ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-90773/2017 от 20.02.2018 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                     Дело №А41-90773/2017

19 марта 2018 года.

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2018 года.

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2018 года.

Судья Арбитражного суда Московской области Машин П.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаворонкиной К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А41-90773/2017 по заявлени ю ООО "АМОС-1" к ИФНС России по г.Мытищи Московской области , третьи лица: Кофнов Владимир Николаевич и МИФНС №13 по МО о признании незаконными действий и решения регистрирующего органа, понуждении устранить допущенные нарушения,

при участии: согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «АМОС-1» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действия и решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области от 31.10.2017 по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи №2175029451001 о прекращении деятельности юридического лица ОАО «МЭЗ ДСП и Д» (ликвидация юридического лица на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства) и обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области в течение 10 дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленном законом порядке, восстановив запись о юридическом лице ОАО «МЭЗ ДСП и Д».

В судебном заседании представитель заявителя требования заявления поддержал в полном объеме, а представитель налогового органа против его удовлетворения возражал, полагая доводы ООО «АМОС-1» необоснованными.

Представители остальных лиц, участвующих в деле для участия в судебном заседании не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения.

Рассмотрев материалы заявления ООО «АМОС-1», исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, выслушав пояснения представителей заявителя и Инспекции, суд полагает, что требования заявления подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, решением от 25 января 2011 года Арбитражного суда Московской области по делу №А41-18912/2009 ОАО «МЭЗ ДСП и Д» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Кофнов В.Н. Срок конкурсного производства продлен до 31.07.2017.

Определением от 11 августа 2017 года Арбитражного суда Московской области по делу №А41-18912/2009 конкурсное производство в отношении ОАО «МЭЗ ДСП и Д» завершено.

По делу №А41-18912/2009 ООО «АМОС-1» была подана кассационная жалобы на судебные акты о завершении процедуры конкурсного производства с ходатайством о приостановлении исполнения оспариваемых судебных актов.

Вместе с тем, на основании поступившего судебного акта Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области 31.10.2017 принято решение №20563Б о государственной регистрации, в соответствии с которым в ЕГРЮЛ внесены сведения о ликвидации ОАО «МЭЗ ДСП и Д» на основании решения суда о завершении конкурсного производства.

Полагая, что действия Инспекции нарушают права и законные интересы заявителя, ООО «АМОС-1» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации, Закон №129-ФЗ).

В силу статьи 1 Закона №129-ФЗ, государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и иных сведений о юридических лицах. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Закона о регистрации). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 Закона о регистрации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона №129-ФЗ государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о регистрации при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

На основании пункта 2 статьи 149 ФЗ от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ) арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 3 статьи 149 Закона № 127-ФЗ определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.

Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» в силу абзаца четвертого пункта 3 статьи 149 Закона о банкротстве обжалование определения суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения. При этом следует учитывать, что данная норма касается только обжалования данного определения в порядке апелляционного производства; обжалование же его в суд кассационной или надзорной инстанции само по себе не приостанавливает его исполнения, но такое приостановление возможно по правилам статей 283 или 298 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания материалов дела следует, что ООО «АМОС-1» как конкурсный кредитор, обжалуя определение и постановление судов о завершении процедуры конкурсного производства по делу №А41-18912/2009, обратилось в суд кассационной инстанции с ходатайством о приостановлении исполнения оспариваемых судебных актов в порядке статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба с ходатайством о приостановлении исполнения судебных актов подана до принятия оспариваемого решения налогового органа и внесения в ЕГРЮЛ записи №2175029451001 о прекращении деятельности юридического лица ОАО «МЭЗ ДСП и Д». Ходатайство не было рассмотрено судом.

Согласно пункту 3 статьи 149 Закона №127-ФЗ, судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта.

При получении определения суда о завершении конкурсного производства инспекция до совершения регистрационных действий в отношении данного общества должна предпринять меры для получения достоверной информации о движении данного дела, в т.ч. проверить наличие либо отсутствие кассационной жалобы на такое определение.

Судом установлено, что информация о поступлении кассационной жалобы ООО «АМОС-1» с ходатайством о приостановлении исполнения оспариваемых судебных актов в суд 25.10.2017 была отражена на общедоступном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел» (т.1, л.д. 93). Оспариваемая заявителем запись внесена Инспекцией 31.10.2017.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия Инспекции по внесению записи о прекращении деятельности ОАО «МЭЗ ДСП и Д» в связи с его ликвидацией были совершены преждевременно и без надлежащей проверки наличия, либо отсутствия обстоятельств, препятствующих исполнению определения суда о завершении конкурсного производства. 

Получение государственными органами  препятствующей  проведению регистрационных действий информации не ограничивается получением  непосредственно копии судебного акта, государственный орган должен отлеживать необходимую информацию в открытых и доступных источниках – в том числе на официальном сайте суда в сети интернет. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 18.05.2015 №10-П.

Как было указано, государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет" (пункт 2 статьи 149 Закона о банкротстве).

В нарушение указанных положений закона регистрирующий орган принял оспариваемое решение на основании соответствующего определения арбитражного суда, поступившего от Администрации городского округа  Химки Московской области, а не из арбитражного суда.

Суд приходит к выводу, что ООО «АМОС-1» было использовано законное право по обжалованию судебного акта до даты внесения записи о ликвидации должника.

В то же время, учитывая, что по состоянию на 31.10.2017 жалоба ООО «АМОС-1» и ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов не были рассмотрены судом кассационной инстанции, у Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области отсутствовали правовые основания для принятия решения о государственной регистрации.

Таким образом, Инспекция, внося 31.10.2017 запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ОАО «МЭЗ ДСП и Д», при наличии сведений о подаче ООО «АМОС-1» кассационной жалобы на определение и постановление о завершении конкурсного производства и ходатайства о приостановлении исполнения оспариваемых судебных актов в порядке статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая временной период необходимый для пересылки кассационной жалобы заявителя судом первой инстанции в арбитражный суд кассационной инстанции, действуя разумно и добросовестно, в целях соблюдения конституционного права общества на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), не имела правовых оснований до разрешения вопроса судом кассационной инстанции о принятии указанной жалобы к производству и вопроса о приостановлении исполнения определения и постановления о завершении конкурсного производства вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ОАО «МЭЗ ДСП и Д».

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2014 №4-КГ14-16 указано, что, принимая решение по делу, суд должен руководствоваться не формальными соображениями и основаниями для отказа в удовлетворении иска (заявления), а исходить из мотивов, связанных с оценкой существа самого спорного права, и принимать во внимание все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.

Таким образом, оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ввиду чего требования ООО «АМОС-1» следует признать обоснованными.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания недействительным ненормативного акта госоргана суд обязывает соответствующий государственный орган совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств дела, суд полагает требования ООО «АМОС-1» о признании незаконными действия и решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области от 31.10.2017 по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи №2175029451001 о прекращении деятельности юридического лица ОАО «МЭЗ ДСП и Д» (ликвидация юридического лица на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства) и обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области в течение 10 дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленном законом порядке, восстановив запись о юридическом лице ОАО «МЭЗ ДСП и Д» подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия и решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области от 31.10.2017 по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи №2175029451001 о прекращении деятельности юридического лица ОАО «МЭЗ ДСП и Д» (ликвидация юридического лица на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства).

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области в течение 10 дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленном законом порядке, восстановив запись о юридическом лице ОАО «МЭЗ ДСП и Д».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области в пользу ООО «АМОС – 1» 3000 (три тысячи) руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение заявления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Десятый арбитражный апелляционный суд, вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия если не подана апелляционная жалоба.

Судья                                                                           П.И. Машин