Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107053, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
А41-8971/14
21 апреля 14
«__» ___________ 20__ г. Дело № _____________________
судьи Бобковой С.Ю.
секретарь судебного заседания Жилина К.Н.
председательствующего ____________________________________________________________ судей (заседателей) _________________________________________________________________ протокол судебного заседания вел ____________________________________________________
ОАО «РЖД»
Управлению Росреестра по Московской области
к _________________________________________________________________________________
признании незаконным решения органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость, обязании произвести государственную регистрацию прав
от заявителя: ФИО1
от ответчика: ФИО2
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
установил:
ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения 27.11.2013 № 61/051/2013-159 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД» на железнодорожный путь, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, городское поселение Апрелевка, г.Апрелевка, станция Апрелевка, ПК 399+84-ПК 422+59, литера 18.9, обязании зарегистрировать право собственности.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявления.
Заинтересованное лицо представило материалы регистрационного дела.
Заслушав пояснения заявителя, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, находит требования заявителя заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, 27.11.2013 ОАО «РЖД» обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением вх№ 61/051/2013-159 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - железнодорожный путь, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, городское поселение Апрелевка, г.Апрелевка, станция Апрелевка, ПК 399+84-ПК 422+59, литера 18.9.
27.11.2013г. решением №61/051/2013-159 Управление Росреестра по Московской области отказало в государственной регистрации права по основаниям пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» со ссылкой на то, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте отсутствует идентификационный номер объекта недвижимости, в связи с чем регистратору не удалось установить, учтен ли объект в соответствии с Законом о кадастре и является ли объект ранее учтенным.
Вышеуказанное решения заявитель считает незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заинтересованным лицом не представлено позиции по заявлению в дополнение к доводам, изложенным в оспариваемом отказе.
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Эти документы, представляемые на государственную регистрацию прав, в силу пункта 1 статьи 18 названного Федерального закона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Как усматривается из материалов дела, ОАО «РЖД» были представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на спорный объект недвижимости: заявление, платежное поручение, доверенность, кадастровый паспорт объекта недвижимости, справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», решение о выделении объектов недвижимого имущества из состава Сооружения -производственно-технологического комплекса Московско-Киевской дистанции пути от 02.11.2013г. № 17 МОСК-44.
В настоящем деле при регистрации права собственности ОАО «РЖД» на Сооружения-производственно-технологический комплекс Московско-Киевской дистанции пути, в состав которого был ранее включен выделяемый на объект недвижимости, в дело правоустанавливающих документов уже была предоставлена техническая документация, содержащая описание объекта и подготовленная в соответствии с Особым порядком (утв. Приказом Госстроя РФ от 19.09.2003 № 356).
Таким образом, государственная регистрация права собственности ОАО «РЖД» на указанный объект недвижимости, внесенный в уставный капитал, проводилась в соответствии с особым порядком подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, который был утвержден Приказом Госстроя РФ от 19.09.2003 № 356, и «Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества железнодорожного транспорта, внесенные в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденными приказом Минюста России от 22.01.2004 №12.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 12.07.2012 № АА 000802 ОАО «РЖД» на праве собственности принадлежит Сооружение-Производственно-технологический комплекс Московско-Киевская дистанция пути, назначение: сооружения транспорта, где под номером 541 значится «земляное полотно станционных путей Московская область, станция Апрелевка, литера 18.9 (старая литера 419), под номером 575 «Верхнее строение станционного пути Московская область, станция Апрелевка, литера 18.9 (старая литера 416),
Следовательно, документом, подтверждающим право собственности ОАО «РЖД» на вышеназванный объект недвижимости, является свидетельство о шосударственной регистрации права, выданное на основании передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД».
В справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 14.10.2009 №Ф77/06-11/2266, указано, что в результате проведенной технической .инвентаризации объектов, в ходе которой проведены фактические замеры и вточнены параметры объектов сооружения «Производственно-технологический комплекс Московско- Киевская дистанции пути», установлено, что Объекты являются одним объектом недвижимого имущества- линейным сооружением железнодорожным путем протяженностью 2907 м. Изменение параметров (объем, площадь, протяженность) объектов недвижимости ОАО «РЖД» произошло в результате уточнения путем проведения технической инвентаризации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»
Указанные сведения отражены также в кадастровом паспорте объекта от 30.09.2009г.
Железнодорожный путь это сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей. Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).
Согласно справке БТИ, объект недвижимого имущества «Железнодорожный путь», адрес (местоположение) Московская область, литера 18.9, Наро-Фоминский Муниципальный район, городское поселение Апрелевка, город Апрелевка имеет следующие наименования объектов в своем составе: «Земляное полотно станционных путей Московская область ст.Апрелевка», лит. 18.9 (старая литера 415), «Верхнее строение станционного пути Московская область ст. Апрелевка», лит. 18.9 (старая литера 416).
ОАО «РЖД» было принято решение о выделении объекта недвижимого имущества из состава Сооружения-производственно-технологического комплекса Московско-Киевской дистанции пути от 02.11.2013 № 17 МОСК-44.
Таким образом, объект «Железнодорожный путь» зарегистрирован в соааве СПТК Московско-Киевская дистанция пути, о чем 23.03.2004 сделана запись регистрации № 77-01/30-908/2003-643. Указанные сведения отражены также в кадастровом паспорте объекта от 30.09.2009 и справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», которые были представлены ОАО РЖД»с заявлением на регистрацию.
В соответствии с п. 5 ст. 45 (Ранее учтенные объекты недвижимости) Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» «Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, с учетом определенных настоящей статьей особенностей».
ОАО «РЖД» на государственную регистрацию был предоставлен кадастровый паспорт на указанный объект недвижимого имущества, что свидетельствует о произведенном техническом учете спорного объекта. Пунктом 11 ст. 33 Федерального закона предусмотрена возможность предоставления кадастровых паспортов на объекты недвижимости, в случае, если сведения о таких объектах в ГКН отсутствуют.
Между тем, пунктом 10 ст. 33 Закона о регистрации не предусмотрена обязательность предоставления кадастровых паспортов для осуществления государственной регистрации права на объект, если документ, содержащий описание такого объекта, ранее уже предоставлялся в дело правоустанавливающих документов.
С учетом изложенного, довод регистратора о том, что в представленном кадастровом паспорте отсутствует кадастровый номер объекта недвижимого имущества, вследствие чего регистратору не удалось установить учтен ли вышеуказанный объект, является необоснованным и противоречит представленным ОАО «РЖД» документам на регистрацию.
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. №132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. При этом ВАС России отметил, что требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено в качестве причины отказа в регистрации отсутствие в ГКН сведений об объекте недвижимости, в связи с чем, отказ Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД» на спорный объект недвижимого имущества по основаниям, предусмотренным абз.12 п.1 и 1.2 ст.20 Закона о регистрации, неправомерен.
Поскольку отказ в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества препятствует ОАО «РЖД» осуществлять полномочия собственника, закрепленные в ст.209 ГК РФ, в отношении указанного объекта, следовательно, данное решение государственного органа нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 статьи 200 и ч. 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких условиях, суд находит незаконным и нарушающим права законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, в связи с чем полагает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.197-201,176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 27.11.2013 № 61/051/2013-159 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД» на железнодорожный путь, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, городское поселение Апрелевка, г.Апрелевка, станция Апрелевка, ПК 399+84-ПК 422+59, литера 18.9.
Обязать Управление Росреестра по Московской области в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО «РЖД» железнодорожный путь, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, городское поселение Апрелевка, г.Апрелевка, станция Апрелевка, ПК 399+84-ПК 422+59, литера 18.9.
Взыскать с Управления Росреестра по Московской области в пользу ОАО «РЖД» 4.000руб. расходов по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Бобкова С.Ю.