ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-93066/21 от 01.03.2022 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

   053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва             

07 апреля 2022 года                                    Дело №А41-93066/21

Резолютивная часть объявлена 01 марта 2022

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2022

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Семёновой А.Б.,
при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания  
Курбановой Х.З., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации городского округа Долгопрудный (141701, Московская область, Долгопрудный город, Собина площадь, 3, ОГРН: 1035001850773, Дата присвоения ОГРН: 14.01.2003, ИНН: 5008001799)

к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (143403, Московская область, Красногорск город, Речная улица, 8, ОГРН: 1047727043561, Дата присвоения ОГРН: 21.12.2004, ИНН: 7727270299)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Гаражно-Специализированный Потребительский Кооператив № 19 (141720,Московская область, Долгопрудный город, Лихачевский проспект, Гспк № 19, ОГРН: 1035001859430, Дата присвоения ОГРН: 10.11.2003, ИНН: 5008014484).

об исключении из государственного кадастра учёта недвижимого имущества сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020104:36,

об исключении из государственного кадастра учёта недвижимого имущества сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020104:37,

при участии в судебном заседании - согласно протоколу.

УСТАНОВИЛ:

Администрации городского округа Долгопрудный (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – ответчик, Управление Росреестра по Московской области) с требованиями об исключении из государственного кадастра учёта недвижимого имущества сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020104:36, об исключении из государственного кадастра учёта недвижимого имущества сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020104:37.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители Управления Росреестра по Московской области и ГСПК № 19 против удовлетворения заявленных требований возражали.

Арбитражный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении, установил следующее.

В соответствии со ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно положениям статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье
12 ГК РФ способами, также возможно применение иных способов, предусмотренных в законе.

Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Администрация указала, что 03.06.2005 были образованы и присвоены кадастровые номера трем земельным участкам: 50:42:0020104:36; 50:42:0020104:37; 50:42:0000000:16. Земельный участок с кадастровым номером 50:42:0000000:16, был образован как единое землепользование с входящими в него обособленными земельными участками с кадастровыми номерами: 50:42:0020104:36; 50:42:0020104:37.

Администрация указала, что ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как многокоптурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав. После вступления в силу с 1 марта 2008 года Закона о кадастре, указанный принцип не подлежит применению. Администрация указала, что земельный участок с кадастровым номером 50:42:0000000:16 является многоконтурным и включает в себя два участка с кадастровым номером 50:42:0020104:36 и кадастровым номером 50:42:0020104:37, в связи с чем земельные участки с кадастровыми номерами 50:42:0020104:36 и 50:42:0020104:37 подлежат, по мнению истца, исключению из ЕГРН.

09.09.2021 Администрация обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области с заявлением исх. № 2372 об исключении из государственного кадастра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020104:37.

15.09.2021 Управлением Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области в адрес заявителя Администрации г.Долгопрудного направлено уведомление № КУВД-001/2021-37597608/2, согласно которого, земельный участок с кадастровым номером 50:42:0020104:37 снятию с государственного кадастрового учета не подлежит, в связи с чем осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до 15 декабря 2021 года.

09.09.2021 Администрация г обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации- кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области с заявлением исх. № 2373 об исключении из государственного кадастра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020104:36.

15.09.2021 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  (Росреестр) по Московской области в адрес заявителя направлено уведомление № КУВД-001/2021-37595997/2, согласно которого, земельный участок с кадастровым номером 50:42:0020104:36 снятию с государственного кадастрового учета не подлежит, в связи с чем осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до 15 декабря 2021 года.

Обжалование в апелляционной комиссии решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не привело к удовлетворению заявлений Администрации, в связи с чем, истец избрал способ защиты, путем обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Принципами ведения Единого государственного реестра недвижимости, закрепленного в части 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ № 218-ФЗ) являются, в том числе, единство технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, а также достоверность его сведений. 

Исходя из положений ФЗ № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

Пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.

Обосновывая исковые требования, истец указал, чтоземельныйучастокс кадастровымномером 50:42:000000:16 являетсямногоконтурным, вкачестве контуров в него включеныдваземельныхучасткаскадастровыминомерами 50:42:0020104:36 и 50:42:0020104:37, которыенеявляютсясамостоятельнымиобъектаминедвижимости, в связи с чем Администрация считает, чтосведенияонихподлежатисключениюизЕГРН.

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:42:000000:16, 50:42:0020104:36 и 50:42:0020104:37 следует, что земельные участки были поставлены на кадастровый учет 03.06.2005.

Из пояснений ГСПК № 19 следует, что изначальнометаллическиегаражирасполагалисьвцентрег. Долгопрудного, однако, быладостигнутадоговоренностьопереносегаражейвновоеместо, наокраинегорода, котораявтовремянебылазастроена. Исходяиззначительногоколичествагаражей, ихразмещениеизначально предполагалосьосуществитьвдвухместах, вдольпроезда. Такимобразом, гаражный кооперативс 2004 годасталразмещатьсянадвухземельныхучастках, которыебыли разделеныпроездом, которыйсуществуетвнастоящеевремя.

03.06.2005 наоснованиизаявленияАдминистрацииг. Долгопрудныйнакадастровый учетбылпоставленмногоконтурныйземельныйучастокскадастровымномером 50:42:0000000:16, всоставкотороговходили:

- земельныйучастокскадастровымномером 50:42:0020104:36, площадью 8 466 кв.м., категорияземель: землинаселенныхпунктов, видразрешенногоиспользования: для металлическихгаражей, границыкоторогоустановленынаместности;

- земельныйучастокскадастровымномером 50:42:0020104:37, площадью 1 528 кв.м., категорияземель: землинаселенныхпунктов, видразрешенногоиспользования: для металлическихгаражей, границыкоторогоустановленынаместности.

Припостановкенакадастровыйучет, данномумногоконтурномуземельномуучастку, государственныморганомкадастровогоучёта, былприсвоенстатус«Единое землепользование».

В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:42:000000:16 в ЕГРН внесена запись об арендаторе земельного участка - ГСПК № 19.

Согласно пункту 5 ранее действовавших Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера, такой порядок присвоения кадастрового номера земельному участку может быть осуществлен при том, что обособленные земельные участки образуют единое землепользование являясь смежными земельными участками, то есть имеющими общие границы.

Согласно пункту 60 ранее действовавшего Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Таким образом, до 17.05.2008 всеземельныеучастки, каксостоящиеиз несколькихчастей, такисостоящиеизнесколькихземельныхучастков, объединялисьобщим термином - многоконтурныеземельныеучастки и обозначалиськак: многоконтурный«единоеземлепользование».

После вступлениясилуФедеральногозаконаот 24.07.2007 221-ФЗ«Огосударственномкадастренедвижимости), многоконтурныеземельныеучастки ввидеединогоземлепользованиянесоздавалисьинакадастровыйучетнеставились. Однакоранееучтенныесподобнымстатусомземельныеучастки, послевступленияв силуЗаконаорегистрации, продолжаютчислитьсяссоответствующейотметкой вЕГРН, чтопрямобылозакрепленовп. 182 ПорядкаведенияЕдиногогосударственного реестранедвижимости, утв. ПриказомМинэкономразвитияРоссииот 16.12.2015 г. 943 (утратилсилу), атакжезакрепленовнастоящеевремяп. 215 ПорядкаведенияЕдиного государственногореестранедвижимости, утв. ПриказомРосреестраот 01.06.2021 N П/0241).

Согласноп. 15 ПорядказаполненияформвыписокизЕдиногогосударственногореестра недвижимости, составасодержащихсявнихсведенийитребованиякформатудокументов, содержащихсведенияЕГРНипредоставляемыхвэлектронномвиде»утв. Приказом Росреестраот 04.09.2020 N П/0329, вреквизите "Кадастровыйномер" выпискиизЕГРНо земельномучасткетакжеуказываютсяслова "единоеземлепользование" вслучае оформлениявыпискиизЕГРНоранееучтенном (до 01.03.2008) земельномучастке, представляющемсобойединоеземлепользование.

Всилуп. 4 ст. 69 Федеральногозакона«Огосударственнойрегистрациинедвижимости» № 218-ФЗ, государственныйучетобъектовнедвижимости, втомчислеосуществленныев установленномзаконодательствомРоссийскойФедерациипорядкедоднявступлениявсилу Федеральногозаконаот 24.07.2007 г. 221-ФЗ«Огосударственномкадастренедвижимости», признаетсяюридическидействительным, итакиеобъектысчитаютсяранееучтенными объектаминедвижимогоимущества.

Таким образом, доводы Администрации о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:42:0020104:36, 50:42:0020104:37 не является самостоятельным объектом гражданско-правовых отношений, поскольку входит в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:42:0000000:16 является несостоятельным и отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм материального права, действующего в период постановки земельных участков на кадастровый учет.

Исключение из государственного кадастра учёта недвижимого имущества сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 50:42:0020104:36, 50:42:0020104:37, означает, по сути, снятие всего многоконтурного земельного участка с кадастрового учета, что в рассматриваемом случае также повлечет снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:42:000000:16.

Кроме того, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные в Администрацией требования направлены на преодоление судебных актов по делам №А41-101929/19, №А41-101928/19, вкоторыхучаствовалитежестороны, чтоивданном деле, апредметомспора также являлисьземельныеучасткискадастровыминомерами 50:42:0020104:36, 50:42:0020104:37.

В рамках спора по делу № А41-101929/19 Арбитражный суд Московской области решением от 12.03.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020, удовлетворил требования ГСПК № 19, признал незаконным решение администрации городского округа Долгопрудный от 18.10.2019 № 4406/1 и обязал Администрацию принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:42:0020104:37. Впоследствии Администрация, указывая на то, что при подготовке документов для проведения аукциона была получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 12.03.2021 согласно которой указанный земельный участок не отнесен к какой-либо категории земель и в отношении него не установлено разрешенного использование, обратилась в арбитражный суд с заявлением о разъяснении решения суда, способа и порядка его исполнения. Арбитражный суд Московской области определением от 14.04.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.11.2021, разъяснил решение суда и указал, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:42:0020104:37 Администрация обязана принять решение об отнесении такого участка к соответствующей категории земель и установить вид его разрешенного использования в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, после чего исполнить решение суда. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2022 № 305-ЭС22-1920 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках спора по делу № А41-101928/19 Арбитражный суд Московской области решением от 11.06.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022, удовлетворил требования ГСПК № 19, признал незаконным решение администрации городского округа Долгопрудный от 18.10.2019 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды и обязал Администрацию принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка общей площадью 8466 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-кт Лихачевский, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения металлических гаражей, с кадастровым номером 50:42:0020104:36. Определением от 04.10.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 суд разъяснил решение суда и указал, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:42:0020104:36 Администрация городского округа Долгопрудный Московской области обязана принять решение об отнесении такого участка к соответствующей категории земель и установить вид его разрешенного использования в соответствии с утвержденной градостроительной документацией после чего исполнить решение суда.

Согласно ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Удовлетворение требований Администрации об исключении из государственного кадастра учёта недвижимого имущества сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 50:42:0020104:36, 50:42:0020104:37 приведет к невозможности исполнения судебных актов по делам №А41-101929/19, №А41-101928/19 и к нарушению принципа правовой определенности, который является общеправовым.

С учетом изложенного, заявленные Администрацией требования удовлетворению не полежат.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                       А.Б. Семёнова