссией было принято решение об отказе в согласовании проекта договора аренды, а также учитывая, что испрашиваемый земельный участок является смежным по отношению к земельным участкам, находящимся в собственности заявителя администрации Дмитровского муниципального района Московской области предоставить земельный участок путем перераспределения для устранения изломанности границ в соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ, либо реализовать право аренды земельного участка путем проведения аукциона.
В соответствии с п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ, увеличение площади земельных участков, находящихся в собственности общества, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрен статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
После 01 марта 2015 года изменился порядок предоставления земельных участков. Статьи 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ утратили свою силу.
Частью 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ в действующей редакции установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Оспариваемый отказ Администрации в предоставлении земельного участка вынесен 03.08.2015 на основании обращения заявителя от 05.03.2015, то есть после вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации".
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок , предназначенный для дальнейшего расширения производства, является смежным с земельным участком с кадастровым номером 50:04:0010203:38, принадлежащим на праве собственности заявителю, имеет неправильную форму и фактически сформирован для увеличения площади последнего.
Администрацией Дмитровского района в материалы дела предоставлено заявление представителя по доверенности ООО «ОКНА ФИО4» ФИО5 от 23.10.2014 г. которым просит оставить без рассмотрения ранее направленное обращение вх.№ 3592 от 06.10.2014.
Таким образом, заявитель отказался от права на заключение договора аренды на основании заявления, изложенного в письме №07/380 от 01.10.2014.
Следовательно, у ООО «ОКНА ФИО4» отсутствует право на получение земельного участка без процедуры перераспределения земельного участка для устранения изломанности границ в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В заявлении ООО «ОКНА ФИО4» просит признать недействительным решение МВК (протокол от 09.07.2015 № 26).
Между тем, принимаемые комиссией решения являются предварительными и не влекут каких-либо правовых последствий для заявителя. Решение Межведомственной комиссии, на которое ссылается заявитель, не является решением об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и не порождает для заявителя предусмотренных законом прав и обязанностей.
Требования Заявителя об обязании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области принять решение о предоставлении участка в аренду ООО «ОКНА ФИО4» не подлежит удовлетворению, так как Заявителем избран неверный способ защиты.
Требования заявлены к комиссии, которая не является самостоятельным юридическим лицом, не обладает полномочиями по принятию решений о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущества в аренду, исходя из Положения о Межведомственной комиссии, по земельно-имущественным отношениям в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 3 сентября 2012 N 1078/31.
В соответствии с п.3 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для удовлетворения заявленных требований судом не установлено.
Руководствуясь статьями110, 167, 170, 176, 177, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Н.В.Севостьянова