Арбитражный суд Московской области
053 , ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 мая 2016 года Дело №А41-93805/15
Резолютивная часть объявлена 24 февраля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2016 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья Н.ФИО1,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нимгировой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "НПО "ПРИБОР" к ОАО "НПТО ЖКХ"
При участии в судебном заседании- согласно протоколу от 17 – 24 февраля 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "НПО "ПРИБОР" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ОАО "НПТО ЖКХ" о взыскании задолженности за тепловую энергию в размере 3 288 516 руб. 06 коп. за период с 01.04.2015 по 31.07.2015.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил иск в связи с частичной оплатой долга, просил взыскать задолженность в размере 3 138 516 руб. 06 коп. Уточнения судом приняты.
В судебном заседании, состоявшемся 17.02.2016, судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв, 24.02.2016 судебное заседание после окончания перерыва продолжено.
В судебном заседании истец настаивал на иске.
Ответчик против иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к нему.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как усматривается из материалов дела, 25.08.2015 между ОАО "НПТО ЖКХ" (покупатель, Единая теплоснабжающая организация) и ОАО "НПО "ПРИБОР" (поставщик, Теплоснабжающая организация) был заключен договор поставки тепловой энергии и горячей воды № 25-П/2014, в силу п. 1.1. которого Поставщик обязуется передать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель и горячую воду, а Покупатель обязуется принять, для нужд потребителей, связанных с Поставщиком точкой поставки, своевременно и в полном объеме оплатить по соответствующим тарифам полученную тепловую энергию и горячую воду в соответствии с условиями настоящего Договора.
Согласно пункту 3.1. договора коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды осуществляется путем их измерения узлами учета потребителя, установленными в точке поставки.
В силу п. 4.1. договора №53-П/2014 от 25.08.2014 Покупатель определяет объемы получаемой тепловой энергии и горячей воды согласно показаниям общедомовых узлов учета, а при их отсутствии или неисправности расчет производится на основании дополнительного соглашения согласно Приложению № 1 к данному договору, содержащему ориентировочный объем тепловой энергии и горячей воды, рассчитанный на основании постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Как установлено судом узлы учета энергии не использовались для расчетов принятой тепловой энергии и горячей воды, в виду того, что не были поверены.
Как указывает истец в обоснование иска в виду неисправности общедомовых приборов учета истец при расчетах за теплоэнергию придерживался условиям п. 4.1. договора и согласованного сторонами Приложения № 1 к договору «Плановый договорной объем покупной тепловой энергии и горячей воды». Разногласия по объему теплоэнергии с ответчиком только по отоплению. Согласно Приложению № 1 (Плановый объем) к договору в акте за оказанные услуги в январе был указан отпущенный объем согласно приложению №1 к договору за отопление – 2464,4 Гкал на сумму 3105464,37 руб. Однако ответчик вопреки условиям Приложения № 1 указал объем за отопление – 1670, 81 Гкал на сумму 2105437,80 руб.
Как добавляет истец, с февраля 2015 года расчет производится в соответствии с условиями Приложения №1.
Для осуществления оплаты по договору был заключен четырехсторонние договоры № 68/22-65/2015 от 21.05.2015 и №3/22-65/2015 от 03.09.2015, по условиям которых МУП «НРЦ» исполняло обязанности по начислению, сбору, распределению и перераспределению платежей потребителей за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, оказанные МУП «НПТО ЖКХ».
Между тем, как усматривается из материалов дела, тепловая энергия приобреталась ответчиком в целях предоставления потребителям тепловой энергии и горячей воды, в связи с чем ответчик в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 ст.157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 42.1. Правил № 354 при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В соответствии с п. 9 главы II Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (ред. от 14.02.2015 г.) установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищностроительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, применение истцом тарифа, определившего количество тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречат нормам действующего законодательства.
Поскольку в силу пункта 1 ст.426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, суд полагает, что согласование сторонами метода определения количества поставленной ответчику тепловой энергии при отсутствии приборов учета, не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и названным Правилам, и является недопустимым, поскольку вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, расчет предприятия, определившего количество тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречат названным нормам.
Данная правовая позиция подтверждена определением ВАС РФ от 10.06.2010г. №ВАС-6536/10.
Ответчиком расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению производился на основании Постановления Главы муниципального образования «Городское поселение Ногинск Московской области» от 31.12.2009 года № 771 «Об установлении с 1 января 2010 года па территории муниципального образования «Городское поселение Ногинск Московской области» нормативов потребления отдельных видов коммунальных услуг».
В соответствии с Постановлением Руководителя Администрации Ногинского муниципального района от 22.11.2006г. № 1620 на МУП «НРЦ» были возложены функции по подготовке документов для проведения регистрации и снятия с регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в городском поселении Ногинск Московской области, были назначены должностные лица ответственные за регистрацию и документирование паспортом граждан, согласно Постановления Правительства РФ от 17.07.1995г. №713 об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации.
Начисление исходя из фактического количества проживающих человек в января 2015 года осуществлялось по данным МУП «НРЦ».
При таких условиях, при отсутствии в материалах дела доказательств наличия задолженности ответчика по договору за спорный период при том способе определения размера оплаты, который установлен нормами действующего законодательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.
Расходы по госпошлине возлагаются на истца.
При этом в силу ст. 104 АПК РФ, п. 7 ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату истцу излишне перечисленная госпошлина в размере 750 руб. (п/п № 3058 от 19.10.2015).
Руководствуясь статьями ст. 110,167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Возвратить ОАО "НПО "ПРИБОР" из федерального бюджета госпошлину в размере 750 руб.
Решение может быть обжаловано.
Судья Н.ФИО1