ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-8670/19 от 03.04.2019 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

   053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва             

26 апреля 2019 года                                                                                         Дело №А41-8670/19

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2019 года

Арбитражный суд Московской области в составе:

судьи Кузьминой О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Г.Р. Мяжитовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесная поляна» (адрес: 143070, Московская область, район Одинцовский, деревня Репище, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.02.2003, ИНН: <***>, КПП: 503201001, Председатель Правления: ФИО1) к

Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; юридический адрес: 143009, <...>; дата регистрации - 18.09.2002)

Третьи лица:

- Комитет лесного хозяйства Московской области (143407, <...>);

- ТУ ФАУГИ в МО;

- Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (143407, <...>;

Доп. адрес: 123592, <...>)

- Министерство имущественных отношений Московской области (143407, <...>)

- Федеральное агентство лесного хозяйства (113184, <...>)

о признании незаконным решения

при участии: согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

СНТ «Лесная поляна» (далее – заявитель, товарищество) обратилось в суд с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее – заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями:

1. Признать незаконным Решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно», принятое Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области, от 19.11.2018 г. № Р001-3761446620-18093418.

2. Признать право собственности Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесная поляна» (С.Н.Т. «Лесная поляна» ОГРН <***>; ИНН <***>) на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0100203:126, общей площадью 3499 кв.м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В судебном заседании представитель заявителя ходатайствовал об исключении из просительной части требования о признании незаконным решения от 19.11.2018 г. № Р001-3761446620-18093418.

Вместе с тем, правом заявить ходатайство о частичном отказе от требований в порядке ст. 49, 150, 151 АПК РФ заявитель не воспользовался. В связи с изложенным суд рассмотрел заявление в первоначальной редакции.

Представитель заявителя поддержал требования в полном объеме, представитель Комитет лесного хозяйства Московской области и представитель Федерального агентства лесного хозяйства возражали в удовлетворении требований.

Дело рассмотрено в порядке ст. 200 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица, ТУ ФАУГИ в Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее

Товариществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:20:0100203:126, общей площадью 3499 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.02.2019г. (т. 1, л.д. 28).

Товарищество обратилось в адрес администрации с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.

19.11.2018г. администрация в письме № Р001-3761446620-18093418 ответила отказом, указав на то, что участок расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта, и имеет наложение на земли лесфонда (т. 1, л.д. 14).

Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.

Изучив доводы сторон, оценив все представленные в материалы дела письменные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 ЗК РФ).

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, ОАО "Ачкасово" не относится к лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ (органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным; казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий).

Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (пункты 1 и 2 статьи 39.17 ЗК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно которому при обращении с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 2 статья 39.3 ЗК РФ, заявитель должен представить в уполномоченный орган следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

Указанные документы были представлены заявителем в администрацию в качестве приложения к заявлению о выкупе земельных участков.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный Закон) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из данного пункта статьи 3 Вводного закона вытекает как обязанность, так и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление.

При этом установленная им дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права и не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.

Вместе с тем, оснований для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности у заявителя не имеется ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Согласно представленному в материалы дела заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничениях оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 50:20:0100203:126, указанный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения высокоскоростной магистрали Москва-Смоленск-Красное, в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года N 230/8.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:

1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;

2) оборона страны и безопасность государства;

3) энергетика;

4) высшее образование;

5) здравоохранение.

Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

В силу положений пункт 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной для нужд размещения ВСМ, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность товарищества.

Данный вывод суда согласуется с указаниями, содержащимися в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01 декабря 2016 года N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/15.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года N 230/8, в установленном законом порядке не признана недействительной, не отменена и является действующей.

Ссылка заявителя на письмо ОАО «РЖД» №исх-6477 от 23.04.2014г.  (т. 1, л.д. 24) не может быть принята во внимание, поскольку оно издано до утверждения Схемы территориального планирования.

Более того, из данного письма усматривается, что  прохождение трассы ВСМ подлежит уточнению.

В части довода администрации о наложении испрашиваемого участка на земли лесного фонда суд отмечает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 69.1 ЛК РФ и п. 58 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413) таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Согласно п. 92 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.

В силу п. 191 Лесоустроительной инструкции таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.

В силу ст. 69.1 ЛК РФ и ч. VI Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Таким образом, таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящий технический характер.

Следовательно, в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.

Однако данное обстоятельство не является основанием для предоставления участка в собственность товарищества, поскольку участок является ограниченным в обороте на основании подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации, оформленный письмом от 19.11.2018 г. № Р001-3761446620-18093418, является законным, а требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.

Заявитель также просит признать право собственности Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесная поляна» (С.Н.Т. «Лесная поляна» ОГРН <***>; ИНН <***>) на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0100203:126, общей площадью 3499 кв.м.

Как указано ранее, порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предусмотрен главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом с учетом ограниченной оборотоспособности участка заявитель вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.

Заявление требования о признании права направлено на обход процедуры, предусмотренной действующим законодательством для регистрации существующего права собственности и процедуры переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.

Соответственно, в удовлетворении данного требования надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 75, 110, 167-171, 176, 180, 181, 201 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

             Судья                                                                Кузьмина О.А.