ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-92411/18 от 01.04.2019 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

05 апреля 2019 года                                                                              Дело № А41-92411/2018

Резолютивная часть решения 01 апреля 2019года

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2019года

Судья Арбитражного суда Московской области М.А. Миронова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.С. Оболенской,

рассматривая в открытом судебном заседании дело по иску

Прокуратуры Владимирской области

к ФГУП «ПВС» МВД России, ООО «Содействие 33-Плюс»

о взыскании денежных средств

при участии в судебном заседании – согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Владимирской области (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском (далее – ответчик) о признании недействительным лицензионного договора от 02.04.2018 № 01-ЛД/33, заключенного между ФГУП «ПВС» МВД России и ООО «Содействие 33-Плюс».

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме, представитель ФГУП «ПВС» МВД России возражал против их удовлетворения.

ООО «Содействие 33-Плюс» представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, через систему «Мой Арбитр» направило отзыв на исковое заявление.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ООО «Содействие 33-Плюс», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте ВАС РФ http://kad.arbitr.ru/.

Заслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав в полном объеме все представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Прокуратурой Владимирской области проведена проверка деятельности филиала по Владимирской области ФГУП «Паспортно-визовый сервис» Министерства внутренних дел РФ, по результатам которой установлен факт заключения лицензионного договора с ООО «Содействие 33-Плюс» от 02.04.2018 № 01-ЛД/33, согласно условиям которого, лицензиар обязуется предоставить лицензиату право использования программного продукта в целях подготовки заявлений на оформление документов (в соответствии с п. 6.1. договора), а лицензиат обязуется уплачивать лицензиару вознаграждение за предоставленное право в размере, порядке и сроки, установленные в договоре.

В соответствии с пунктом 2.2. договора лицензиат может использовать программный продукт только в пределах тех прав и теми способами, которые прямо предусмотрены договором. Право использования программного продукта, либо иное право, прямо не указанное в настоящем договоре не считается представленным лицензиату.

В приложении № 1 к договору указано, что основным назначением программы для ЭВМ «Оптикард» является автоматизация функционала по подготовке регламентированного пакета документов, необходимого для получения государственных услуг в ГУ по вопросам миграции МВД России, для их последующей подачи в ГУ по вопросам миграции МВД России и его территориальные подразделения.

В исковом заявлении Прокуратура Владимирской области указывает на то, что в результате заключения лицензионного договора фактически имеет место опосредованная передача ФГУП «ПВС» МВД России своих функций по оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории Владимирской области в пользу ООО «Содействие 33-Плюс», в связи с чем, лицензионный договор от 02.04.2018 № 01-ЛД/33 подлежит признанию недействительным.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Исходя из положений статей 1, 2, 6, 7, 10, 16 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги могут оказываться только определенной категорией лиц – органом, предоставляющим государственную или муниципальную услугу, либо подведомственной такому органу организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

29.01.2015 администрацией Владимирской области и ФМС России заключено Соглашение о взаимодействии, предусматривающее участие уполномоченной данным субъектом Российской Федерации организации в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 № 1638-р создано ФГУП «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы (далее по тексту ФГУП «ПВС», унитарное предприятие), которое распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р отнесено к ведению Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16.03.2017
№ 131 утвержден устав ФГУП «ПВС».

Согласно п.п. 12.1, 12.2 Устава основными целями деятельности ФГУП «ПВС» являются оказание физическим и юридическим лицам информационных и консультационных услуг в сфере миграции, а также оказание услуг по оформлению заявлений и иных документов при получении государственных услуг.

ФГУП «ПВС» осуществляет следующие виды деятельности:

оказывает услуги информационно-консультационного характера по вопросам въезда, пребывания, временного или постоянного проживания, осуществления трудовой деятельности, получения гражданства, статуса вынужденного переселенца, беженца, осуществление миграционного и регистрационного учета, а также по вопросам прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации и оформления паспортно-визовых документов (п. 14.1 Устава).

оказывает услуги по оформлению и сопровождению заявлений, анкет и иных документов, связанных с получением государственных услуг по осуществлению миграционного учета в РФ, оформлению и выдаче приглашений на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, по оформлению и выдаче паспортов гражданам РФ, выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ, выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ, оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и жительства в пределах РФ  и иных государственных услуг, предоставляемых территориальными органами МВД России (п. 14.2 Устава).

участвует в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента и фотографирование иностранных граждан, обращающихся за получением патента (п. 14.17 Устава).

оказывает услуги по оформлению и сопровождению заявлений, анкет и иных документов, связанных с получением паспортно-визовых документов, необходимых для выезда за пределы РФ (п. 14.21 Устава).

Согласно пункту 13 Устава унитарное предприятие обеспечивает предоставление услуг без права привлечения третьих лиц.

ФГУП «ПВС» на территории Владимирской области имеет филиал, за деятельность которого несет ответственность.

Унитарное предприятие может оказывать содействие территориальным подразделениям МВД России путем предварительной подготовки, обработки документов, первичного консультирования граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, предоставления системы электронного дактилоскопирования и ввода текстовых данных об иностранном гражданине.

Приказом МВД России от 20.10.2017 № 800 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации (далее - Регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно п.п. 19-20 Регламента непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне.

В осуществлении данных полномочий может участвовать уполномоченная организация на основании соглашения о взаимодействии между МВД России и субъектом Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 31.12.2014 № 1398 ФГУП «ПВС» определено уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляющей прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывающей содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании.

17.04.2017 между УМВД РФ по области и ФГУП «ПВС» подписаны соглашения о сотрудничестве № 77-С/ЗЗ и об информационном взаимодействии № 75-С/ЗЗ, в соответствии с которыми стороны осуществляют взаимодействие в обеспечении комфортности и комплектности при получении гражданами услуг в сфере миграции, оказываемых МВД России и ее территориальными органами.

В целях повышения эффективности стороны используют возможности для размещения своих сотрудников в одном здании при условии соблюдения антимонопольного и гражданского законодательства.

29.01.2015 Администрацией Владимирской области и ФМС России заключено Соглашение о взаимодействии, предусматривающее участие на территории области ПВС в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патента, а также оказание ему содействия в проведении дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании, без права привлечения третьих лиц.

02.04.2018 между ФГУП «ПВС» и ООО «Содействие 33-Плюс» заключен лицензионный договор № 01-ЛД/ЗЗ о предоставлении за вознаграждение права использования программы «ОПТИКАРД», предназначенной для автоматизации функционала по подготовке регламентированного пакета документов, необходимых для получения государственных услуг в ГУ по вопросам миграции МВД России, для их последующей подачи в ГУ по вопросам миграции МВД России и его территориальные подразделения.

В соответствии с п. 6.1 договора общество ежемесячно выплачивает ФГУП «ПВС» вознаграждение в размере 1 250 руб. за каждый пакет документов для получения патента.

Как установлено Прокуратурой Владимирской области при проведении проверки, фактически роль ФГУП «ПВС» как уполномоченной специализированной организации по исполнению государственной услуги сводится лишь к проверке комплекта документов, сформированного ООО «Содействие 33-Плюс» с использованием программы ЭВМ «ОПТИКАРД».

Так, при проведении проверки прокуратурой области осмотрены как помещения, в которых происходит оказание государственной услуги, так порядок выполнения действий по оказанию услуги. По результатам проверки составлен соответствующий акт, подписанный всеми заинтересованными лицами.

ФГУП «ПВС» и ООО «Содействие 33-ПЛЮС» осуществляют совместную деятельность в помещениях, расположенных по адресу: <...>. (здание миграционного центра). На здании имеются указания как на режим работы ФГУП «ПВС», так и ООО «Содействие 33-ПЛЮС».

В здании установлен пропускной режим, обеспечивающийся частным охранным предприятием. После поста охраны иностранного гражданина встречает администратор, который является либо сотрудником ПВС, либо сотрудником ООО «Содействие 33-ПЛЮС». Далее иностранцу предлагается заключить договор об оказании услуг с ООО «Содействие 33-ПЛЮС».

В числе прочих услуг договором предусматривается услуга по подготовке в электронной и бумажной форме документов для последующего обращения за государственной услугой по оформлению патента.

Сотрудником ООО «Содействие 33-Плюс» с использованием программного продукта «ОПТИКАРД» заносятся сведения об иностранном гражданине и документах, имеющихся у него для получения патента, печатается заявление на выдачу патента, формируется пакет документов иностранного гражданина, после чего иностранный гражданин перенаправляется к окну сотрудников ФГУП «ПВС», которыми проверяется комплектность, правильность заполнения документов. Далее пакет документов, сформированный при помощи программы «ОПТИКАРД» передается должностному лицу УМВД для обработки и загрузки в ППО «Территория».

Программа ЭВМ «ОПТИКАРД» разработана для подготовки регламентированного пакета документов, необходимого для получения государственных услуг и является составной частью комплекса программного обеспечения, необходимого для надлежащего оказания государственной услуги. В частности, данные, полученные при помощи указанной программы, в дальнейшем используются в программном продукте «Территория».

Согласно описанию данного программного обеспечения в Приложении № 1 к договору, оно используется с целью оформления документов для получения иностранными гражданами государственной услуги, в т.ч. патента, т.е. осуществления полномочий по участию в предоставлении государственных услуг в сфере миграции.

Таким образом, переданное по договору с ООО «Содействие 33-ПЛЮС» программное обеспечение необходимо для автоматизации процесса оказания услуги на этапе оформления документов для получения патента, с дальнейшей загрузкой данных в ППО «ТЕРРИТОРИЯ», принадлежащее МВД России и интегрированное с ПО «ОПТИКАРД».

Выполнение полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов на безвозмездной основе, в том числе прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказанию содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании в отношении иностранных граждан, не может осуществляться иными органами и организациями, участие сторонних коммерческих организаций в осуществлении названных государственных услуг законом не предусмотрено.

Государственные и муниципальные услуги могут оказываться только определенной категорией лиц - органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

Тем самым, осуществление государственной услуги по подготовке и формированию документов для выдачи иностранным гражданам патентов предприятие обязано было обеспечить своими силами.

С учетом изложенного, в результате заключения лицензионного договора фактически имеет место опосредованная передача ФГУП «ПВС» своих функций по оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории области в пользу ООО «Содействие 33-Плюс».

Оспариваемая сделка противоречит положениям частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» поскольку создает возможность для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Заключение оспариваемой сделки обеспечило обществу, не являющемуся уполномоченной организацией, преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, поскольку предоставило лицензиату
возможность получения прибыли от оказания услуг по оформлению иностранным гражданам документов для получения патентов.

В нарушение части 3 названной статьи заключением оспариваемой сделки ООО «Содействие 33-Плюс» было наделено государственными полномочиями в сфере миграции.

Оспариваемая сделка не соответствует постановлению Губернатора Владимирской области от 31.12.2014 №1398 и нарушает права и законные интересы Владимирской области на оказание на территории области государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Согласно части 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным названным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу статьи 168 того же Кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, лицензионный договор от 02.04.2018 № 01-ЛД/ЗЗ, заключенный ФГУП «ПВС» с ООО «Содействие 33-Плюс», подлежит признанию недействительным в соответствии со статьями 166, 168 ГК РФ, поскольку противоречит статьям 1-2, 6-7, 10, 16 Закона № 210-ФЗ, статье 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, частям 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным лицензионный договор от 02.04.2018 № 01-ЛД/33, заключенный между ФГУП «ПВС» МВД России и ООО «Содействие 33-Плюс».

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области в течение месяца.

Судья                                                                                                       М.А. Миронова