ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-91887/21 от 21.03.2022 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

       107053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва            

31 марта 2022 года                                                              Дело №А41-91887/21

Резолютивная часть объявлена 21 марта 2022

Полный текст решения изготовлен 31 марта 2022

Арбитражный суд Московской области в составе:

Председательствующей судьи Худгарян М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Филатовым Д.Е.,  рассмотрев в судебном заседании дело по иску 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ" (ИНН 5007101649, ОГРН 1175007008824)

к АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ (ИНН 5043014695, ОГРН 1025005604865)

о взыскании денежных средств,

при участии в судебном заседании - согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМ ФИО1" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ о взыскании убытков в размере 17 133 643 руб. 20 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 108 668 руб.

            В зале суда обеспечена явка истца и ответчика.

Ответчик по иску возражал.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, суд пришёл к выводу об удовлетворении иска в полном объёме в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, решением внеочередного заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.о. Серпухов Московской области от 03.09.2020 в связи с неготовностью объектов теплоснабжения ситуация на территории д. Фенино, д. Сьяново-2 городского округа Серпухов признана чрезвычайной и несущей угрозу жизни и здоровью граждан с местным уровнем реагирования.

На основании решения КЧС в целях защиты законных прав жителей, проживающих на территории д. Фенино, д. Сьяново-2, входящих в состав городского округа Серпухов Московской области, по нормативному жизнеобеспечению в отопительном периоде 2020/2021 гг. главой городского округа Серпухов Московской области принято Постановление от 03.09.2020 № 3064 «О введении режима чрезвычайной ситуации и принятии мер по ее ликвидации на территории населенных пунктов городского округа Серпухов Московской области».

В соответствии с пунктами 5, 6 Постановления № 3064, Решения КЧС Комитету по управлению имуществом городского округа Серпухов предписано передать Обществу для эксплуатации источники теплоснабжения - котельные, расположенные в д. Фенино, д. Сьяново-2, а также технологически связанные тепловые сети, иные объекты теплоснабжения, необходимые для обеспечения   теплоснабжения   и   подачи   горячего   водоснабжения   населению   на указанных территориях в порядке предусмотренном действующим законодательством.

Согласно пункту 7 Постановления № 3064, пункту 8 Решения КЧС, Общество обязано провести мероприятия по ремонту и подготовке системы теплоснабжения к отопительному сезону и обеспечить нормативное функционирование в ходе осенне-зимнего периода 2020/2021 годов.

Пунктом 8 Постановления № 3064, пунктом 5, 6 Решения КЧС Администрации городского округа Серпухов предписано организовать мероприятия по компенсации подтвержденных расходов ООО «Газпром теплоэнерго МО» за счет целевых резервных фондов, в порядке субсидирования на основании ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Постановлением главы городского округа Серпухов Московской области от 17.01.2019 № 116 ООО «Газпром теплоэнерго МО» наделено статусом Единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа Серпухов.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация действует в зоне деятельности, предусмотренной схемой теплоснабжения.

Переданные объекты теплоснабжения не входят в зону деятельности Общества как единой теплоснабжающей организации.

Обществом во исполнение требований Постановления № 3064, Решения КЧС 21.09.2020  приняты Объекты теплоснабжения, что подтверждается Актами приема - передачи объектов теплоснабжения от 29.09.2020.

В период с октября 2020 г. по май 2021 Общество осуществляло эксплуатацию Объектов теплоснабжения в д. Фенино, д. Съяново-2 г.о. Серпухов Московской области.

Сроки начала и окончания эксплуатации определены на основании Постановления Главы г.о. Серпухов от 21.09.2020 №3339 «О начале отопительного периода 2020/2021 гг. на территории муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» и Постановления Администрации г.о. Серпухов от 06.05.2021   № 2207-П «Об окончании отопительного периода 2020-2021 гг. на территории муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области».

Принятые обязательства Общество исполнило надлежащим образом и в полном объеме.

В рамках исполнения обязательств по Постановлению № 3064, Решения КЧС Общество понесло фактические расходы по эксплуатации указанных объектов теплоснабжения в размере 17 133 643,20 руб. (без НДС), в том числе:

№ п/п

Месяц

д.Фенино

д. Съяново-2

Итого

1

Октябрь 2020

520 254,85

371 654,78

891 909,63

2

Ноябрь 2020

1041491,80

863 209,78

1 904 701,58

3

Декабрь 2020

1 473 707,27

1 752 801,01

3 226 508,28

4

Январь 2021

1 329 924,29

1 678 894,10

3 008 818,39

5

Февраль 2021

1717 224,66

1 398 034,75

3 115 259,41

6

Март 2021

1 251 487,59

1348 065,16

2 599 552,75

7

Апрель 2021

1 050 838,25

740 864,07

1 791 702,32

8

Май 2021

271 245,90

323 944,94

595 190,84

ВСЕГО без НДС

8 656 174,61

8 477 468,59

17 133 643,20

Размер понесенных расходов подтверждается:

-расчетами фактических расходов по эксплуатации Объектов теплоснабжения,

- оборотно-сальдовыми ведомостями по счету,

-первичными документами (договорами, актами приема-передачи, накладными, счетами, счетами-фактуры, платежными поручениями, пр.).

Документы, подтверждающие фактические расходы были направлены в адрес Администрации письмами от 09.02.2021 № 356, от 09.02.2021 №360, от 23.12.2020 № 2414, от 25.11.2020 № 2087. Кроме того, были направлены письма в МКУ «Управления ЖКХ» от 29.03.2021 №793, от 14.04.2021 № 982, от 28.04.2021 № 1108, от 26.05.2021 № 1333, от 24.06.2021 № 1682.

В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Серпухова, утвержденного Решением Совета депутатов г. Серпухова МО от 09.07.2015 № 485/60, МКУ «Управления ЖКХ» участвует в формировании бюджета города Серпухова в части расходов на развитие и содержание жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет координацию деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса независимо от их организационно-правовой формы по вопросам эксплуатации и содержания жилищного фонда, инженерных коммуникаций и оборудования, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, осуществляет контроль за соблюдением лимитов потребления и оплаты топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и коммунальных услуг, осуществляет контроль за соблюдением лимитов потребления и оплаты топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и коммунальных услуг.

Письмом от 21.09.2021 № 2570 Общество повторно обратилось к Ответчику о компенсации фактических расходов.

Указанные затраты приняты Администрацией без возражений. Свод фактических расходов, понесенных Обществом в период эксплуатации Объектов теплоснабжения в д. Фенино и д. Съяново-2 в осенне - зимний период 2020 - 2021, подписан главой г.о. Серпухов без разногласий.

Не смотря на подписанный свод фактических расходов, компенсация расходов Обществу не произведена, в связи с чем, в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 06Л 0.2021 Обществом в адрес Администрации направлена претензия от 04.10.2021 № МО/2537-2021 с требованием компенсировать в течение 10 календарных дней фактически понесенные Обществом расходы на эксплуатацию Объектов теплоснабжения.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором претензия получена Ответчиком 02.11.2021, компенсация расходов, понесенных в процессе эксплуатации Объектов теплоснабжения, Ответчиком не произведена.

Ответчик в отзыве указал, что в соответствии с п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, принятие бюджетных обязательств осуществляется путем заключения государственных (муниципальных) контрактов. Отношения, связанные с осуществлением закупок, заключением муниципальных контрактов, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 данного Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка)   -   совокупность   действий,   осуществляемых   в   установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с   определения   поставщика   (подрядчика,   исполнителя)   и   завершается исполнением   обязательств   сторонами   контракта.   В   случае,   если   в соответствии   с   настоящим   Федеральным   законом   не   предусмотрено размещение   извещения   об   осуществлении   закупки   или   направление приглашения   принять  участие   в   определении   поставщика   (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Муниципальный контракт в рамках Закона № 44-ФЗ на выполнение работ по эксплуатации объектов теплоснабжения в д. Фенино и д. Съяново-2 в осенне-зимний период 2020/2021 гг. между сторонами не заключался, акты сдачи-приемки работ не подписывались, следовательно, у Администрации г.о. Серпухов не было оснований для оплаты взыскиваемой Истцом суммы. Кроме того, бюджет городского округа Серпухов является дотационным, увеличить расходную часть бюджета не представляется возможным в связи с отсутствием дополнительных источников финансирования. В    связи    с    этим,    Администрацией    г.о.    Серпухов    неоднократно направлялись  обращения  в  Министерство  ЖКХ  Московско  области  и  в Министерство энергетики Московской области с вопросом о выделении в 2021    году   денежных   средств   в   виде   межбюджетного   трансфера   на компенсацию   затрат   ресурсоснабжающей   организации,   понесенных   при эксплуатации объектов теплоснабжения в д. Фенино и д. Съяново-2 в осенне-зимний период 2020/2021 гг. в режиме чрезвычайной ситуации. Однако данный вопрос не разрешен. Учитывая указанные выше обстоятельства, Администрация г.о. Серпухов считает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Доводы отзыва суд отклоняет  по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок. Статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Требуя возмещения реального ущерба, лицо, право которого нарушено, обязано доказать размер ущерба (статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации), причинную связь между ущербом и действиями лица, нарушившего право, а также его вину.

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 16.1. ГК РФ, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе и организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области социальной защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций регламентированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно части 1 статьи 24 Закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных    настоящим    Федеральным    законом    мер    по    предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Статьей 25 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 указанной статьи.

Пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета устанавливается местной администрацией.

Постановлением главы городского округа Серпухов МО от 31.12.2008 № 2508 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации г. Серпухова.

Пунктом 1.1 Порядка № 2508 предусмотрено, что средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения города Серпухова, и ликвидацию их последствий, осуществление иных непредвиденных мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления города Серпухова.

Пунктом 2.3 Порядка № 2508 основанием для предоставления средств резервного фонда является распоряжение главы города Серпухова, предусматривающее предоставление средств резервного фонда (далее - распоряжение), с указанием получателя средств, размера предоставляемых средств и источника предоставления средств - резервного фонда администрации города Серпухова, срока использования средств, должностного лица или функционального (отраслевого) органа администрации города Серпухова, ответственного за осуществление контроля за использованием предоставленных средств резервного фонда. Указанное распоряжение может содержать и другие условия предоставления средств резервного фонда.

В соответствии с пунктом 2.6 Порядка № 2508 Распоряжение является основанием для внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета города Серпухова на текущий финансовый год.

Согласно пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 (пункт 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020), в тех случаях, когда публично-правовое  образование  в  правовых актах,  принимаемых  во  исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Данные споры носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).

Несмотря на то, что в Постановлении ВАС РФ разъяснения даны на случай, когда основанием для компенсации является реализация товаров и услуг потребителя в связи с предоставлением им льгот, данные разъяснения применимы и к данному случаю, поскольку в результате эксплуатации Обществом Объектов теплоснабжения осуществлена выработка тепловой энергии и передача ее Потребителям, проживающим в д. Фенино, д.Съяново-2, без взимания с Потребителей стоимости тепловой энергии вследствие установления муниципальным образованием способа компенсации Обществу расходов путем субсидирования.

Защита нарушенных прав и законных интересов заинтересованных лиц, связанных с возмещением расходов, возникших в результате проведения мероприятий в рамках решений комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, производится путем возмещения убытков, что подтверждается судебными актами по делам А54-3326/2012, А07-5979/2018, А51-11447/2007.

Тем самым, в результате издания Ответчиком правового акта и фактическим отказом последнего от компенсации Обществу фактически понесенных расходов вследствие эксплуатации в период отопительного периода Объектов теплоснабжения (подготовкой систем теплоснабжения к отопительному сезону и обеспечением нормативного функционирования этих систем (выработкой тепловой энергии)) у Общества возникли убытки в размере 17 133 643,20 руб.

Согласно статьи 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Согласно статьи 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Согласно ст. 124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Оценив представленные истцом в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признаёт исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Расходы истца на оплату государственной пошлины в размере 108 668 руб. 00 коп. с учётом результата рассмотрения спора подлежат возмещению ответчиком.

Руководствуясь статьями 71, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            Иск удовлетворить.

          Взыскать с  АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ в пользу ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМ ФИО1"  убытки в размере 17133 643 руб. 20 коп., расходы по госпошлине в размере 108 668 руб. 00 коп..

 Решение может быть обжаловано   в установленном законом  порядке.

Судья                                                         М.А. Худгарян