Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«23» октября 2008 г. Дело № А41-8549/08
Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2008 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
судьи Юдиной М.А.
протокол судебного заседания вел судья Юдина М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»
к Межрайонной ИФНС России № 19 по Московской области
об обязании произвести зачет налога на добавленную стоимость в общей сумме 4.507 руб. 04 коп.
при участии в заседании:
от налогового органа – ФИО1, доверенность от 09.01.08г. № 05-08/2
Установил:
Государственное учреждение Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России № 19 по Московской области по непроведению зачета заявленной к взысканию недоимки по налогу на добавленную стоимость и имеющейся переплаты, а также обязании Межрайонной ИФНС России №19 по Московской области произвести зачет переплаченных сумм по единому социальному налогу в размере 7.608 руб. 19 коп., по налогу на добавленную стоимость по статусу налогоплательщика в размере 2.006 руб. 28 коп., по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые из-за границы в размере 2.500 руб. 76 коп. в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость по статусу налогового агента.
Определением по делу от 22.07.2008г. произведена замена Государственного учреждения Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» на Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (л.д. 141 том 1).
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, по имеющимся в материалах дела документам.
В ходе судебного разбирательства представителем заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об изменении предмета заявления, в соответствии с которым просит обязать Межрайонную ИФНС России № 19 по Московской области произвести зачет налога на добавленную стоимость по статусу налогоплательщика в сумме 2.006 руб. 28 коп., налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из-за границы, в сумме 2.500 руб. 76 коп. в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость по статусу налогового агента. Ходатайство заявителя арбитражным судом удовлетворено.
Налоговый орган в отзыве на заявление (л.д. 138-139 том 1) и в судебном заседании требования отклонил, ссылаясь на то, что проведение зачета из переплаты по налогу на добавленную стоимость, уплаченному организацией, выступающей в качестве налогоплательщика, в счет уплаты предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость, уплачиваемых той же организацией, но выступающей в качестве налогового агента, противоречит положениям норм Налогового кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя налогового органа, арбитражный суд установил.
Государственное учреждение Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (в настоящее время - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов») 26.07.2007г., 31.01.2008г., 23.11.2007г. платежными поручениями № 349 от 24.07.2007 г. на сумму 1.070 руб. 30 коп., № 4 от 30.01.2008 г. на сумму 1.308 руб. 74 коп., № 604 от 21.11.2007 г. на сумму 2.175 руб. 42 коп., № 605 от 21.11.2007 г. на сумму 325 руб. 34 коп. перечислило в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость с аренды нежилого помещения и земельного участка (л.д. 15-18 том 1).
Факт уплаты вышеуказанных платежей подтверждается представленными заявителем в материалы дела платежными поручениями и не оспаривается налоговым органом.
В связи с неправильным указанием кода бюджетной классификации налог на добавленную стоимость по статусу «налоговый агент» был зачислен МРИ ФНС РФ № 19 по Московской области в качестве уплаты налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, и налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ.
Заявитель обратился в Межрайонную ИФНС России № 19 по Московской области с заявлением от 25.01.2008 г. № 21.06-30 исх, в соответствии с которым просил произвести зачет с невыясненных сумм в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость как налогового агента по КБК 18210301000010000110, по ошибочно перечисленным КБК налога на добавленную стоимость, в том числе, по платежным поручениям № 349 от 24.07.2007 г., № 604 от 21.11.2007 г., № 605 от 21.11.2007 г., № 4 от 30.01.2008 г. (л.д. 8 том 1).
Письмом от 19.02.2008 г. № 11-37/00300 налоговый орган отказал заявителю в проведении зачета в связи с тем, что проведение зачета по налогам, уплачиваемым в качестве налогового агента, противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 9 том 1).
Заявитель просит обязать Межрайонную ИФНС России № 19 по Московской области произвести зачет налога на добавленную стоимость по статусу налогоплательщика в сумме 2.006 руб. 28 коп., налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из-за границы, в сумме 2.500 руб. 76 коп. в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость по статусу налогового агента, ссылаясь на положения ст. ст. 21, 78 НК РФ и ошибочное зачисление налога с связи с неправильным указанием КБК.
Арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Государственное учреждение Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (в настоящее время - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов») 26.07.2007г., 31.01.2008г. и 23.11.2007г. платежными поручениями № 349 от 24.07.2007 г. на сумму 1.070 руб. 30 коп., № 4 от 30.01.2008 г. на сумму 1.308 руб. 74 коп., № 604 от 21.11.2007 г. на сумму 2.175 руб. 42 коп., № 605 от 21.11.2007 г. на сумму 325 руб. 34 коп. перечислило в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость с аренды нежилого помещения и земельного участка (л.д. 15-18 том 1).
Факт уплаты заявителем налога на добавленную стоимость в общей сумме 4.507 руб. 04 коп. по указанным платежным поручениям подтвержден материалами дела (платежными поручениями, актами сверок и выписками из лицевого счета заявителя) и не оспаривается налоговым органом.
В связи с неправильным указанием заявителем кода бюджетной классификации денежные средства, перечисленные по платежным поручениям № 349 от 24.07.2007 г. и № 4 от 30.01.2008 руб., зачислены налоговым органом в качестве уплаты налога на добавленную стоимость по статусу налогоплательщика, денежные средства, перечисленные по платежным поручениям № 604 от 21.11.2007 г. и № 605 от 21.11.2007 г., зачислены в качестве уплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из-за границы, что усматривается из лицевых счетов заявителя, представленных налоговым органом в материалы дела.
Из представленных в материалы дела платежных поручений заявителя усматривается, что Государственное учреждение Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» указывает на перечисление налога на добавленную стоимость с аренды нежилого помещения и земельного участка.
В соответствии с п.п. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента.
Согласно п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях: 1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; 2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; 3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации; 4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; 5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
В платежных поручениях № 349 от 24.07.2007 г., № 4 от 30.01.2008 г., № 604 от 21.11.2007 г., № 605 от 21.11.2007 г. заявителем указано на перечисление налога на добавленную стоимость с аренды, то есть как налогового агента.
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены обязательные правила заполнения платежных поручений на перечисление налогов, пеней или налоговых санкций в бюджет, в связи с чем основанием для признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной является фактическая уплата суммы налога, вне зависимости от правильного или неправильного указания кода бюджетной классификации.
Кроме того, в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя , повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Пунктом 2 ст. 24 НК РФ установлено, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В силу п. 5 указанной статьи НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Поскольку по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, то фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.22 Постановления Пленума «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» №5 от 28.02.2001г. разъяснил, что в силу статей 21 и 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и, одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Арбитражный суд считает, что заявителем в отношении сумм налога на добавленную стоимость, зачисленных по статусу налогоплательщика, в размере 2.006 руб. 28 коп. и налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из-за границы, в размере 2.500 руб. 76 коп. с ошибочно указанным кодом бюджетной классификации требования ст. 78 НК РФ соблюдены, заявление о зачете налога на добавленную стоимость, зачисленного по статусу налогоплательщика, в сумме 2.006 руб. 28 коп. и налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из-за границы, зачисленного по статусу налогоплательщика, в сумме 2.500 руб. 76 коп. в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость по статусу налогового агента подано в налоговый орган, что не отрицается представителем налогового органа.
Учитывая изложенное, налог на добавленную стоимость, зачисленный по статусу налогоплательщика, в размере 2.006 руб. 28 коп. и налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые из-за границы, зачисленный на статусу налогоплательщика, в размере 2.500 руб. 76 коп. в соответствии со ст. 78 НК РФ подлежит зачету в счет уплаты налога на добавленную стоимость по статусу «налоговый агент».
Ссылка налогового органа в отзыве на заявление на то, что проведение зачета из переплаты по налогу на добавленную стоимость, уплаченному организацией, выступающей в качестве налогоплательщика, в счет уплаты предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость, уплачиваемых той же организацией, но выступающей в качестве налогового агента, противоречит положениям норм Налогового кодекса Российской Федерации не принимается арбитражным судом, поскольку в силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Поскольку налог на добавленную стоимость поступает в один бюджет независимо от того, налогоплательщиком или налоговым агентом является лицо, перечисляющее сумму налога, исходя их положений п. 2 ст. 24, п.п. 5 и 14 ст. 78 НК РФ, а также учитывая, что налог зачислен налоговым органом в качестве уплаты налога на добавленную стоимость по статусу «налогоплательщик» в связи с неправильным указанием кода бюджетной классификации, заявитель имеет право на зачет спорной суммы налога на добавленную стоимость по статусу «налогоплательщик» в счет уплаты налога по статусу «налоговый агент».
Ссылка налогового органа на письмо УФНС по Московской области от 05.06.06г. №12-29-И/1601 не принимается арбитражным судом, поскольку в силу ст. 1 НК РФ указанное письмо не является законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, налоговым органом в материалы дела представлено письмо УФК по Московской области от 01.09.2008г. № 02-19/5521, в котором МРИ ФНС РФ 19 по Московской области сообщается, что в органы Федерального казначейства направляются уведомления об уточнении вида и принадлежности платежей, в случае уточнения иных реквизитов (статуса плательщика, основания платежа и т.д.) налоговыми органами принимается решение без оформления уведомления по форме № 54.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №117 от 13.03.2007г. судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно ст. ст. 104, 110 АПК РФ и ст. 333.20, 333.40 НК РФ государственная пошлина, излишне уплаченная заявителем в размере 1.819 руб. 72 коп., должна быть возвращена из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» удовлетворить.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 19 по Московской области произвести зачет Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» налога на добавленную стоимость по статусу налогоплательщика в сумме 2.006 руб. 28 коп., налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из-за границы, в сумме 2.500 руб. 76 коп. в счет уплаты налога на добавленную стоимость по статусу «налоговый агент» в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 19 по Московской области в пользу Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 180 руб. 28 коп.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Московской области «Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1.819 руб. 72 коп.
Исполнительные листы и справку на возврат государственной пошлины выдать в порядке, установленном статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья М.А. Юдина