Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
19 февраля 2020 года Дело №А41-85431/2019
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2020 г.
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2020 г.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Е.А. Морозовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.В. Базаевой,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
АО "ЦДС"(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА(ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: ФГУП "АГА (А)"
о несении изменений в государственный контракт
при участии в заседании: согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
АО "ЦДС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА о внесении изменений в государственный контракт № 0373100090919000004 от 22.02.2019г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "АГА (А)").
В судебном заседании представителя истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика и третьего лица возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск, просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 22 февраля 2019 года Федеральным агентством воздушного транспорта (Государственный заказчик, ответчик) был заключен с Акционерным обществом «Центродорстрой» (Подрядчик, истец) Государственный контракт №0373100090919000004 (далее Контракт), в соответствии с которым Подрядчик обязуется в соответствии с проектной документацией закупить Оборудование и материалы, выполнить работы по разработке рабочей и иной технической документации, строительные, монтажные, и другие работы, связанные с объектом «Реконструкция аэропортового комплекса «Баландино» (г. Челябинск). II этап строительства». (далее-Объект) работы, обеспечивающие полноценное функционирование вновь построенных/реконструируемых объектов и их ввод в эксплуатацию.
В рамках Государственного контракта от 22.02.2019 года № 0373100090919000004, АО «Центродорстрой» (Подрядчик) выполняет разработку рабочей документации и строительно-монтажные работы по объекту. Начальный и конечный сроки выполнения работ по Контракту, а также промежуточные сроки выполнения этапов работ определяются Графиком выполнения работ. Срок выполнения работ- с момента заключения Контракта по 30.12.2019 года. Срок выполнения работ по разработке рабочей документации (далее - РД) 15.03.2019г. (установлен Государственным контрактом).
При выполнении работ, предусмотренных Календарным распределением (Приложение № 2), выявлены следующие проблемные вопросы и дополнительные объемы, негативным образом влияющие на сроки выполнения и сдачи работ:
- Письмом № 00926 от 01.02.2019г. Заказчик указал на необходимость внесения
изменений как в уже утвержденную, так и находящуюся в разработке рабочую
документацию. При этом находящаяся в разработке рабочая документация на
29.01.2019г. была готова к сдаче и утверждению в производство работ.
01.02.2019 г. Подрядчик по указанию Заказчика приступил к работам по внесению изменений в рабочую документацию, то есть за 43 календарных дня до завершения сроков по Государственному контракту. При том, что сроки разработки разделов, которые, подверглись изменениям, составляет, согласно Государственному контракту 107 календарных дней.
В нарушение пункта п. 4.1 Контракта актуальная на 06.02.2019 г. версия проектной документации была передана Подрядчику только 07.02.2019г., что подтверждается письмом Заказчика № 01192. После чего Подрядчик был вынужден приступить к очередной корректировке рабочей документации. Данная проектная документация получила положительное заключение в ФАУ «Главгосэкспертиза России», но не была официально (с письмом и накладной) представлена в наш адрес в печатном и электронном виде.
В соответствии с п. 5.5.2 Контракта корректировка рабочей документации осуществляется без дополнительной оплаты и без изменения сроков только в двух случаях - при наличии замечаний со стороны Заказчика к уже разработанной и переданной ему на согласование РД, а также, если корректировка производится по инициативе Подрядчика. Из данного положения Контракта следует, что в случае внесения изменений в РД по инициативе Заказчика, сроки выполнения работ должны пропорционально увеличиваться, а работы по корректировке РД оплачиваться дополнительно. Таким образом, для проведения корректировки РД по инициативе Заказчика необходимо заключить дополнительное соглашение о продлении срока выполнения работ, и оплате стоимости дополнительных работ.
АО «ЦДС» 11.03.2019 г. направило в адрес ФГУП «АГА(А)» письмо № 01/304, в котором были указаны не зависящие от Подрядчика обстоятельства, которые делают невозможным завершения работы в срок.
- В ходе корректировки проектной документации были затронуты решения на
участке сопряжения аванперрона нового здания АВК и перрона, которые коснулись
системы ВДС и системы ТО ВС на перроне.
Значительным сдерживающим фактором при разработки рабочей документации по разделу ТСО являются значительные неточности и ошибки проектной документации. 19.03.2019г. в адрес ФГУП АГА(А) по накладной №18 была направлена разработанная рабочая документация «Ограждение аэродрома. Периметровая охранная сигнализация». 25.03.2019г. Подрядчиком были получены замечания к вышеуказанному тому рабочей документации. 15.04.2019г. по инициативе Заказчика было проведено совещание и детальный анализ замечаний и ответов на них. Замечания и пояснения Подрядчика связаны с ошибками и неточностями в Проектной документации, которые напрямую влияют на объемы и стоимость работ.
- Письмом №01 /5-346 от 14 марта 2019г. Подрядчик направил Заказчику материалы по разрабатываемому тому «Ограждение аэродрома. Система телевизионного
наблюдения периметра», подтверждающие наличие многочисленных ошибок в
Проектной документации и свои предложения. 21.03.2019г. Заказчик письмом 02-724
ответил, что часть технических решений не соответствуют проекту и не могут быть
применены, а отдельные технические решения устраняют замечания по проекту.
10.04.2019г. письмом №01/5-495 Подрядчик направил Заказчику пояснения и свои
предложения. 15.04.2019г. по инициативе Заказчика было проведено совещание и
детальный анализ замечаний и ответов на них.
При строительстве перрона для обеспечения качественного основания в зимних условиях, потребовалось выполнить дополнительные работы по замене мерзлых грунтов на общую сумму более 30 млн.руб. Кроме этого, открытию широкого фронта работ препятствовало наличие кабелей связи и управления в районе РД-Е, РД-В, МРД, которые не в полном объеме были отражены в Проектной документации, а также службы аэропорта не могли оперативно содействовать в определении принадлежности вышеуказанных сетей.
В ходе выполнения работ на перроне, в зоне производства работ находились существующие мачты освещения, демонтаж и утилизация которых не предусмотрены проектной документацией, о чем АО «ЦДС» информировало Заказчика 05.03.2019г. №01/5-273. Демонтаж вышеуказанных мачт освещения стал возможен только после соответствующих решений со стороны Заказчика и Оператора аэропорта «Баландино», и завершен 03.05.2019года. После чего была получена возможность завершения подготовки грунтового и щебеночного основания перрона.
- Сдерживающим фактором при строительстве перрона явились климатические
условия, обусловленные затяжной весной и, как следствие, поздним оттаиванием
грунтового основания. Так согласно рабочего графика, укладка тяжелого укатываемого
бетона В7,5 планировалась с 15.04.2019г. В ходе контрольных проверок установлено, что
грунтовое основание в данный период (с 10 по 30 апреля) находилось частично в
мороженном и переувлажненном состоянии, что не позволяло обеспечить качественную
подготовку щебеночного основания под укладку бетона В7,5. Проектной документацией
(ПОС) сроки строительства объекта определяются основным из показателей -
возможным сроком строительства бетонных покрытий, исходя из климатических условий
и наличия существующих ограничений, который в данных условиях составляет 24 месяца.
- АО «ЦДС» в соответствии с поручениями Застройщика (п. 10 протокола
ФГУП «АГА(а)» №129-ВН от 23.05.2019г) разработало рабочую документацию на
основании переданной в наш адрес проектной документации (автор проекта -
АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект») по объекту «Реконструкция аэропортового
комплекса «Баландино» (г.Челябинск)», получившей положительные заключения
в ФАУ «Главгосэкспертиза России» (№ в ЕГРЗ 74-1-1-3-003078-2019 от 15.02.2019г и
№ в ЕГРЗ 74-1-1-3-015618-2019 от 24.06.2019г), Откорректированный реестр
рабочей документации по объекту с учетом двух корректировок был направлен
в адрес ФГУП «АГА(А)» письмом Исх. №01 /5-1070 от 17.07.2019г.
В настоящее время, с учетом сокращенных сроков реализации проекта, вся рабочая
документация по объектам радиотехнического обеспечения
полетов и светосигнального оборудования выпущена с учетом проектных решений по доведению ИВПП до III кат., а рабочая документация по двум МС для ВС Ил-96-300 передана в архив.
- В ходе разработки рабочей документации на ТСО были выявлены ряд ошибок и
неточностей Проектной документации, которые в значительной мере влияют на объемы, сроки выполнения и сдачи работ. В целях приведения проектных решений к действующим требованиям нормативных документов, в том числе в сфере Транспортной безопасности, а также для учета упущенных Проектом объемов работ, 23.07.2019 года состоялся Технический Совет ФГУП «АГА(А)». В результате проведенного Технического Совета, были подтверждены предложенные Подрядчиком изменения и дополнения в проектные решения, а также определена и подтверждена стоимость работ и оборудования. Срок производства и поставки оборудования, подтвержденного решениями Технического Совета, составляет от 6 до 14 недель.
До настоящего времени не определен источник финансирования работ по ТСО, согласно утвержденным изменениям. Письмом №01/05-1228 от 15.08.2019 года АО «ЦДС» обращалось в адрес ФГУП «АГА(А)» с предложением источника финансирования.
Без оперативного решения вопроса по окончательному оформлению результатов Технического Совета и определению источника финансирования с заключением соответствующего Дополнительного соглашения к Государственному Контракту № 0373100090919000004 от 22.02.2019, выполнение работ по ТСО не представляется возможным.
- Проектной документацией «Реконструкция аэропортового комплекса «Баландино» (г.Челябинск) (Корректировка №1)» и «Реконструкция аэропортового комплекса «Баландино» (г.Челябинск) (Корректировка №2)», получившие положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», предусмотрено строительство ряда объектов, необходимых для функционирования аэропорта и до настоящего времени отсутствующих в Государственном Контракте АО «ЦДС».
Так в частности, Проектной документацией предусмотрено строительство мест стоянок для двух ВС типа ИЛ-96-300. Кроме этого, в объемы проектной документации входит строительство патрульной дороги, а также метеооборудование.
Сроки и объемы финансирования вышеуказанных объектов до настоящего времени не определены. Учитывая наступление осенне- зимнего периода, а также климатические условия региона строительства, сооружение искусственных оснований и покрытий МС двух ВС типа ИЛ-96-300 и патрульной дороги до мая 2020 года не представляется возможным. Кроме этого, срок поставки импортного метеооборудования, соответствующего Проектной документации, составляет 60-90 дней с момента оплаты, монтаж и пусконаладка метеооборудования при отрицательной температуре наружного воздуха крайне затруднительны и не гарантирует требуемую работоспособность.
- АО «ЦДС» информировало Заказчика об отсутствие источника
финансирования работ по внесению изменений в уже утвержденную и находящуюся в
разработке рабочую документацию. Отсутствие возможности разработки и
утверждения в полном объеме рабочей документации напрямую влияет на темпы и
сроки сдачи строительно-монтажных работ и, как следствие, освоение средств
согласно Календарному графику. Подрядчик принимает все возможные усилия для
надлежащего исполнения обязательств по Государственным контрактам, финансируя
и выполняя работы, не предусмотренные на данный момент контрактной ведомостью.
Причины внесения изменений в уже утвержденную и находящуюся в разработке рабочую документацию не зависели от Подрядчика, что явилось следствием частичного не освоения запланированных средств.
Данные обстоятельства, в том числе, в связи со сжатыми сроками реконструкции Объекта, ведут к срыву финансирования и срыву сроков выполнения работ.
Истец информировал ответчика письмами № 01/99 от 29.01.2019; № 01/473 от 09.04.2019; № 01/548 от 17.04.2019; № 01/549 от 17.04.2019; № 01/578 от 19.04.2019; № 01/304 от 11.03.2019; № 01/838 от 06.06.2019; № 01/1156 от 05.08.2019; № 01/1273 от 22.08.2019; № 1274 от 22.08.2019; № 1275 от 22.08.2019 что истец не может своевременно приступить к выполнению работ указанных в Календарном распределении (Приложение № 2 к государственному контракту), и не сможет завершить работы в установленный срок.
Руководствуясь ст. 29.2 государственного контракта № 0373100090919000004 от 22.02.2019 года, истец направил в адрес ответчика досудебную претензию № 01/1332 от 03.09.2019 года. На дату подачи искового заявления истек 14-дневный срок ответа на досудебную претензию, предусмотренный ст. 29 государственного контракта № 0373100090919000004 от 22.02.2019г. Истец в установленный срок ответа на претензию от ответчика и третьего лица не получил.
Истец, ссылаясь на тот факт, что не имеется возможности завершить работы по контракту по независящим от него причинами, ввиду чего внесение изменений в контракт в части сроков выполнения работ необходимо, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Таким образом, для применения данного нормативного положения существенное изменение обстоятельств, позволяющее корректировать условия договора, предполагает собой наличие объективных причин, не зависящих от воли участников соответствующих правоотношений.
В соответствии со статьями 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в данном Законе.
Вместе с тем, суд исходит из того, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержат запрета на изменение в судебном порядке существенных условий контракта в связи с существенным изменением условий его исполнения, в том числе и при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 451 и пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для внесения изменений в государственный контракт, изложенные в отзыве на исковое заявление, не нашли своего подтверждения в материалах дела.
В отзыве ответчик подтверждает приведенные истцом доводы об изменении рабочей документации и повторной корректировки проектной документации.
Рассматривая настоящее дело по существу, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Внести изменения в государственный контракт № 0373100090919000004 от 22.02.2019г. в Календарный график производства и стоимости работ (Приложение № 2 к Контракту), в части сроков выполнения работ на объекте "Реконструкция аэропортового комплекса "Баландино" (г. Челябинск)" II этап строительства", изложив п. 12.1 вышеуказанного контракта в новой редакции: "Начальный и конечный сроки выполнения работ по контракту, а также промежуточные сроки выполнения этапов работ определяются Календарным графиком производства и стоимости работ (Приложение № 2 к контракту в новой редакции). Срок выполнения работ на объекте установить до 31 августа 2020 года.
Взыскать с Федерального агентства воздушного транспорта в пользу акционерного общества "Центрдорстрой" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья Е.А. Морозова