Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-10133/2021
07 ноября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседанияПарамоновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание», ул. Ломоносова, д. 8, г. Североморск, Мурманская область, 184606 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Мурманской области, пр-кт Кирова, д. 14/2, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица:
Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», пл. Славянская, д. 4, стр. 1, кв. 4, эт.; ком. 2-8; 12-19; 23-28; 109-117; 119-122; 12, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лицеМежрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в <...>, г.Екатеринбург, Свердловская область, 620142; ул. Хохрякова, д. 87, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620144,
закрытое акционерное общество «МНК-Групп», ул. Варшавская, д. 5А, лит. АВ, корп. 16, пом. 2Н, комн. 2, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>).
о признании недействительным представления № 33 от 05.10.2021 в части
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 22.08.2022;
ответчика – ФИО2, доверенность от 14.10.2022 № 49-15-07/3,
ФКУ «ЦОКР» - ФИО3, доверенность от 20.09.2021 № 42-03-16/385 (посредством онлайн-заседания); специалиста ФИО4 (посредством онлайн-заседания),
ЗАО «МНК-Групп» - ФИО5, доверенность от 20.10.2021 (посредством онлайн-заседания),
установил:
муниципальное бюджетное учреждение «Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание» (далее – заявитель, МБУ «АХТО», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Мурманской области (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным представления № 33 от 05.10.2021 в части нарушений, указанных в пунктах 1 и 2; об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В обоснование заявленных требований МБУ «АХТО» указало, что комиссия в полном объеме исключила выполненные работы по устройству
водосбросных сооружений с проезжей части из продольных лотков из сборного бетона (КС-2 от 13.11.2020 № 35/2) на сумму - 2 155 414 руб. Вместе с тем, работы выполнены в полном объеме, а сами крышки в количестве 316 штук были демонтированы на время проведения работ по устройству покрытий территории для предотвращения их повреждения. На сегодняшний день заглушки на водоотводные бетонные лотки смонтированы и установлены. По мнению МБУ «АХТО», нарушения части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), части 1 статьи 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) вменены заявителю неправомерно. У МБУ «АХТО» нет оснований для возврата средств субсидий федерального бюджета в размере - 2 155 414 руб. за выполненные в полном объёме работы. Комиссия исключила работы по устройству люков чугунных с решеткой для дождеприемного колодца (СК-2 от 13.11.2020 № 30/3) в количестве 2 штук на сумму – 5551,43 руб. Впоследствии данное замечание было снято, в связи с установкой 2 чугунных люков на колодцы.
Кроме того, комиссия указала, что МБУ «АХТО» приняты по актам КС-2 от 14.09.2020 № 37/1, КС-2 от 13.11.2020 № 15/1 и оплачены оборудование и материалы, не соответствующие требованиям проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, на общую сумму 1 643 447,54 руб., в том числе: средства субсидии федерального бюджета 706 736,83 руб., средства субсидии областного бюджета 775 596,46 руб., средства субсидии местного бюджета 161 114,25 руб.
В частности, комиссией установлено, что оборудование, смонтированное в индивидуальном тепловом пункте, не соответствует требованиям проектной документации. При этом пояснения, данные в письме от 05.08.2021, о том, что объемы работ, виды материалов и оборудования, принятые к оплате по первичным учетным документам (акты о приемке выполненных работ по форме КС-2), проходят стадию корректировок в связи с прохождением государственной экспертизы Мурманской области в рамках экспертного сопровождения, что созданы локальные сметы на включение/исключение работ и материалов в соответствии с теми, что смонтированы фактически (по факту) и приняты по актам выполненных работ, не были приняты комиссией во внимание.
Также комиссией не принят довод МБУ «АХТО» о том, что после завершения работ будет произведено снятие ранее запроцентованного оборудования (исключено) и включено новое, фактически установленное, что изменения в материалах и оборудовании проходят этап согласования.
На сегодняшний момент в адрес МБУ «АХТО» предоставлена локальная смета № 15 (включения/исключения) на индивидуальный тепловой пункт, в которой исключено оборудование, указанное в акте выездной проверки от 16.08.2021 (насосы отопления), и включено оборудование, установленное на объекте; предоставлены должным образом оформленные документы о замене оборудования, а именно - рабочая документация индивидуального теплового пункта с тепломеханическими решениями (шифр 195/18-ТМ).
По мнению заявителя, нарушения пункта 1 статьи 450, пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пунктов 4.2.1, 8.3 контракта от 23.04.2019 № 07-01/2019 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г.Североморск Мурманской области» вменены к МБУ «АХТО» неправомерно. Замена применяемых материалов и оборудования согласована и оформлена должным образом. У Учреждения отсутствуют основания для возврата средств субсидий федерального бюджета в размере - 706 736,83 руб. за фактически примененные и согласованные материалы и оборудования.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился. В отзыве на заявление указал на законность и обоснованность оспариваемого представления.
Определением суда от 23.12.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в лице Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г.Екатеринбурге (далее – ФКУ «ЦОКР»), закрытое акционерное общество «МНК-Групп» (далее – ЗАО «МНК-Групп»).
ЗАО «МНК-Групп» представило отзыв на заявление, в котором поддержало позицию заявителя в полном объеме.
ФКУ «ЦОКР» в отзыве на заявление указало на законность и обоснованность оспариваемого представления.
В ходе судебного разбирательства ЗАО «МНК-Групп» и ФКУ «ЦОКР» неоднократно представляли письменные пояснения относительно изменений, внесенных в рабочую документацию в части материалов и оборудования.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление с дополнениями.
Третьи лица поддержали позиции, изложенные в отзывах на заявление с дополнениями.
Как следует из материалов дела, Управлением в соответствии с приказами от 17.06.2021 № 239 «О назначении плановой выездной проверки Муниципального бюджетного учреждения «Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание», от 02.08.2021 №286 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки Муниципального бюджетного учреждения «Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание» и на основании пункта 12 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Мурманской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 25.06.2021 по 16.08.2021 в отношении МБУ «АХТО» проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках федерального проекта «Современная школа» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642.
Результаты проверки оформлены актом от 16.08.2021, на основании которого 05.10.2021 МБУ «АХТО» вынесено представление № 33.
В названном представлении отражено, что в ходе контрольного мероприятия среди прочих выявлены следующие нарушения:
1.В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 9 Закона №402-ФЗ, частью 6 статьи 52 ГрК РФ, частью 1 статьи 101 Закона № 44-ФЗ, пунктами 4.2.1, 8.3 контракта от 23.04.2019 № 07-01/2019 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморск Мурманской области», МБУ «АХТО» в двух случаях осуществлена оплата денежных обязательств фактически невыполненных работ в общей сумме 3 043 613,28 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства местного бюджета 151 815,43 руб., областного бюджета в общей сумме 730 832,42 руб. и средства субсидии из федерального бюджета по КБК 073 0702 022Е155200 523 в сумме 2 160 965,43 руб. (в двух случаях в 2020 году приняты к оплате первичные учетные документы, содержащие фактически невыполненные работы при строительстве объекта «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморск Мурманской области», в целях создания которого из федерального бюджета предоставлена субсидия по КБК 073 0702 022Е155200 523).
2.В нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 450, пунктом 1 статьи 452 ГК РФ, пунктами 4.2.1, 8.3 контракта от 23.04.2019 № 07-01/2019 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморск Мурманской области», МБУ «АХТО» осуществлена оплата денежных обязательств оборудования и материалов, характеристики которых не соответствуют требованиями проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, в отсутствие оформленных должным образом согласований, в общей сумме 1 643 447,54 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства местного бюджета 161 114,25 руб., областного бюджета в общей сумме 775 596,46 руб. и средства субсидии из федерального бюджета по КБК 073 0702 022Е155200 523 в сумме 706 736,83 руб. (в двух случаях в 2020 году приняты к оплате первичные учетные документы, содержащие оборудование и материалы, фактически выполненные не в соответствии с требованиями проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, в отсутствие оформленных должным образом согласований, использованные при строительстве объекта «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморск Мурманской области», в целях создания которого из федерального бюджета предоставлена субсидия по КБК 073 0702 022Е155200 523).
С учетом информации об устранении нарушения в части оплаты невыполненных работ по установке 2 люков чугунных легких (ГОСТ 3634-99) марка Л(А30)-К-1-60) в общей сумме 7 818,91 руб. (из них 5 551,43 руб. - средства федерального бюджета, 1 877,47 руб. - средства областного бюджета и 390,01 руб. -средства местного бюджета) на МБУ «АХТО» возложена обязанность устранить выявленные нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего представления, путем возврата неправомерно использованных средств субсидии из федерального бюджета в сумме 2 862 150,83 руб. в порядке, определенном главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в срок до 23.12.2021.
Посчитав выводы Управления в части нарушений, изложенных в пунктах 1 и 2 представления, не соответствующими требованиям действующего законодательства, МБУ «АХТО» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания ненормативного правового акта (решения) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным ненормативным правовым актом (решением) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Контроль в сфере закупок регламентирован статьей 99 Закона № 44-ФЗ, частью 1 которой предусмотрено, что контроль в сфере закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) и оказанной услуги условиям контракта (часть 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).
Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 9 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;
назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;
получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2 статьи 270.2 Кодекса).
С учетом изложенного суд считает, что Управление уполномочено на выдачу по итогам проверки обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В силу статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:
нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,
нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию,
нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета,
нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
При этом в главе 30 БК РФ установлены следующие виды бюджетных нарушений: нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита.
Как следует из материалов дела, в целях предоставления средств субсидии из федерального бюджета бюджету Мурманской области на софинансирование расходов в 2020 - 2022 годах заключено соглашение между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Мурманской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Мурманской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 19.12.2019 № 073-09-2020-979.
Согласно приложению № 1 к Соглашению от 19.12.2019 №073-09-2020-979 «Перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия» субсидия предоставляется, в том числе в целях достижения результата регионального проекта строительства объекта капитального строительства «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморск Мурманской области». Срок строительства объект - 2 года.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Мурманской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет: в 2020 году 603 138 317,51 руб., в 2021 году 394 160 057,74 руб., в 2022 году 392 049 773,24 руб. Общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Мурманской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства Мурманской области, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансированя которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 74,73%, составляет в 2020 году не более 450 709 600 руб., в 2021 году не более 364 197 200 руб., в 2022 году не более 364 197 200 руб.
Планируемое значение результатов использования субсидии на 31.12.2021 -1200 мест по объекту «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморск Мурманской области».
Главный распорядитель средств бюджета Мурманской области -Министерство строительства Мурманской области.
В рамках реализации национального проекта «Образование» МБУ «АХТО» в 2020 году выступило заказчиком при строительстве объекта «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморск Мурманской области».
В целях осуществления капитального строительства по объекту «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморске Мурманской области» МБУ «АХТО» в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ заключен контракт от 23.04.2019 № 07-01/2019 с ЗАО «МНК-Групп» на сумму 1 093 089 720 руб.
Управлением проведена проверка соблюдения МБУ «АХТО» целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках федерального проекта «Современная школа» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642.
В рамках контрольного мероприятия специалистами ФКУ «ЦОКР» проведены контрольные обмеры.
В ходе проведения строительно-технического исследования по объекту строительства «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г.Североморск Мурманской области» проведена выборочная проверка соответствия принятых объемов и видов работ, указанных в актах КС-2, фактически выполненным в 2020 году.
Результаты проверки оформлены актами контрольного обмера и осмотра видов и объемов работ от 13.07.2021, от 14.07.2021, выполненных подрядчиком, принятых по актам КС-2 МБУ «АХТО» в рамках контракта от 23.04.2019 № 07-01/2019.
При контрольных обмерах в рамках строительно-технического исследования проведены обмеры: бортовых камней марки БР 100.30.15, БР 100.20.8; устройства водосбросных сооружений с проезжей части из продольных лотков из сборного бетона; устройства люков чугунных с решетной для дождеприемного колодца; устройства ограждения школы; оборудования, приборов, средств автоматизации, трубопроводов и трубопроводной арматуры, смонтированной в индивидуальном тепловом пункте; монтажных работ по электрическому освещению; наружных сетей водоотведения; смонтированного жироуловителя.
По результатам выборочного контрольного обмера и определения фактического наименования видов и объемов работ выявлено несоответствие видов и объемов работ, указанных в актах КС-2, фактическим видам и объемам работ.
Так по акту КС-2 от 13.11.2020 № 35/2 приняты работы на общую сумму 5 911 261,20 руб. (в том числе НДС 20 %) – устройство водосбросных сооружений с проезжей части из продольных лотков из сборного бетона в объеме 20,51 м3 лотка (пункт 17/67 ТЕР27-02-005-01).
ФКУ «ЦОКР» установлено, что работы выполнены не в полном объеме (приложение № 1 к акту обмера от 13.07.2021). Не смонтирована и отсутствует щелевая чугунная решетка, входящая в комплект поставки «Лоток водоотводной бетонный усиленный серии BetoMax ЛВ-16.25.26-Б, L=1000 мм, с щелевой чугунной решеткой ВЧ кл. Е, арт. 04350, STANDARTPARK» в объеме 316 штук; отсутствует заглушка ЗЛВ-16.25.31-Б-ОС, стальная оцинкованная, арт. 6131-Б, STANDARTPARK в объеме 3 штук.
На основании приложения № 1 к акту обмера от 13.07.2021 составлена ведомость № 1 пересчета выявленных несоответствий к акту контрольного обмера и осмотра видов и объемов работ, стоимость невыполненных работ составила 3 035 794,37 руб. (в том числе НДС 20 %).
В отзыве на заявление и в судебном заседании представитель ЗАО «МНК-Групп» пояснял, что на момент проведения проверки обязательства сторон по контракту исполнялись, на объекте проводились строительно-монтажные и пусконаладочные работы, осуществлялась корректировка проектно-сметной и рабочей документации и согласование изменённых проектных решений.
ЗАО «МНК-ГРУПП» выполнило установку лотков с щелевыми крышками (решетками), входящими в комплект поставки, в полном объеме в соответствии с проектными решениями. Щелевые решетки были демонтированы и складированы для предотвращения их повреждения при укладке асфальта механизированным способом асфальтоукладчиком, а также укладке тротуарной плитки. Данная информация передана заказчику письмом № 235 от 02.08.2021.
В материалы дела представлен счет на оплату лотков водоотводных бетонных, решеток чугунных, крепежа решетки к лотку № 6-2 от 03.05.2020; договор ответственного хранения № 7 от 13.11.2020.
Во исполнение определения суда от 17.02.2022 представителями Учреждения, Управления и ЗАО «МНК-Групп» проведен совместный осмотр объекта, в ходе которого зафиксировано, что щелевые чугунные решетки водоотводных бетонных лотков в количестве 316 штук и заглушки стальные оцинкованные в количестве 3 штук установлены. Представлен соответствующий акт выездной проверки от 05.05.2022 и фототаблица.
В подтверждение выполненных работ МБУ «АХТО» и ЗАО «МНК-Групп» предоставлена следующая исполнительная документация по устройству водоотводных сооружений: акт освидетельствования скрытых работ от 26.06.2021 № 12.1-ПЗУ; акт освидетельствования скрытых работ от 27.06.2021 № 12.2-ПЗУ 1; копия документа о качестве от 14.05.2021 на пескобетон марка 300; акт освидетельствования скрытых работ от 27.06.2021 № 12.3-113У; копия паспорта №008 на пленку полиэтиленовую; акт освидетельствования скрытых работ от 28.06.2021 № 12.4-ПЗУ; документ о качестве бетонной смеси заданного качества партии № 3; акт освидетельствования скрытых работ от 03.07.2021 № 12.5-ПЗУ; документ о качестве бетонной смеси заданного качества партии от 01.07.2021; паспорт качества от 19.05.2021 № 449 на лоток водоотводный BetoMax ЛВ-16.2.31-Б бетонный с решеткой ячеистой чугунной ВЧ.
В результате анализа предоставленных документов ФКУ «ЦОКР» сделан вывод о несоответствии фактически установленной чугунной решетки, отраженной в акте выездной проверки осмотра и фиксации от 05.05.2022, и решетке, отраженной в исполнительной документации.
Так рабочей документацией лист 3 шифр 195/18ГП «Генеральный план» в ведомости элементов системы поверхностного водоотвода указан лоток марки BetaMax ЛВ-16.25.26-Б бетонный с решеткой щелевойчугунной ВЧ кл.Е (StandartPark артикул 04350) в количестве 631 штуки (длина чугунной решетки - 1000 мм).
На фотографиях, приложенных к акту выездной проверки осмотра и фиксации от 05.05.2022, зафиксированы ячеистыечугунные решетки с идентификационной надписью производителя «AQUASTOK D400 EN 1433».
В пояснениях от 30.08.2022 ЗАО «МНК-Групп» указало, что в рабочую документацию (ПД № 2 195_18-ПЗУ) внесены изменения в части замены производителя водоотводных решеток. Замена подтверждена справкой главного инженера проекта от 30.10.2021 № 9 с предоставлением паспортов на чугунную решетку Optima 150 D400 «ВОЛНА» (ТУ 4859-023-98819996-2013), лотки водоотводные бетонные ЛВБ Optima 150 (ТУ 5858-023-98819996-2013). Также предоставлен акт КС-2 от 06.12.2021 № 35.К.5/1, в котором сторнированы лотки производителя (StandartPark) ранее закрытые по акту КС-2 от 13.11.2020 и добавлены лотки и чугунные решетки, установленные по факту, производителя ООО «Аквасток». В подтверждение соответствия стоимости фактически установленных лотков и чугунных решеток ЗАО «МНК-ГРУПП» предоставлена УПД от 03.05.2020 № 6-2.
В справке главного инженера проекта от 30.10.2021 № 9 подтверждаются соответствие изменений технической части проектной документации установленным требованиям, совместимость с частью проектной документации.
Представители ФКУ «ЦОКР» в ходе судебного разбирательства настаивали на том, что изменения, внесенные в рабочую документацию, привели к ухудшению технических характеристик в решениях, предусмотренных проектной документацией (марка BetaMax ЛВ-16.25.26-Б производителя StandartPark), с фактически установленными бетонными лотками и чугунными решетками (марка Optima 150 производителя ООО «АКВАСТОК»). Так решетки названных производителей имеют различный класс нагрузки, гидравлическое сечение, габаритные размеры и назначение для применения, что не является надлежащей заменой в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Возражая против данного довода, представитель ЗАО «МНК-Групп» указывал, что фактически установленные решетки соответствуют потребностям заказчика. Лотки и решетки, фигурирующие в проектной документации, отсутствовали в наличии, что подтверждается письмами поставщиков. Более того, стоимость установленных решеток в действительности выше тех, что были запроектированы.
Данные доводы ответчиком и ФКУ «ЦОКР» не опровергнуты.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что замена в ходе осуществления строительно-монтажных работ производителя водоотводных решеток не может свидетельствовать о неправомерном использовании средств бюджета. При этом суд учитывает, что цель установки щелевой чугунной решетки – устройство водосбросных сооружений со школьного стадиона.
Также в ходе контрольного мероприятия установлено, что по акту КС-2 от 13.11.2020 № 15/1 приняты работы на общую сумму 3 761 433,60 руб. (в том числе НДС 20%) - установка циркуляционного насоса Grundfos magna3 D 65-150 F 340 (1 x 220 В; 1,30 кВт), предназначенного для циркуляции теплоносителя в системе отопления (дополнительными особенностями являются автоматическая поднастройка и ограничение потока, постоянный контроль давления и температуры); установка циркуляционного насоса Grundfos magna3 25-100 N, предназначенного для циркуляции теплоносителя в системе отопления, где необходимо автоматическое регулирование напора насоса при изменении потребляемого расхода (в комплектации: контроллер, панель управления с TFT-дисплеем на блоке управления, встроенные датчики перепада давления и температуры и др.); установка вставок гибких фланцевых, кранов шаровых, клапанов балансировочных, клапана обратного чугунного межфланцевого, вставки магнитной М к фильтрам.
ФКУ «ЦОКР» установлено, что фактически смонтированные насосы не соответствуют проектной документации (приложение № 1 к акту обмера от 14.07.2021). На установленном оборудовании отсутствует маркировка модели производителя; МБУ «АХТО» не представлены документы (паспорта) на смонтированное оборудование.
Отсутствуют вставки гибкие фланцевые и вставка магнитная М к фильтрам; краны шаровые, клапаны балансировочные, клапан обратный не соответствуют проектной документации.
На основании приложения № 1 к акту обмера от 14.07.2021 и спецификации оборудования, изделий и материалов проектной документации шифр 195/18-ТМ-С составлена ведомость № 2 пересчета выявленных несоответствий к акту контрольного обмера и осмотра видов и объемов работ.
В отзыве на заявление и в судебном заседании представитель ЗАО «МНК-Групп» указывал, что разделом проектной документации 195/18-ИОС4предусматривалось только принципиальное решение по устройству индивидуального теплового пункта (ИТП). Подробная разработка с уточнением оборудования и согласованием с ресурсоснабжающей организацией осуществляется на стадии «Рабочая документация». Ранее предоставленная заказчиком рабочая документация не имела согласования с ресурсоснабжающей организацией. ЗАО «МНК-ГРУПП» были внесены изменения в рабочую документацию, которые согласованы с ресурсоснабжающей организацией и переданы заказчику 12.10.2021. Фактически смонтированное оборудование соответствует согласованной рабочей документации. При этом, отсутствие согласования не позволило бы сдать ИТП ресурсоснабжающей организации и обеспечить объект тепловой энергией.
В подтверждение приведенных доводов ЗАО «МНК-Групп» представило откорректированную рабочую документацию шифр 195/18-ТМ (в редакции от сентября 2021 года), копию акта КС-2 от 06.12.2021 № 38/2.
В акте КС-2 от 06.12.2021 № 38/2 в разделах «Работы на включение/исключение в акт КС-2 от 13.11.2020 № 15/1м. Монтажные работы. Оборудование»: пунктом 5 мониторинг цен ТМ пункт 18 «Насос отопления «Grundfos magna3 D 65-150F» исключен в полном объеме; пунктом 6 мониторинг цен пункт 17 «Насос отопления «Grundfos magna3 D 25-100F» исключен в полном объеме; пунктом 3 прайс «Насос отопления «Grundfos D 65-150F» добавлен в объеме 1 штука в соответствии с фактически установленным оборудованием; пунктом 4 прайс «Насос отопления «Grundfos D 25-100F» добавлен в объеме 1 штука в соответствии с фактически установленным оборудованием.
Также МБУ «АХТО» и ЗАО «МНК-Групп» предоставлена исполнительная документация (акты скрытых работ, акты проведения гидравлических испытаний, акты о промывке системы), паспорта и инструкции на насосы, копии счетов, подтверждающих приобретение и оплату оборудования, а также письма о согласовании с ресурсоснабжающей организацией.
При исследовании вышеперечисленных документов ФКУ «ЦОКР» сделан вывод о внесении изменений в первичную учетную документацию в соответствии с рабочей документацией.
МБУ «АХТО» предоставлена должным образом оформленная документация, подтверждающая факт замены оборудования.
Также применительно к рассматриваемому делу суд считает необходимым отметить следующее.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
Из содержания соглашение между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Мурманской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Мурманской области № 073-09-2020-979 от 19.12.2019, приложения № 1 к нему следует, что субсидия предоставлялась в целях достижения результата регионального проекта строительства объекта капитального строительства «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г.Североморск Мурманской области».
Заказчик, уполномоченный государственный орган в области строительного надзора осуществили приемку выполненных по контракту от 23.04.2019 №07-01/2019 работ. Приемка осуществлена без замечаний, подтверждением чего служат следующие документы: заключение Министерства строительства Мурманской области № 25/21 от 10 ноября 2021 года о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям градостроительного законодательства и проектной документации (ЗОС); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.12.2021; акт № 1 от 25.11.2021 приемки объекта капитального строительства на основании договора подряда; подписанные в ходе исполнения контракта акты выполненных работ по форме КС-2 (размещены в публичном, открытом доступе в Единой информационной системе и являются вложениями к контракту с реестровой записью: 3<***> 19 000013).
Кроме того, Арбитражным судом Мурманской области в рамках дела №А42-9643/2021 рассматривался иск МБУ «АХТО» к ЗАО «МНК-Групп» о взыскании 2 862 150,83 руб. неосновательного обогащения, возникшего в связи с нарушением условий контракта от 23.04.2019 № 07-01/2019 в части строительно-монтажных работ по установке водоотводных лотков с щелевыми крышками, ограждения, изменения состав оборудования теплового пункта.
Решением от 12.01.2022, вступившим в законную силу, суд отказал Учреждению во взыскании неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях Учреждения нарушений бюджетного законодательства. В связи с чем представление в оспариваемой части подлежит признанию недействительным, как не соответствующее действующему законодательству и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными подлежит уплате государственная пошлина в размере 3000 рублей.
При обращении в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением МБУ «АХТО» платежным поручением от 18.11.2021 № 679021 уплатило государственную пошлину в сумме 6 000 руб.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
На основании изложенного, государственная пошлина в сумме 3 000 руб., излишне уплаченная Учреждением платежным поручением от 18.11.2021 №679021, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействительным проверенное на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» представление Управления Федерального казначейства по Мурманской области от 05.10.2021 № 33 в части нарушений, указанных в пунктах 1, 2 описательной части, и требования об их устранении путем возврата неправомерно использованных средств субсидии из федерального бюджета в сумме 2 862 150,83 руб. в порядке, определенном главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в срок до 23 декабря 2021 года, изложенного в пункте 1 резолютивной части.
Обязать Управление Федерального казначейства по Мурманской области устранить нарушение прав и законных интересов Муниципального бюджетного учреждения «Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание».
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Мурманской области в пользу Муниципального бюджетного учреждения «Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Возвратить Муниципальному бюджетному учреждению «Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание» из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную платежным поручением № 679021 от 18.11.2021.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Кушниренко В. Н.