ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-86005/20 от 22.03.2021 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва       

26 марта 2021 года                                           Дело №А41-86005/20

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2021 года

Полный текст решения изготовлен 26 марта 2021 года.

 Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующий судья А.О. Уваров ,при ведении протокола судебного заседания Чурсиной С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СПАСАНИЯ НА ВОДАХ" (140090, ОБЛАСТЬ МОСКОВСКАЯ, ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ, УЛИЦА БОНДАРЕВА, ДОМ 23, КВАРТИРА 10, ОГРН: 1027739660420, Дата присвоения ОГРН: 02.12.2002, ИНН: 7709294610)

к  Комитет лесного хозяйства Московской области (143407, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.07.2012, ИНН: <***>)

о признании незаконным отказа,

При участии в судебном заседании- согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СПАСАНИЯ НА ВОДАХ" (далее – «Общество», «заявитель») обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о

-  признании отказа Комитета лесного хозяйства Московской области (далее – «Комитет», «заинтересованное лицо») от 16.10.2020г № исх-26814/2914 о выдачи разрешения на использования земельного лесного участка без его предоставления и установления сервитута необоснованным;

-  признании решения Комитета от 29.09.2020г № исх-24636/2914 об отказе в предварительном согласовании земельного лесного участка с целью его предоставления для строительства и эксплуатации причалов необоснованным;

- обязании Комитета предоставить Обществу на льготных условиях земельный лесной участок для обеспечения безопасности на водном объекте с видом (классификатор) разрешенного использования земельных участков по коду 11.1 «Общее пользование водными объектами» (использование земельных участков, примыкающих к водным объектам способами, необходимыми для осуществления общего водопользования (водопользования, осуществляемого гражданами для личных нужд, а также забор (изъятие) водных ресурсовдляцелей питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания, купания, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопоев, если соответствующие запреты не установлены законодательством РФ);

- обязании Комитета не препятствовать водно-спасательной службе Общества выполнять свои прямые уставные задачи по обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории лесного фонда в Московской области в рамках ответа Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов МПР России №16-50/14421-ОГ от 19.11.2020т «О предоставлении лесных участков».

  Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

  Как следует из материалов дела, решением Министерства экологии и природопользования Московской области от 05.09.2016 года № 50-0901.01.017-0-РВБВ-С-2016-0333/00 Обществу предоставлен в пользование водный объект – часть озера Рица (обводненный карьер) площадью акватории 0,007686 кв.км., по адресу: Московская область, Люберецкий район, Томилинское участковое лесничество, Подольского филиала ГКУ Мо «Мособллес» для организации отдыха на воде детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов численностью до 5 000 человек.

 Общество обратилось в Комитет с заявлениями:

- о выдаче разрешения на использование земельного (лесного) участка без его предоставления и установления сервитута,  в прибрежных защитных полосах водного объекта - часть озера Рица (обводненный карьер) под расположенными на лесном участке некапитальными объектами (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки);

- предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка площадью 1, 5 га для целей строительства и эксплуатации причалов.

 Решением Комитета от 16.10.2020г № исх-26814/2914 отказано в удовлетворении заявления о выдаче разрешения на использование земельного (лесного) участка без его предоставления и установления сервитута со ссылкой на то, что отсутствуют основания для предоставления земельного участка согласно п.8 Постановления Правительства МО от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута", в т.ч., на то, что размещение объектов приведет к невозможности использования испрашиваемых земельных участков для ведения лесного хозяйства.

   Решением Комитета от 29.09.2020г № исх-24636/2914 отказано в предварительном согласовании Обществу предоставления земельного лесного участка с целью его предоставления для строительства и эксплуатации причалов со ссылкой на отсутствие оснований, предусмотренных  ст. 39.15 ЗК РФ.

     В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).

Статьей 39.33 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В соответствии с подп. 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года N 1300 на основании указанных положений утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Согласно пункту 19 данного Перечня к таким объектам отнесены нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На основании указанной нормы, постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 года N 229/13 утверждены Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 указанного Порядка, разрешение выдается на основании заявления заинтересованного лица.

Требования, предъявляемые к сведениям, которые должны содержаться в заявлении, установлены пунктом 4 Порядка.

Согласно пункту 5 Порядка, к заявлению прилагается схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории (далее - Схема границ).

В соответствии с пунктом 6 Порядка, Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута.

Схема границ составляется в соответствии с типовой формой согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и содержит:

- описание границ (смежные землепользователи, обеспеченность подъездными путями, наличие охраняемых объектов: природных, культурных и т.д.);

- характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий;

- характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений;

- охранные (для размещений линейных объектов), санитарно-защитные (при наличии) и иные зоны (в том числе проектируемые);

- принятые условные обозначения.

Схема границ составляется в системе координат МСК-50 с использованием материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:500 и сведений государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктом 8 Порядка, в выдаче разрешения на размещение может быть отказано в том числе в случае, если:

- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 - 6 настоящего Порядка (следовательно, суд приходит к выводу, что в случае приложения к заявлению Схемы границ, которая не соответствует требованиям, предъявляемым к ней Порядком, указанное обстоятельство также является основанием для отказа в принятии решения о размещении объекта);

- информация, которая содержится в документах, представленных заявителем или его представителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах, официальных документах уполномоченных органов.

      Между тем, как следует из материалов дела, объяснений представителей сторон, Обществом в Комитет представлена не Схема границ земельного участка, необходимого для размещения некапитальных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), а схема границ множества земельных участков, на которых расположены, принадлежащие Обществу некапитальные объекты.

    Вместе с тем, указанное приведет к невозможности использования лесного участка, необходимого для прохода к указанным строениям, их использованию, неопределенности того на каком праве Общество будет им  пользоваться.

Доводы Комитета о том, что земельный участок, необходимый для  размещения и эксплуатации некапитальных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки) может быть предоставлен только по итогам торгов на праве аренды, противоречит нормам подп. 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ. Указанная правовая позиция изложена и в постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А41-89761/2018.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

без проведения торгов.

Подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований в том числе, земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).

В соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

1) осуществления работ по геологическому изучению недр;

2) разработки месторождений полезных ископаемых;

3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;

6) осуществления рекреационной деятельности;

7) осуществления религиозной деятельности.

Между тем, Обществом не представлены доказательства наличия у него прав на предоставления лесного участка без проведения торгов, строительства объектов, не указанных в ст. 21 ЛК РФ.

Доказательства того, что Комитет своими действиями препятствует Обществу выполнять свои прямые уставные задачи по обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории лесного фонда в Московской области не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Судья                                                         А.О. Уваров