Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
11 апреля 2022 г. Дело № А41-83829/21
Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Коваля А.В.
при ведении протокола секретарем с/з Телюк К.Е.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области (ИНН: <***>) к ООО «АЙКЬЮЭС» (ИНН: <***>) о расторжении соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории г. Дубны Московской области, от 09.11.2015 г. № С-624-АЦ/Д14, обязании ООО «АЙКЬЮЭС» подписать соглашение о расторжении соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории г. Дубны Московской области, от 09.11.2015г. № С-624-АЦ/Д14, взыскании штрафа в бюджет Московской области в размере 268 024 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИНН: <***>), АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА "ДУБНА" (ИНН: <***>),
В судебном заседании участвуют представители: согласно протоколу от 06.04.2022г.
установил:
Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области (ИНН: <***>) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО «АЙКЬЮЭС» (ИНН: <***>) о расторжении соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории г.Дубны Московской области, от 09.11.2015 г. № С-624-АЦ/Д14, взыскании штрафа в бюджет Московской области в размере 268 024 руб. (с учетом принятых судом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИНН: <***>), АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА "ДУБНА" (ИНН: <***>),
Определением Арбитражного суда Московской области от 18.11.2021г. исковое заявление принято к производству, по делу назначено предварительное судебное заседание.
Определением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2021г. по делу назначено судебное разбирательство.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы искового заявления в полном объеме.
Представитель третьего лица – Министерство экономического развития Российской Федерации в судебном заседании также поддержал доводы искового заявления в полном объеме.
Ответчик и третье лицо – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА "ДУБНА" в судебное заседание представителей не направили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика и третьего лица – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА "ДУБНА", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте ВАС РФ http://kad.arbitr.ru/.
Рассмотрев материалы дела, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся доказательства, судом установлено следующее.
Между Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Открытым акционерным обществом «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Дубна» и Обществом с ограниченной ответственностью «АйКыоЭс» (далее – Резидент) заключено соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории г.Дубны, Московской области, от 9 ноября 2015 г. № С-624-АЦ/Д14 (далее - Соглашение).
В целях обеспечения развития и эффективного функционирования особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории города Дубны Московской области (далее - ОЭЗ), Минэкономразвития России в соответствии с соглашением о передаче полномочий по управлению ОЭЗ Правительству Московской области от 05.09.2016 № С-641-АЦ/Д14 делегировало осуществление ряда полномочий по управлению ОЭЗ Правительству Московской области.
В соответствии с пунктом 12.82 Положения о Министерстве инвестиций, промышленности и науки Московской области (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.06.2012 № 822/19 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве инвестиций, промышленности и науки Московской области», Министерство осуществляет полномочия по управлению ОЭЗ от имени Правительства Московской области.
Таким образом, в рамках переданных полномочий, Министерство уполномоченный орган) осуществляет контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности в Порядке, утвержденном Приказом от 23.08.2016 № 530.
Предметом Соглашения является ведение Резидентом деятельности на территории ОЭЗ в соответствии с представленным бизнес-планом, а именно:
разработка типовой технологической платформы IQS для построения информационных систем автоматизации бизнес-процессов, мониторинга и анализа состояния больших социальных объектов;
разработка уникальных систем на основе технологической платформы IQS под условия заказчика;
оказание услуг по внедрению, консультирования и полной технической поддержке технологической платформы.
Пунктом 2.5.2 Соглашения предусмотрено обязательство Резидента в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, являющемся в соответствии с пунктом 7.5.1 Соглашения приложением к Соглашению и неотъемлемой его частью, осуществить инвестиции в размере 5 360 480 рублей, в том числе капитальные вложения не менее чем 500 000 руб.
Как следует из положений статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Согласно п. 2 ст.452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
При этом норма п.2. ст.450 ГК РФ определяет, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» I (далее - Закон об особых экономических зонах), Министерство (уполномоченный орган) осуществляет контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 23.08.2016 № 530 «Об утверждении порядка осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне» (далее - приказ от23.08.2016№ 530).
В соответствии с приказом от 23.08.2016 № 530 на основании приказа министра инвестиций, промышленности и науки Московской области от 11.06.2021 № 46 «О проведении внеплановых проверок на предмет исполнения резидентами особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Дубны Московской области, условий соглашений об осуществлении технико-внедренческой, промышленно-производственной деятельности и устранения выявленных нарушений» (далее - приказ от 11.06.2021 № 46) Министерством проведена внеплановая проверка исполнения Резидентом условий Соглашения за период деятельности Резидента с 25.12.2017 по 01.07.2021.
Согласно Акту по результатам внеплановой проверки были выявлены следующие нарушения условий Соглашения и Закона об особых экономических зонах:
непредставление необходимого для проведения проверки комплекта документов, что является нарушением пункта 2.5.5. Соглашения, а также части 12 статьи 12 Закона об особых экономических зонах;
неосуществление на территории ОЭЗ деятельности, предусмотренной 'предметом Соглашения.
Уведомлением от 28.01.2021 № 16ИСХ-541/1 об устранении нарушений по итогам внеплановой проверки Резиденту было предложено представить в Министерство в срок до 01.04.2021 документы, подтверждающие осуществление на территории ОЭЗ деятельности, предусмотренной предметом Соглашения или повторно обратиться в Министерство за расторжением Соглашения с приложением документов, подтверждающих осуществление инвестиций в объеме, предусмотренном пунктом 2.5.2. Соглашения.
Документы, подтверждающие объем осуществленных Резидентом инвестиций, к проверке в соответствии с уведомлением Министерства от 21.06.2021 № 16Исх-4643/02-01 о проведении внеплановой проверки исполнения резидентом особой экономической зоны предписания об устранении нарушений в соответствии с уведомлением от 28.01.2021 №16исх-541/1, Резидентом не представлены.
Непредставление Резидентом необходимого для проведения проверки комплекта документов является нарушением пункта 2.5.5 Соглашения, а также части 12 статьи 12 Закона об особых экономических зонах.
По результатам проведенной внеплановой проверки Министерством установлено, что Резидент не осуществляет технико-внедренческую деятельность на территории ОЭЗ, исполнение Резидентом выполнение обязательства по осуществлению инвестирования проекта, предусмотренного пунктом 2.5.2. Соглашения, Резидентом документально не подтверждено, о чем 04.08.2021 Министерством составлен Акт № 7-ВП-2021 внеплановой проверки исполнения резидентом особой экономической зоны ООО «АйКьюЭс» предписания об устранении нарушений в соответствии с уведомлением от 28.01.2021 №16ИСХ-541/.
В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения, за неисполнение обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.5 Соглашения и пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона об особых экономических зонах неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены Соглашением, является существенным нарушением условий Соглашения.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона об особых экономических зонах Соглашение может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной.
В соответствии с пунктом 5.2 Соглашения при досрочном прекращении действия Соглашения в связи с существенным нарушением Резидентом условий Соглашения лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере 5 (пяти) процентов от суммы инвестиций, предусмотренной пунктом 2.5.2 настоящего Соглашения, за вычетом объема инвестиций, осуществленных на дату утраты статуса резидента особой экономической зоны, но не более 5 000 000 (пяти миллионов) рублей и не менее 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
По расчету истца размер штрафа составил (5 360 480 - 0)*0,05 = 268 024 руб.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что ответчик свои обязательства в течение длительного срока в рамках заключенного соглашения не выполнил, намерение продолжить и завершить исполнение им обязательств в рамках соглашения не изъявил, в настоящее время деятельность ответчика в качестве резидента ОЭЗ не подтверждена и не доказана.
Совокупность вышеизложенных обстоятельств позволяет суду сделать выводы о том, что допущенные ответчиком нарушение условий соглашения, является существенными нарушениями, которые влекут такие негативные последствия, что стороны в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения, в связи с чем суд признает обоснованными и правомерными заявленные истцом требования о расторжении соглашения и взыскании суммы штрафа.
Судебные расходы по госпошлине относятся на ответчика в порядке ст.110 АПК РФ.
Поскольку истец при подаче настоящего иска освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, в том числе: 6 000 руб. за рассмотрение неимущественного требования и 8 360 руб. за рассмотрение имущественного требования о взыскании штрафа в соответствии с положениями статьи 333.21 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 101-103,110, 167-171 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Расторгнуть соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории г. Дубны Московской области, от 09.11.2015 г. № С-624-АЦ/Д14.
Взыскать с ООО «АЙКЬЮЭС» в бюджет Московской области 268 024 руб. штрафа.
Взыскать с ООО «АЙКЬЮЭС» в доход федерального бюджета 14 360 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия
Судья Коваль А.В.